Сторонники Лая считают, что он может преодолеть политический раскол Тайваня и противостоять Коммунистической партии Китая (КПК).
В отличие от некоторых тайваньских политиков, Лай не боится напрямую решать проблемы по обе стороны пролива. Он утверждал, что позиция его правительства «против КПК, но не против Китая», и выступал против аннексии Тайваня Пекином.
Правящая Демократическая прогрессивная партия (ДПП) 12 апреля официально объявила, что Лай будет представлять партию на выборах в президенты, так как Цай Инвэнь уйдёт в отставку после завершения своего второго президентского срока в мае следующего года.
Скромное начало
Родился Лай в современном Новом Тайбэе, его отец был шахтёром и погиб в результате несчастного случая на шахте, когда Лаю было два года. Лая и пятерых его братьев и сестёр воспитывала мать, которая много работала, чтобы свести концы с концами и прокормить семью.
Несмотря на трудности, он стал известным врачом, законодателем, мэром, премьер-министром, а теперь и вице-президентом, значительной фигурой в тайваньской политике.

От медицины к политике
Лай получил степень бакалавра на факультете физиологической медицины Национального Тайваньского университета, закончил программу пост-бакалавриата по медицинским наукам в Национальном университете Ченг Кунг и получил степень магистра общественного здравоохранения в Гарвардском университете.
Согласно его публичному профилю, он является одним из немногих врачей на Тайване, обладающих опытом в области реабилитации, клинической помощи и общественного здравоохранения. В 1994 году он был главным резидентом в больнице Национального университета Ченг Кунг.
Переход Лая от медицинской карьеры к политике совпал с движением за демократизацию Тайваня, которое началось в 1990-х годах, когда на Тайване впервые были введены демократические выборы.
В частности, во время кризиса в Тайваньском проливе 1996 года, когда Пекин провёл серию ракетных испытаний в водах, окружающих Тайвань, Лай отказался от своей успешной медицинской карьеры, чтобы заняться политикой.

На выборах в Национальное собрание в том же году Лай получил наибольшее количество голосов, представляя город Тайнань, крупный муниципалитет на юге Тайваня. Получив место, он приступил к миссии по упразднению Национального собрания, которое в то время находилось под однопартийным контролем Гоминьдана (Гоминьдан: Китайская националистическая партия).
Политическая карьера
В 1998 году Лай был избран законодателем, представляющим город Тайнань. За время своего пребывания в должности он решил более 100 тыс. местных проблем — беспрецедентный послужной список в то время. Неудивительно, что жители Тайнаня избирали его в законодательный орган четыре срока подряд (1998–2010).
В 2010 году уезд Тайнань и город Тайнань были объединены в специальный муниципалитет Тайнаня. Лай был избран его первым мэром с более чем 60% голосов — это был первый раз, когда он баллотировался на исполнительный пост.

Лай был единственным мэром среди крупных муниципалитетов Тайваня, который не использовал муниципальный бюджет для найма шофёра.
Он был признан лучшим мэром Тайваня в течение своего первого срока, а общественность и средства массовой информации назвали его «пятизвёздочным мэром».
В 2014 году, когда Лай добивался переизбрания на пост мэра, он не создавал предвыборный штаб, не устанавливал рекламные щиты и флаги и не использовал средства вещания для своей предвыборной рекламы, что характерно для выборов на Тайване. Сообщается, что он не хотел беспокоить жителей города или его ландшафт.
Несмотря на общее отсутствие предвыборной рекламы, он получил почти 73% голосов за свою заявку на переизбрание, что является самым высоким показателем в истории Тайнаня.
После поста мэра Лай занимал пост премьер-министра, главы исполнительного юаня Тайваня с 2017 по 2019 год.
Местные тайваньские СМИ собрали записи деклараций Лая об имуществе, и обнаружили, что Лай и его жена жили как обычные люди, имея долги по ипотечным кредитам и постепенно выплачивая их за счёт заработной платы.
Кандидат, способный устранить политический раскол Тайваня
В конце 2019 года президент Цай Инвэнь пригласила Лай стать её кандидатом в вице-президенты на выборах 2020 года. В то время в Гонконге проходили протесты против экстрадиции, и защита тайваньской демократии была важнее, чем когда-либо, на фоне эскалации угроз со стороны Коммунистической партии Китая (КПК).
Лай принял предложение Цая, и оба выиграли выборы, набрав рекордные 8,17 миллиона голосов, что является самым высоким показателем в президентской истории Тайваня. Лай был приведён к присяге в качестве 15-го вице-президента Тайваня в мае 2020 года.

