Закинув удочки, кто-то открыл бутылку охлаждённого вина. Вскоре мы потягивали вино из изящных серебряных бокалов, пока громоздкая лодка прокладывала ровный путь сквозь висячую влажность позднего дня, а вода внизу была прозрачной до самого известнякового дна.
Глядя на рябь в золотистом свете, я, возможно, различил восьмой оттенок синего. Парусные лодки шли рядом с нами, а мимо пронёсся виндсёрфер, двигавшийся на удивление быстро, учитывая тишину вечера. Когда я уже приготовился устроиться поудобнее и просто наслаждаться видом, гид на борту сообщила удивительную информацию:
«Этот водоём не просто красив. На самом деле, это ещё и дом редкой и особенной доисторической цивилизации, которая до сих пор жива».
Я находился на озере Бакалар (Lago Bacalar), известном среди мексиканцев, но о котором я раньше ничего не слышал. И неудивительно. Ведь это другая часть полуострова Юкатан — уголка страны, известного своими многокилометровыми песчаными пляжами и шумными прибрежными городками, который ежегодно принимает многие миллионы туристов. Но лишь немногие из них добираются так далеко на юг.

Я путешествовал по тихой стороне штата Кинтана-Роо. В этом штате, расположенном на крайнем юго-западе Мексики, находятся мегапопулярные направления, которые знакомы практически всем, кто задумывался о солнечном зимнем отдыхе: Канкун, Плайя-дель-Кармен, Козумель и Тулум. Но эта поездка привела меня в гораздо менее изученные места.
Совершив короткий перелёт из Мехико, я приземлился в Четумале, столице штата с населением около 170 тыс. человек. Расположенный на берегу аквамаринового залива к северу от границы с Белизом, город Тулум находится примерно в трёх часах езды на север, а Канкун — ещё в паре часов. По сравнению с ними Четумаль выглядит очень сонным.
Но у города есть свои прелести, которые, возможно, скоро смогут ощутить всё больше людей. Поезд Tren Maya, официальное открытие которого запланировано на декабрь, свяжет ряд городов на юге Мексики, а также крупные археологические памятники. Пройдя через пять штатов, этот поезд преодолеет почти 1,5 тыс. км. Канкун находится в верхней части петли, а Четумаль — в южной.
Проведя в городе несколько дней, я отправился в одну из его крупнейших достопримечательностей — Музей культуры майя, занимающий целый квартал города. Пройдя через воссозданную деревню с соломенными крышами и посетив экспозиции, рассказывающие о торговых путях и повседневной жизни этого древнего и сложного народа, я проследил около 2,5 тыс. лет его истории вплоть до прихода испанцев в конце XVI века. Больше всего мне понравилась серия масштабных моделей стоянок майя, расположенных под стеклянным полом. Проходя по нему, я чувствовал себя так, как будто увидел цивилизацию многовековой давности с высоты птичьего полёта, возможно, с высоты полёта тукана.
По соседству я посетил Кохунлих, который когда-то был крупным городом майя. Его площади, храмы и пирамиды до недавнего времени были поглощены густым тропическим лесом, который до сих пор подступает к нему со всех сторон. В отличие от таких оживлённых мест майя, как Чичен-Ица или Тулум, где наблюдается интенсивное движение туристов, приезжающих на курорты, приезд в это относительно малопосещаемое место ощущается как путешествие-открытие, как будто ты сам всё это раскопал.

В течение примерно 700 лет начиная с VI века город (его первоначальное название осталось неизвестным) был крупным торговым центром. Здесь возвышались цитадели, люди собирались во дворах. Здания окрашивались в красный цвет и украшались лепниной. Сложная водопроводная система обеспечивала сбор и отвод дождевой воды. Мне понравилось просто бродить по городу, в какой-то момент я забрался на небольшую пирамиду и посмотрел вниз, пытаясь представить, как это выглядело в те времена.
Это просто чудо, как и Бакалар. В последний вечер путешествуя по воде на понтоне я обнаружил строматолиты.
«Медленно, очень медленно эта лавовая чаша превратилась в чашу с водой, — сказала гид, объясняя развитие этой лагуны длиной 40 км, пока мы наливали себе по второй порции вина. — На это ушли миллионы лет».
Но самое удивительное в этом месте видно не сразу. Строматолиты, что в переводе с греческого означает «слоистая порода», — самые древние формы жизни на Земле. Эти микробные рифы немного напоминают каменистую цветную капусту. Самые ранние из них, которые сейчас можно встретить только в виде окаменелостей, датируются 3,5 млрд лет.

А под голубыми водами Бакалара они продолжают жить.
«У нас самый большой в мире участок пресноводных строматолитов, — сказала гид. — Их возраст 9 тыс. лет. Доисторические. И до сих пор живы».
В итоге я увидел их всего лишь на секунду. Понтон проплывал мимо, и я наклонился через борт, чтобы бросить на них мимолетный взгляд. Тем не менее, это было захватывающее зрелище, которое выпадает на долю очень немногих людей. И это ещё одно преимущество путешествия сюда, в тихий уголок Кинтана-Роо.
Если вы захотите поехать
Перелёт: в настоящее время перелёт в Международный аэропорт Четумаль (CTM) предполагает пересадку в Мехико. Или же, как только начнёт функционировать Tren Maya, прилетите в Канкун и пересядьте на поезд, идущий на юг.
Передвижение: для передвижения между городами и достопримечательностями этой части штата Кинтана-Роо необходимо взять напрокат автомобиль. Или же поручите вождение и планирование экскурсий туристической компании.
Проживание: номера отеля Amainah Bacalar, расположенного прямо на берегу кристально чистой воды, отличаются элегантностью и шиком. Это именно тот отель, в котором можно провести целый день (или даже больше), просто отдыхая и наслаждаясь видом, особенно если вы забронируете номер с гамаком и собственным бассейном.
На заметку: если у вас есть свободный день, проведите его в ресторане La Playita. Здесь, в самом центре городка Бакалар, подают блюда и напитки, приготовленные на свежем воздухе. А столики под раскидистыми пальмами прямо на песке позволяют есть, пить, купаться, а затем делать всё это снова — сколько угодно раз.
Тим Джонсон, писатель из Торонто, постоянно путешествует в поисках новых интересных историй. Он побывал в 140 странах на всех семи континентах, пешком выслеживал львов в Ботсване, копал кости динозавров в Монголии и гулял среди полумиллиона пингвинов на острове Южная Георгия.
__________
Чтобы оперативно и удобно получать все наши публикации, подпишитесь на канал Epoch Times Russia в Telegram







































