
Новый закон США направлен против геноцида в Синьцзяне
США хотят решить проблему принудительного труда в СиньцзянеПод угрозой находится доступ индустрии к 20% мирового хлопка, производимого в этом регионе, а также судьба 1 млн уйгуров, содержащихся в китайских лагерях для интернированных.
Закон о предотвращении принудительного труда уйгуров (UFLPA), подписанный на прошлой неделе, это ещё одна попытка США решить проблему принудительного труда в Синьцзяне.
По мнению отраслевых экспертов, UFLPA может значительно повысить цены на хлопок, остановить импорт многих хлопчатобумажных изделий и ещё больше сократить поставки от азиатских производителей американским потребителям.
Новый закон создаёт юридическую презумпцию того, что все товары, произведённые в Синьцзяне или из синьцзянского сырья, изготовлены с использованием принудительного труда, и, следовательно, запрещены к ввозу в США. Американские импортёры будут обязаны предоставить «чёткие и убедительные» доказательства того, что их поставщик в Синьцзяне не использовал принудительный труд.
Предоставить такие доказательства сложно или даже невозможно, и это приведёт к фактическому запрету на продукцию Синьцзяна, а также на всю китайскую продукцию, связанную с Синьцзяном.
С 2014 года правозащитные группы документируют систематическое преследование уйгурского этнического меньшинства в Синьцзяне, включая использование труда заключённых уйгуров на заводах и в сельском хозяйстве. В 2020 году комиссия Конгресса установила, что Nike, Coca-Cola, Costco, Calvin Klein, Patagonia и многие другие американские корпорации «подозреваются в прямом использовании принудительного труда или в работе с поставщиками, которые подозреваются в использовании принудительного труда».
После многолетнего лоббирования правозащитными группами, в 2020 году США начали ограничивать импорт продукции, произведённой четырьмя синьцзянскими компаниями, подозреваемыми в использовании принудительного уйгурского труда. В январе 2021 года администрация Трампа распорядилась прекратить импорт хлопка и томатов из Синьцзяна. Позже в том же месяце в Конгресс был внесён законопроект UFLPA в попытке заблокировать весь импорт из этого региона.
Эти попытки оказать давление на китайский режим натолкнулись на сильный отпор со стороны крупных компаний, производящих продукцию в Китае. Согласно отчёту The New York Times от ноября 2020 года, Apple, Nike и Coca-Cola были среди крупных компаний, лоббирующих ослабление или прекращение действия нового закона.
Особенно активно протестовала индустрия моды. Пятая часть мирового урожая хлопка выращивается в Синьцзяне, а затем отправляется на фабрики и швейные предприятия по всему Китаю и по всему миру.
В своих показаниях перед Конгрессом Стивен Ламар, президент Американской ассоциации производителей одежды и обуви, заявил, что его отрасль работает над тем, чтобы исключить из своих цепочек поставок любую продукцию, произведённую с использованием принудительного труда, «но мы просто не имеем возможности или потенциала для реализации или соблюдения предлагаемого законодательства».
«Такое законодательство, без сомнения, попадёт в заголовки газет, — сказал он, — но оно нанесёт ущерб правам человека, экономическому развитию и законным цепочкам поставок, которые и так уже пострадали от COVID-19 по всему миру».
Важная веха
По словам Питера Ирвина из Уйгурского проекта по правам человека, новый закон — это большая победа для уйгуров и для верховенства закона в глобальных цепочках поставок.
«Этот новый закон — важная веха, — сказал он в интервью The Epoch Times. — Компании больше не могут делать вид, что они не знают, что происходит в Синьцзяне».
«Самое важное в законе то, что он требует от импортёров представить чёткие и убедительные доказательства того, что их продукция не произведена с использованием принудительного труда».
Как и производители одежды, Ирвин также ожидает, что новый закон нарушит цепочки поставок хлопка и другой продукции из Синьцзяна и других регионов Китая. Но он как раз для этого и предназначен.
