Эта цитата приписывается британскому премьер-министру Уильяму Юарту Гладстону. В этом объяснении кроются причины всемирной популярности чая.
Традиция чаепития насчитывает тысячи лет. Чёрный, белый, улун и зелёный чаи производятся из листьев вечнозелёного кустарника — чайного растения Camellia sinensis. Считается, что это растение происходит из Центральной Юго-Восточной Азии, на географическом пересечении современных Китая, Индии и Мьянмы.

Китайская легенда гласит, что император выпил первую чашку чая в 2737 году до н. э. Из Китая чай распространился по восточным регионам Шёлкового пути и стал популярен в Японии и Корее. Португальские и голландские торговцы привезли чай в Европу в XVII веке. Чаепитие стало культурным феноменом на Западе, играя ключевую роль в обществе, в том числе в декоративном и изобразительном искусстве.
Чай королевы

Страна за пределами Азии, которая больше всего ассоциируется с чаем, — Великобритания. Популярность напитка объясняется женитьбой короля Карла II на португальской принцессе Екатерине Брагансской в 1662 году. До этого чай использовался англичанами только в медицинских целях. Пристрастие новой королевы к ежедневному чаепитию вдохновило придворных подражать её привычкам. Чай превратился в светский напиток и символ статуса прежде всего потому, что стоил очень дорого.
До XVIII века только элита могла позволить себе импортировать китайские чайные листья и платить за них большие налоги. Кроме того, предметы, необходимые для чайного сервиза, изначально импортировались из Китая. Дороговизна и красота этой чайной посуды ещё больше повышали привлекательность чаёв. К концу 1700-х годов чаепитие стало модным и доступным для среднего класса, и чайные сервизы стали производиться в Европе.
Королевское чаепитие
С ростом чайных церемоний в начале 1730-х годов возник новый жанр искусства — «беседы». Вначале покровителями и коллекционерами были королевские особы и дворяне, но интерес к таким картинам быстро распространился и на средний класс.
Произведения искусства, принадлежащие к этой категории, были небольшого размера. Их сюжеты — неформальные группы в домашних интерьерах или садовых экстерьерах. На многих из них изображены пьющие чай люди, и ярким примером является картина Чарльза Филипса «Чаепитие в доме лорда Харрингтона, Сент-Джеймс» 1730 года, хранящаяся в Йельском центре британского искусства.

Хотя карьера Филипса длилась всего десятилетие, он был ведущим художником в жанре «бесед», и учёные считают эту картину его самым амбициозным полотном. Лорд Четвинд заказал эту картину для своего загородного дома. Филипс изобразил его в качестве игрока в карты за центральным столом справа. Однако сюжет картины — чаепитие с известными людьми в лондонском доме графа Харрингтона.
Хозяин дома граф Харрингтон не представлен на картине, поскольку во время её создания он находился с дипломатической миссией. Вместо этого, как поясняют в музее, «он представлен виртуально в своей комнате, оформленной по самым высоким стандартам и последней моде: натюрморты и идеальные пейзажи над дверями и камином, дамасские подвески и турецкий ковёр». Композиция интерьера строго симметрична, что характерно для творчества Филипса.

Художник изобразил чайную посуду с мельчайшими деталями. Сине-белый фарфоровый сервиз, возможно, был привезён из Китая. Однако большой чайник, сверкающий серебром, предполагает местное происхождение, поскольку к моменту создания картины европейские мастера уже создавали собственные серебряные предметы для чая. Потрясающее трио из двух чайников и сахарницы, хранящееся в Музее Метрополитен и датируемое 1738-39 гг., демонстрирует технический блеск, инновации и витиеватую эстетику серебряных дел мастера Поля де Ламери.

Хотя де Ламери родился в Нидерландах в семье отца-гугенота, свою карьеру он провёл в Лондоне, где пользовался большой известностью и высоким покровительством. Эти работы считаются одними из его шедевров. Каждый предмет имеет продолговатую форму с верхом из бомб. Верхняя часть украшена картушами, изображающими «чеканные и гравированные наземные, городские и морские пейзажи», как описывает Метрополитен-музей. Другие орнаменты включают льва, путти, морских обитателей, раковины, цветы и чайные листья, причём последний мотив как нельзя кстати.
Китайский фарфор

