Томмазо ди Фолько Портинари; Мария Портинари, около 1470 г., Ганс Мемлинг. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. (Public Domain)

Роскошь и благочестие: утраченная Мадонна и портреты четы Портинари кисти Ганса Мемлинга

Богатые детали на картинах выдают изысканный вкус и статус портретируемых
Обновлено: 13.07.2023 14:35
Из кромешной тьмы проявляются лица мужчины и женщины, обращённых друг к другу со сложенными в молитве руками.

Лица их серьёзные, одежда простая и неприметная. Если бы не роскошное ожерелье дамы, эта монохромная картина ускользнула бы от нашего внимания, потерявшись среди разнообразных шедевров в нидерландских галереях Метрополитен-музея.

Но если приглядеться, на этих портретах среднего размера показаны детали, которые выдают изысканный вкус и высокий статус портретируемых. Мельчайшие ворсинки по краям платья и манжеты женщины намекают на высокое качество меха, который она носит, а тёмно-бордовый оттенок бархатного платья подчёркивает утончённую и сдержанную элегантность.

Мужчина одет в чёрный бархатный жакет с тёмным орнаментом, едва заметным сегодня из-за обесцвечивания масляных красок. Их одежда отражает придворную моду в Брюгге XV века, где супруг заказал картину в честь их будущего бракосочетания.

Это Томмазо и Мария Портинари из Флоренции, Италия, где торговля и культура процветали под руководством могущественной семьи Медичи. Когда успешный банк Медичи расширил свой бизнес в Нидерландах, Томмазо нашёл работу в его филиале в Брюгге ив 1465 году стал полноправным партнёром и управляющим филиалом.

К моменту их свадьбы в 1470 г. Томмазо было почти 42 года, а Марии 14. Но художник изобразил мужа на портрете моложе, а жену намного старше. Появившиеся морщины вокруг глаз и на лбу Томмазо либо покрыты его волосами, либо обесцвечены и сливаются с оттенками кожи, став почти незаметными.

Зрелые черты, величественное платье, спокойствие и серьёзность Марии гармонично уравновешивают мужественность Томмазо.

Картины создал Ганс Мемлинг, самый востребованный портретист того времени. Освоив технику масляной живописи, он использовал её возможности и свой талант для натуралистического изображения драгоценностей и одежды, черт лица портретируемых и их душевного состояния, которое является религиозным благочестием.

Роскошь и благочестие: утраченная Мадонна и портреты четы Портинари кисти Ганса Мемлинга
Гипотетическая реконструкция портретов Томмазо и Марии Портинари с «Богородицы с младенцем», ок. 1470 г., Ганс Мемлинг. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. (Public Domain)

Изначально это был триптих—изображение Богородицы с младенцемв центре и портреты Томмазо Портинари и его жены по сторонам. Центральная картина с Богородицей утеряна. Благодаря гипотетической реконструкции, мы получаем представление о первоначальном облике триптиха. Будущие супруги молятся не друг другу, а младенцу Христу и Богородице. Безмятежные лица с непреклонным светом в глазах отражают их добродетели.

Супруги Портинари внесли щедрый вклад в финансирование местных церквей, религиозных орденов и покровительствовали перспективным художникам, как это делали Медичи во Флоренции. Они играли важную роль в судебной политике, гражданской религии и общественной жизни. Их изящные портреты были, вероятно, напоминанием для них самих и потомков о том, что мирское богатство ничто без веры и добродетели.

Да Ян, историк европейского искусства.

__________

Чтобы оперативно и удобно получать все наши публикации, подпишитесь на канал Epoch Times Russia в Telegram

«Почему человечество – это общество заблуждения» – статья  Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА