Все новости » Мнение » Интервью » Сергей Кретов: Счастье для каждого наступит тогда, когда человек будет работать ради других, а не для себя

Сергей Кретов: Счастье для каждого наступит тогда, когда человек будет работать ради других, а не для себя



Отчаянные поиски выхода из бесчисленных кризисов, сопровождающих человечество на протяжении двадцатого и в начале нового столетия, не прекращаются. Что нас ожидает впереди?

Мы попросили ответить на этот вопрос Сергея Кретова, д.э.н., руководителя Научно-исследовательского центра Российской академии предпринимательства, соавтора научной работы «Гуманистическая общественно-экономическая формация! Альтернативы? НЕТ! НЕТ! И НЕТ!»

— Сергей Иванович, есть ли пути выхода из кризиса?

С.К.: Если посмотреть на современный глобальный кризис не через апологетические очки: «Любой ценой надо добиться экономического роста ВВП», а под углом зрения логики исторического процесса, то становится очевидным, что эпоха капитализма, рыночных отношений, буржуазии и пролетариата закончена. Олигархи и их политические ставленники, даже объединившись в G20, уже не могут управлять по-старому, а 99% трудящихся не хотят больше потакать их снобистскому потребительству, разрушающему нашу среду обитания.

Мы наблюдаем неограниченный рост потребления среди населения так называемых развитых стран, погрязших в неоплатных долгах. Причём оно продиктовано отнюдь не необходимостью удовлетворения базовых витальных потребностей, а направлено на непреодолимое стремление к демонстрации исключительности и превосходства за счёт сверхдорогих «товаров для престижа», удовлетворению снобизма, что априори не может относиться к разумному поведению цивилизованных людей.

Увы, немногим дано видеть катастрофические последствия этого роста ради прибыли любой ценой для выживания человека, как биологического вида, которые создала система бумажных законов рыночной экономики.

Я бываю на многих форумах, участвую в диспутах, и должен сказать, что все говорят о том, что было раньше, и как сейчас стало плохо, но никто не говорит о будущем.

На втором Московском экономическом форуме польский учёный и политик Гжегож Колодко задал вопрос участникам: «Куда идёт Россия?» и сам же на него ответил: «А чёрт её знает!». Форум прошёл, а это выступление осталось самым знаковым. Его книга «Куда идёт мир» написана очень вовремя.

Есть науки так называемого «посмертного учёта», куда относят бухгалтерию, историю, статистику и некоторые другие, учёные на основании «могилок прошлых событий» рассуждают, каким будет человек и общество в будущем.

Большинство других наук занимаются тем, что изучают происходящие сейчас социально-экономические процессы и пытаются делать прогнозы на ближайшее будущее. А концептуально сказать, куда движется современная человеческая цивилизация, какое её место в истории развития биологической жизни на Земле, никто не может. Дедукция, как метод познания настоящего и будущего, к сожалению, учёными повсеместно заброшена.

— Интересно, а что об этом думаете Вы? Какой ответ Вы нашли для себя?

С.К.: Для начала давайте ответим на один из пяти лежащих на поверхности вопросов: «Что такое современный кризис?» Это объективная закономерность развития экономики и его просто надо пережить, либо это божья кара за грехи человечества, и для выхода из кризиса надо молиться о спасении собственной души? А может, это действие неких могущественных сил, решивших подсократить население на Планете, так как ресурсов на всех не хватает, либо это банальное отсутствие мозгов у современных правителей и их советников, которые не понимают, что происходит и что следует делать?

Если мы не найдем ответа на основной вопрос — почему мы попали в череду нескончаемых кризисов, мы никогда не скажем, куда идёт общество и экономика и что надо делать. Я задаю эти вопросы на всех конференциях, но ответа нет, потому что все боятся посмотреть правде в глаза.

Я могу утверждать, что современная наука, в особенности её гуманитарные отрасли, всё более скатываются к банальному шарлатанству. У гуманитарных наук пока ещё нет исходного языка неоспоримых базовых терминов. Каждый учёный имеет в голове собственную парадигму, о которой его слушатели догадываются лишь в самых общих чертах.

Например, что такое инновации? Они должны быть направлены на развитие человеческого социума, а если они порождают бесконечные отходы (океан и суша уже предельно загрязнены радиационными и другими отходами), то новшества, приводящие к экологической катастрофе, уже нельзя называть инновациями. Это преступление перед будущими поколениями, нашими детьми и внуками!

Если, например, посмотреть на параметр экономических циклов Кондратьева, то можно сделать множество любопытных выводов. Во-первых, мы не могли создать компьютеры, когда ездили на телеге, так как сознание человечества ещё не было достаточно развито.