Лай считается более социально консервативным, чем Цай, которая возглавила реформы по легализации однополых браков и борьбы с изменением климата. Эти темы не так широко приняты тайваньской общественностью.
Лай занял более нейтральную позицию по некоторым из более «прогрессивных» программ Цай, несмотря на то, что он является членом её правительства. Его традиционные ценности кажутся более близкими народу Тайваня, который остаётся более социально консервативным по сравнению с большинством западных стран.
Лай является одним из наименее противоречивых политических деятелей Тайваня, поскольку члены оппозиционных партий признают и хвалят его как «прагматичного» человека.
Позиция по Китаю
В январе этого года Лай выиграл бесспорные выборы председателя своей партии 15 января, которые были созваны после того, как Цай подала в отставку с поста председателя ДПП после поражения партии на промежуточных выборах в ноябре прошлого года.
Председательство сделало его ответственным за партию и её руководство, а также проложит путь для его президентской заявки.
На пресс-конференции после церемонии приведения к присяге 18 января он заявил:
«Тайвань уже является независимым и суверенным государством, и поэтому нет необходимости провозглашать независимость».
Лай выступает за то, чтобы обе стороны Тайваньского пролива уважали друг друга и сотрудничали друг с другом.
В 2019 году Лай заявил, что позиция правительства ДПП «против КПК, но не против Китая», и выступает против аннексии Тайваня Китаем. Он критиковал КПК за стремление расширить и изменить международный порядок.
Вне политики: стремление к миру и правам человека
Лай придаёт большое значение универсальным ценностям мира и прав человека.
В своей кампании по президентским выборам 2024 года в Тайнане Лай подчёркивал, что мир бесценен и что в войне нет победителя.
В 2022 году Лай посетил Токио, чтобы присутствовать на похоронах покойного бывшего премьер-министра Японии Синдзо Абэ, который всегда считал Тайвань «важным партнёром» и «драгоценным другом» Японии.

Абэ сказал на онлайн-форуме в 2021 году, что «чрезвычайная ситуация на Тайване — это чрезвычайная ситуация для Японии и, следовательно, чрезвычайная ситуация для японо-американского альянса».
Визит Лая в Токио вызвал недовольство Пекина и был воспринят как дипломатический вызов.
Он является самым высокопоставленным тайваньским официальным лицом, посетившим Японию с тех пор, как Токио разорвал дипломатические отношения с Тайбэем (Китайская Республика) в 1972 году и установил официальные отношения с Пекином.
На недавнем предвыборном митинге в президенты Лай сказал, что выборы 2024 года на Тайване — это не поединок между войной и миром, а поединок между демократией и автократией; в этом суть отношений по обе стороны пролива.
Многие высокопоставленные политики Тайваня боятся затрагивать деликатные вопросы прав человека, опасаясь рассердить КПК.
Лай долгое время поддерживал последователей Фалуньгун и осуждал КПК за извлечение органов. Он также был главой азиатского отделения Коалиции по расследованию преследований Фалуньгун. Фалуньгун , также известный как Фалунь Дафа, является древней китайской духовной практикой, состоящей из пяти медитативных упражнений и нравственного учения, основанного на принципах «Истины, Доброты, Терпения». Эта практика стала широко популярной благодаря своей пользе для здоровья в Китае в 1990-х годах, и, согласно официальным китайским данным, к концу десятилетия она привлекла от 70 до 100 млн человек.

Восприняв эту популярность как угрозу своей власти, КПК в 1999 году начала кампанию по запрету, в результате которой за последние 23 года были задержаны миллионы сторонников и неизвестное число смертей от рабского труда, пыток и других злоупотреблений.
В 2019 году независимый трибунал в Лондоне после годичного расследования пришёл к выводу, что принудительное извлечение органов имело место в Китае в течение многих лет «в значительных масштабах», причём основным источником органов были задержанные практикующие Фалуньгун. Его окончательное решение, опубликованное в марте 2020 года и включавшее 300 страниц свидетельских показаний и представлений, не обнаружило «никаких доказательств того, что практика [извлечения органов] была прекращена».
За последние годы Лай посетил как минимум четыре представления Shen Yun Performing Arts, последнее из которых состоялось 28 марта в Мемориальном зале Сунь Ятсена в Тайбэе.

Базирующаяся в Нью-Йорке компания Shen Yun является ведущей в мире труппой классического китайского танца и с момента своего основания в 2006 году стала глобальным явлением. Используя универсальный язык музыки и танца, она стремится «возродить 5 тыс. лет китайской цивилизации» и показать зрителям красоту «Китая до коммунизма».
Лай неоднократно выражал обеспокоенность по поводу нарушений прав человека в Китае и выражал поддержку демократическим протестам в Гонконге в 2019–2020 годах.
Xueling Teng и Eva Fu внесли свой вклад в этот отчёт.
__________
Чтобы оперативно и удобно получать все наши публикации, подпишитесь на канал Epoch Times Russia в Telegram







