«Этот закон влечёт за собой экономические издержки для Китая за то, что он делает в Синьцзяне, — сказал Ирвин. — Конечно, должна быть расплата за совершение того, что правительство США назвало геноцидом уйгуров».
Соединённые Штаты и другие западные страны назвали кампанию репрессий Пекина против этнических мусульманских меньшинств в Синьцзяне геноцидом. Эксперты заявили, что китайский режим совершает ещё как минимум два геноцида: против тибетцев и последователей Фалуньгун .
Синьцзянский хлопок очень ценен: производится примерно 5 млн тонн хлопка в год стоимостью около $10 млрд по текущим рыночным ценам. В основном это высококачественный хлопок с длинным ворсом, используемый для пошива одежды.
Более половины синьцзянского хлопка экспортируется в Бангладеш, Вьетнам, Мексику, Филиппины и многие другие страны.
В своём исследовательском отчёте под названием «Отмывание хлопка: Как синьцзянский хлопок скрывается в международных цепочках поставок» Мерфи документирует экспортную стратегию, которую использует китайская хлопковая промышленность, чтобы скрыть происхождение хлопка и его связь с принудительным трудом уйгуров.
Используя общедоступные таможенные данные, исследовательская группа Мерфи смогла проследить путь хлопка от полей до готовой одежды таких компаний, как H&M, Nike, Levi’s, Uniqlo, Patagonia и ещё 103 известных международных бренда, которые, возможно, используют синьцзянский хлопок в цепочках поставок.
Давление
Better Cotton Initiative (BCI), базирующаяся в Лондоне некоммерческая организация, членами которой являются Nike, H&M и Uniqlo, вызвала гнев китайского режима из-за своей позиции в отношении хлопка из Синьцзяна.
В марте 2020 года BCI, ориентированная на устойчивое развитие, приостановила свою деятельность по лицензированию и проверке в Синьцзяне и несколько месяцев спустя объявила о прекращении всей деятельности в регионе из-за «постоянных обвинений в принудительном труде и других нарушениях прав человека».
В ответ китайские власти обрушили шквал критики на западные модные бренды и призвали к бойкоту. Арендодатели закрыли несколько магазинов H&M из-за заявления на сайте компании, в котором она выразила обеспокоенность по поводу принудительного труда в Синьцзяне. Кроме того, десятки китайских знаменитостей расторгли контракты с фирмами-членами BCI.
В условиях давления BCI начала менять свой тон. В конце марта китайский офис BCI заявил агентству Reuters, что «не было обнаружено ни одного случая, связанного с принудительным трудом». Позже BCI удалила свои предыдущие заявления со своего сайта.
В недавнем заявлении объясняется, что BCI теперь фокусируется на помощи производителям в отслеживании источника их хлопка.
«Розничным торговцам и брендам необходимо интегрировать вопросы устойчивого развития и отслеживания в свою стандартную деловую практику. BCI уже предлагает компаниям эффективный способ поддержки устойчивой сельскохозяйственной практики и средств к существованию фермеров, а теперь мы сосредоточили своё внимание на том, чтобы сделать цепочки поставок хлопка более отслеживаемыми».
Ирвин из Уйгурского проекта по правам человека сказал, что новый закон — это только начало.
«Китай не собирается легко отступать. Экспорт хлопка вносит огромный вклад в экономику Синьцзяна, а швейная промышленность очень важна для Китая».
«Дело не только в хлопке, — сказал он. — Синьцзян обладает огромными запасами нефти и минеральных ресурсов, промышленностью и сельским хозяйством. Но помните, что проблема не только экономическая, и не только принудительный труд — это геноцид и преступления против человечности».
Лоренцо Пуэртас — внештатный репортёр, освещающий темы, связанные с Китаем.
__________
Чтобы оперативно и удобно получать все наши публикации, подпишитесь на канал Epoch Times Russia в Telegram
Поддержите нас!
Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!
Поддержать