Во-вторых, мы должны понимать, что инновационные разработки должны снижать удельный расход конечных ресурсов Земли на удовлетворение каждой разовой потребности людей. Причём не всех, а, в первую очередь, жизненных потребностей населения Планеты.

Снобистские потребности, лежащие в основе современной цивилизации, не имеют границ. Но ресурсы Земли не просто ограничены, они конечны! Большинство из них невоспроизводимо!

И, в-третьих, объективная эволюция сознания людей ведёт к стремлению человека освободиться от тяжёлого и малопроизводительного труда и заняться творческим трудом на благо других людей.

В экономической науке есть такое понятие — «органическое строение капитала». Его рост характеризует процесс, когда на одного работника приходится всё больше средств производства. В конце концов, прогресс человеческого сознания приведёт к тому, что останется один всемирный завод-автомат, во главе которого будет один сверхквалифицированный человек, который будет с удовольствием нажимать на кнопки и все потребности людей будут удовлетворены.

Это утопия, но полёты в космос во времена Циолковского тоже рассматривались как беспочвенные фантазии. Все остальные жители Земли будут заниматься творчеством во благо живущих и будущих поколений.

— Как получилось, что у людей пропали стимулы для хорошей работы, без которых невозможно развитие общества в целом?

С.К.: Чтобы понять, что лежит в основе развития производственных отношений, давайте обратимся к работам учёного Дж.К. Гэлбрейта, который ещё в 1967 году в своей работе «Новое индустриальное общество» выделил четыре последовательных варианта двигателя прогресса человечества. Он не написал прямо, что они являются следствием объективного процесса эволюции человеческого сознания, но это явственно видно из его рассуждений. Своё гениальное открытие он представил в наглядной форме мотивов людей, копающих канаву в различные периоды истории человеческой цивилизации.

Первый мотив — когда одни (рабы, крепостные) копают канаву, а другие (рабовладельцы или феодалы) бьют их дубиной каждый раз, когда подневольные работники перестают эту канаву копать.

Второй мотив — когда люди, лишённые средств производства в процессе так называемого первоначального накопления капитала (в России в процессе бумажнозаконной приватизации и залоговых аукционов), копают канаву, так как в конце работы им будут выданы деньги на выпивку и закуску, а может быть, ещё и кредит на какое-либо потребительское удовольствие.

Это и есть капитализм с его линейными рыночно-потребительскими стимулами максимизации прибыли, частным присвоением элитой результатов общественного производства согласно однобоким законам, принятым против большинства демоса, и тотальным, неконтролируемым разрушением ноосферы Земли рыночными апологетами в рамках неолиберальной парадигмы безграничного роста снобистского потребления.

Однако на этом Дж.К. Гэлбрейт не остановился. Он, как великий учёный, видел будущую перспективу развития человечества, которая ускользает от гайдаров, чубайсов, кузьминовых, мау, ясиных и многих других сторонников «невидимой руки рынка», опустившей своими неолиберальными утопиями нашу сверхдержаву в разряд третьестепенных стран.

Гэлбрейт уже тогда считал, что в ближайшем будущем люди будут копать канаву, так как она поможет осушить болото, исчезнут комары и другие люди перестанут мучительно болеть малярией. При этом никто этих канавокопателей будущего не будет подгонять дубиной и предлагать материальные стимулы.

Иными словами, канавокопатели идентифицировали себя с неким более общим социумом и работают ради его блага без внешних физических или материальных стимулов. Это и есть мотив будущей элиты нарождающейся новой гуманистической общественно-экономической формации.

Применяя философские понятия «потребности», «интересы» и «ценности», можно констатировать, что общественные потребности и личные ценности преодолевают звериные инстинкты безграничного обогащения, возведённые современной научной парадигмой неолиберализма в абсолют счастья и процветания, и возвращают существо Человека, как часть Природы, к законам её естественного развития на принципах коллективизма и сотрудничества. Однако это ещё не всё.

Четвёртый мотив по Дж.К. Гэлбрейту — когда человек копает канаву, так как только он знает, какой глубины, ширины и пространственной ориентации она должна быть. При этом происходит реализация инновационных чувств канавокопателя и его идеального представления о данной канаве, как квинтэссенции стремления человека к познанию красоты окружающего мира, а не к выколачиванию из оболваненных рекламой потребителей долларов любыми средствами.