Помимо предметов для беседы, в жанре натюрморта в качестве предметов интерьера использовались чайные сервизы. Изысканная картина «Натюрморт: чайный сервиз» относится к последнему десятилетию творчества швейцарского художника Жана-Этьена Лиотара (1702-89). Лиотар родился в Женеве и частично обучался в Париже.
Он много путешествовал, работал в Лондоне, Нидерландах, Вене, Риме и Константинополе в течение длительного времени, а затем вернулся в свой родной город. Известный своим мастерским владением пастелью и изысканным нанесением пигмента, Лиотар специализировался на портретах и жанровых сценах. В конце своей карьеры он писал натюрморты с чайными и кофейными сервизами в качестве предметов. Сегодня известно только пять таких картин.
Выставка «Натюрморт: чайный сервиз» в Центре Гетти демонстрирует дорогой китайский фарфор и серебряные ложки. Возможно, художник держал её в своей мастерской, чтобы продемонстрировать потенциальным клиентам свой элегантный стиль и умение изображать объём, фактуру и свет. На картине изображён поднос с заварочным чайником, сахарницей, кувшином для молока, вазой с крышкой и полудюжиной чашек и блюдец.
Несмотря на роскошные аксессуары для чаепития, всё здесь перевёрнуто. Изящные чашки перевёрнуты вверх дном или на бок, сверкающие ложки разложены во все стороны, а корочки хлеба с маслом разбросаны по подносу. Музей пишет: «Сочетание прозрачных, отражающих и ярко узорчатых предметов позволило художнику изобразить сильные визуальные контрасты».

Европейские любители чаепития жаждали китайских фарфоровых чайных сервизов или сервизов, вдохновлённых этим стилем. Чайник примерно 1770 года, хранящийся в Метрополитен-музее, украшен красочной фигурной группой, похожей на узор, изображённый на полотне Лиотара.
Экспонат музея был изготовлен в Китае специально для европейского рынка. По мере роста спроса на чайную посуду в Европе стали появляться фарфоровые мануфактуры. Начиная с 1740-х годов местные британские ремесленники выпускали разнообразные фарфоровые чайники, среди которых были грубые, забавные, роскошные и даже политические образцы. Не прекращалось увлечение узорами, вдохновлёнными азиатскими мотивами, особенно квинтэссенцией китайской сине-белой палитры. Пример такого чайника в Метрополитен-музее, также датируемый примерно 1770 годом, украшен растительным узором и изготовлен британской фабрикой Worcester.

Чай в пять часов
В XIX веке чай и его ритуалы продолжали цениться и расширяться. Концепция ставшей классической модели послеобеденного чая была представлена герцогиней Бедфордской в 1840 году. Хотя в то время чаем наслаждалось большинство слоёв населения, его продолжали подавать в элитных светских заведениях как символ утонченности и элегантности.

Five O’Clock Tea — ослепительная картина Джулиуса Лебланка Стюарта, посвящённая чаепитию. Работа сразу же получила признание критиков и ценится до сих пор. На последнем аукционе Sotheby’s в 2019 году она была продана за $1,88 млн.
Стюарт родился в Британии, но вырос в Париже и всю свою карьеру провёл в ставшем для него родным городе. Известный как «парижанин из Филадельфии», он входил в высшее общество. Магнаты, аристократы, художники, актёры и эмигранты часто фигурируют в его сложных групповых портретах.
Считается, что на этой картине изображено чаепитие в парижской гостиной для американцев, живущих за границей. Художник включил себя в состав группы: профиль слева — автопортрет, а справа — его колли Джинни, готовая принять потенциальные угощения с чайного стола.
Интерьер салона не менее пышный, чем на картине Филипса «Чаепитие», и отражает вкус к иностранному декоративному искусству конца XIX века. Эстетическое движение того периода особенно увлекалось японским дизайном. Японское влияние прослеживается в складной ширме и расписных шторах из рисовой бумаги, которые пропускают мягкий свет позднего вечера и освещают роскошную обстановку и модно одетых посетителей, беседующих и попивающих чай.

Можно легко представить, что серебряный чайник Tiffany & Co. 1880 года, хранящийся в Метрополитен-музее, будет показан в фильме Five O’Clock Tea. Тиффани, ведущая американская фирма по производству серебра и ювелирных изделий, была известна своими творениями в японском стиле в конце XIX века. Музей пишет:
«Действительно, Tiffany & Co. получила главный приз за изделия из серебра на Всемирной выставке в Париже в 1878 году, и судьи отметили оригинальность и виртуозность японского серебра этой фирмы».
Этот потрясающий чайник украшен асимметричными изображениями причудливых рыб и рептилий, нефритовым наконечником, а также деталями из слоновой кости и меди.
Художники и ремесленники постоянно вдохновлялись чаем. Время шло, в моду входили новые эстетические стили, но общественное и художественное значение чаепития оставалось неизменным. Какой бы ни была ваша чашка чая, эти прекрасные работы — настоящий праздник для глаз.
Мишель Пластрик — консультант по искусству, живущая в Нью-Йорке. Пишет на самые разные темы, включая историю искусства, арт-рынок, музеи, художественные ярмарки и специальные выставки.
__________
Чтобы оперативно и удобно получать все наши публикации, подпишитесь на канал Epoch Times Russia в Telegram







































