Искусство веера. Рождение музея в городе музеев


Сонм музеев культурной столицы пополнился в июне еще одним художественным хранилищем. Известный коллекционер старинных произведений искусства Евгений Пылаев создал для своего собрания вееров новый музей, единственный в России и назвал его «Искусство веера». Все 250 экспонатов из разных стран – уникальные произведения искусства трёх веков.
Камин, бронза, фарфор. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times) Камин, бронза, фарфор. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)
В Петербурге один за другим открываются частные музеи. Старая Россия всегда была богата меценатами и любителями прекрасного. Откуда вдруг возьмутся люди с дягилевской внешностью и культурными устремлениями в начале XXI века, когда, казалось бы, традиция меценатства искоренена и предыдущими десятилетиями, и теперешней жаждой личного благополучия. Однако сильна, видимо, тяга человека к красоте, и в наше время эта традиция понемногу возрождается.

Итальянский росписной веер. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times) Итальянский росписной веер. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)

В небольших залах роскошного дома начала XX века воссоздана атмосфера богатого особняка. В интерьерах, чьи стены затянуты шелками, а двери драгоценных пород дерева украшены бронзовыми вставками, освещённых старинными дворцовыми люстрами и подсвечниками на каминах, уютно расположились многочисленные «витрины»-шкафы, инкрустированные деревом, фарфором и бронзой. Уже поэтому экспозицию можно назвать музеем дворянского быта. Однако его подлинная драгоценность хранится в витринах. Два десятка лет математик Евгений Пылаев собирал, восстанавливал вместе с петербургскими мастерами старинные веера.

Русский веер «Истории Моисея», 1740-е годы. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)  Русский веер «Истории Моисея», 1740-е годы. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)

Строгие петербургские музейщики говорят о коллекции, как настоящем музейном собрании. Экспонаты подвергались строгому научному отбору, художественной оценке и научной реставрации.

Веера – древнее изобретение человека. Они были известны в Китае ещё в VIII веке до н.э. и вначале являлись предметом быта и удобства. Постепенно, следуя стилю, моде они превратились в произведение искусства и с XVI века прибыли в Европу. Здесь, оставаясь опахалом, они играли роль красивого добавления к костюму дамы и инструментом тайного обмена бессловесными посланиями.

Голландия, 1690-е годы. Стиль шинуазри (китайщина). Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times) Голландия, 1690-е годы. Стиль шинуазри (китайщина). Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)

300-летняя история эволюции веерного искусства Европы представлена в музее веерами европейских стран, России и в отдельном зале — Франции – законодательницы моды и стиля. Вещи, которые отслужив своим владельцам, бросались, продавались, становились ветхими, вернулись в атмосферу, для которой создавались, «нашли своё место», говорят специалисты музейного дела.

Если бы веер заговорил, он многое рассказал бы о своём времени и хозяине. Самые старые экспонаты коллекции – голландские веера конца XVII века, рассказали бы, что их делали по образцам, привезённым смелыми мореходами из Китая. Русские веера поведали бы о своих хозяйках, проводивших вечера в бальной зале и хозяевах, которые использовали черепаховые веера, заседая в душных прокуренных салонах за карточным столом. Сюжеты живописи на полотне веера, резьба по слоновой кости, украшения драгоценными камнями по-своему расскажут о своеобразии стилей разных эпох и народов.

Собрание музея содержит некоторые раритеты, например, рипида (веер-опахало), некогда принадлежавшая Иову, митрополиту новгородскому, благословлявшему на престол Петра I. По замыслу основателя музея, именно мемориальные образцы и произведения известных художников будут пополнять коллекцию музея.

Теперь к двум европейским музеям вееров в Лондоне, Париже добавился петербургский. Президент музея-заповедника «Петергоф» В. В. Знаменов подчеркнул художественный вкус основателя музея: «Владелец блестяще знает тему и искусство. Это обнадёживает. Петербург получил хороший подарок».

___________________________

Если заглянуть внутрь своего Я, то дворянский быт не чужд многим из нас, и посидеть в гостиной у полыхающего в камине огня вряд ли кто-то откажется. Интернет магазин каминов и печей «КаминЛайн» имеет множество вариантов исполнительского искусства для обёртки целебного успокоительного пламени в доме: от классических каминов до печей с лежанками и биокаминов. Выбрать же отделку, материал для дымохода и прочие аксессуары будет несложно.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Лотос в культуре Индии
  • Роскомнадзор выдвинул предложение прекратить показ телешоу «Каникулы в Мексике»
  • На Бали проходит Международный фестиваль искусства
  • Тысячи добрых дел на чашках и блюдцах представила мастер керамики
  • Редкие книги выставили на международной антикварной ярмарке

  • Выбор редактора »

  • История коммунизма

  • Top