Этот мотив впереди, но уже сейчас есть люди, сознание которых объективно направлено на истину, доброту и терпение. К сожалению, они пока не в почёте у бегающих между бутиками обезумивших потребителей.

Этот творческий двигатель прогресса — стремление к непознанному или предпринимательство в его естественном, природном понимании. Предпринимательство первоклетки, превратившейся в результате своего развития в человека разумного, способного осознать свою гуманистическую ответственность перед будущим своих потомков и Земли в целом.

Предпринимательство всегда существовало и существует в обществе, но на капиталитарной стадии развития экономики и общества его затеняет алчный и ненасытный бизнес. Уже сейчас понятно, что бизнес — это процесс безграничного накопления денег отдельными индивидуумами и долгов целыми государствами и евросоюзами. Предпринимательство же — несопоставимо более широкое понятие, характеризующее естественную тягу человека, да и любой формы жизни, к познанию окружающего мира, бережному к нему отношению и его улучшению.

— Другими словами, неумение управлять экономикой и безумная жажда наживы привели к всеобщему кризису?

С.К.: Я утверждаю, что глобальный кризис, который происходит сейчас, это объективное развитие экономики, такая же неизбежность, как чередование зимы и лета. Другие факторы тоже оказывают влияние, но они малы по сравнению с этим.

Давайте посмотрим, как эволюционировало сознание человека. Сознание человека при рабовладении, пещерного и современного жителя — совершенно разное не с точки зрения знаний, а с точки зрения его устройства, бионейрохимических процессов.

Самое главное умение, которое является следствием эволюции сознания, это развивающаяся способность позиционировать себя в существующей миллиарды лет Природе. То есть определять своё место, как части целого, и свою роль, как сознательного и заботливого хозяина нашей Планеты.

Капитализм, всё более монополизируемая олигархами рыночная экономика формирует парадигму — ты не часть целого, ты индивидуалист и паразит, обогащающийся за счёт всех остальных. Это сознание реализуется в двух направлениях. Первое — в инновациях. У людей есть когти и зубы, а чтобы бороться с другими животными за выживание, они последовательно придумали лук, стрелы, ружьё, атомную бомбу…

Инновации — это форма усиления способностей человека в целях покорения Природы. Это материальное воплощение эволюции сознания. Но оно не имеет перспектив, часть не сможет покорить целое!

Есть и социально-экономическое выражение эволюции сознания. Человек научился производить прибавочный продукт, который можно было распределять сверх витальных потребностей. Человеческое сознание алчных людей стало придумывать бумажные законы, по которым одни забирают созданный результат у других. Человечество напридумывало более 30 миллионов бумажных законов, чтобы исполнялись божественные заповеди, но правоведы прилюдно опростоволосились.

Обе эти формы материализации процессов эволюции сознания сейчас пришли к тупику. Это и есть квинтэссенция современного глобального кризиса! Инновации не могут развиваться по ресурсорасточительному пути, потому что на Земле невозобновляемые ресурсы почти исчерпаны. Отсюда нет возможности обеспечить дальнейший рост капиталитарной экономики.

С другой стороны, люди с более развитым сознанием считают современные бумажные законы, закрепляющие снобистский разврат одних за счёт тяжёлого труда большинства людей, несправедливыми. Они думают, почему я должен работать в банке, фирме, жить на зарплату, выкраивая средства на две недели отпуска в Крыму или Турции? А на какие деньги Полонский купил себе остров и публично шикует? Объективная эволюция сознания привела к тому, что современные бумажные законы либеральной рыночной экономики отвергаются по всему миру.

— Чем, по-вашему, завершится глобальный кризис?

С.К.: После окончания этого кризиса, как это уже многократно было на Земле, начнётся новое мироустройство. Оно будет отличаться от предшествующей капиталитарной парадигмы, как феодализм отличался от рабовладения, капитализм от феодализма. Я всё время говорю о капиталитарной формации, так как новый строй будет отличаться и от капитализма, и от социализма.

В сущности, капитализм и социализм — это две допустимые модели одной и той же капиталитарной экономики, с наёмным трудом большинства во имя снобистского благосостояния акционерного или партноменклатурного меньшинства. Только на Западе правили олигархи, а при социализме эту роль выполняла закрытая каста партийной номенклатуры. У обеих моделей идентичные средства производства, по сути, одинаковые производственные отношения и даже руководящая подсистема — надстройка. Лишь различные идеологии запудрили людям мозги. Там они сами себе доказали абсолютное превосходство капитализма, а в СССР и других соцстранах не допускалась мысль об эксплуататорской сущности экономической системы, основанной на всё том же наёмном труде.

Согласно известным длинным технологическим волнам Н.Д. Кондратьева (Циклы Кондратьева — периодические циклы современной мировой экономики продолжительностью 40-60 лет, Википедия), мы приходим к шестому технологическому укладу, который станет первым гуманитарным укладом. Это означает, что большинство наших преставлений о человеческой культуре будет перевёрнуто с ног на голову. Я об этом подробно написал в книжке «Инновации как форма эволюции сознания. В свете теории сложности», которая вышла в Германии на русском языке.

В умах ведущих учёных мира уже формируется новая наука — глубокая экология. Её предмет чрезвычайно прост. Нам нужно ответственно и требовательно подходить к любому исследованию и разработке с позиции их долгосрочного влияния на жизнь будущих поколений, прежде чем сделать какой-то инновационный шаг.

Капиталитарная, рыночная экономика сначала уничтожила природные ресурсы, замусорила всё вокруг, а потом её апологеты говорят, что нашим детям надо как-то выживать. Так жить неправильно, Природа за это отомстит. У неё очень широкий арсенал средств — от болезнетворных бактерий до землетрясений, извержений вулканов, потопов и т.п.

Человек от всех остальных живых существ на Земле отличается самосознанием, предметным воображением, совестью и неподвластной никому внутренней свободой. В парадигме этих доминирующих качеств я вижу будущее за гуманистической общественной экономической формацией. Эти свойства не поддаются ни оцифровке, ни моделированию. Чем сильнее сжимается пружина капиталитарного насилия меньшинства над большинством населения, тем она сильнее разожмётся. Это уже было в истории цивилизации. Немного времени до этого качественного перехода осталось и нашим современникам.

Никакого возврата в СССР, социализм, коммунизм уже не будет. И капиталисты, и коммунисты тянут мир назад, в своё гламурное прошлое тотального подавления руководящей подсистемой большинства населения. Все материальные предпосылки эволюция человеческого сознания уже создала. При экономическом базисе шестого технологического уклада тяжёлый физический труд повсеместно будет заменён на творческую и созидающую работу людей на себе и потомков.

Сейчас никакой демократии на Земле нет, и не было никогда. Демократия — это когда между руководящей подсистемой и управляемой подсистемой общества неукоснительно выполняется демократический принцип «выиграл — выиграл». Все известные формации демократией называли принцип «выиграл — проиграл», что абсурдно.

Раб и рабовладелец не могли существовать друг без друга, равно как крестьянин и феодал, рабочий и капиталист или коммунист, составляли неразделимые пары эксплуататоров руководящей подсистемы и трудящихся управляемой подсистемы. В новой гуманистической формации руководящая подсистема будет сформирована из интеллектуального авангарда общества, благородных мужей, по Конфуцию. Управляемая же система превратится в сообщество сообществ свободных, творческих граждан.

Согласно номинированной на Нобелевскую премию теореме Джона Белла, всё в мире взаимосвязано, находится в моментальном, постоянном и неразрывном взаимодействии. Стоит убить мышку где-нибудь в Таиланде, это отзовётся для всех нас. Мы, в силу нашей алчной толстокожести, почувствуем это не сразу, но когда до нас это дойдёт, может оказаться слишком поздно. Счастье для каждого наступит тогда, когда человек будет работать ради других, а не для себя, и так будут поступать все люди на Земле.

Представьте, что всё человечество будет заботиться лично о Вас. И такое счастье будет нацелено на всех без исключения людей на Земле!

— Произойдёт ли это мирно или, как после падения Римской империи, восстанем из пепла?

С.К.: Вероятность того, что мы пройдём этот фазовый переход мирно, ничтожно мала. В первую очередь это зависит от решимости одного процента населения, составляющего руководящую подсистему, сохранить своё доминирование и единства 99% населения Планеты в желании отстоять для своих детей права на счастливое гуманистическое будущее.

В какой форме это произойдёт, я не знаю. Да и никто этого не может заранее сказать в силу известного принципа фундаментальной неопределённости, доказанного ещё Дж.М. Кейнсом.

Эволюционная форма человеческого сознания дошла до того, что мы должны перейти на другую ступень отношений, когда человек человеку будет друг, товарищ и брат, и каждый будет работать ради другого не под внешним давлением, а на основе внутреннего гуманистического понимания человеческого бытия, причём, не уничтожая Природу, а делая её ещё более прекрасной.

И тогда глобальный кризис нашей цивилизации предстает не как трагедия, а как естественный процесс обновления человеческого бытия ради счастья Человека — венца развития биологической жизни на нашей Планете.





Top