Поющие храмы

The Epoch Times28.11.2008 Обновлено: 06.09.2021 13:38
Роговые оркестры – уникальное  русское явление. Фото: Татьяна Серебрякова/Великая Эпоха

Почти Рождественский подарок

Вы, конечно, хорошо знаете протяжно-могучую мелодию песни «Ах ты степь моя, степь широкая…». А довелось ли вам слышать ее в исполнении оркестра роговых инструментов? Едва ли. Такое редкостное музыкальное явление можно было слышать и… наблюдать в воссозданном храме Андрея Критского в Санкт-Петербурге. Именно, слышать и наблюдать.

В старинных корпусах мануфактуры «Экспедиция изготовления государственных бумаг», в дальнейшем фабрика Госзнак, уже два года действует этот воссозданный храм. Весь XX век, проходя мимо зарешеченных окон с мощными прожекторами на стенах, за которыми печатали ценные бумаги, никто не мог и предполагать, что в старинном здании раньше была церковь. Таких промышленных зданий, где были домовые, т.е. внутренние храмы и прочие сокровища архитектуры старой России, думается, еще немало по стране.

История храма

В октябре 1888 года поезд, в котором путешествовала семья Александра III, потерпел крушение, но семейство чудесным образом не пострадало. Многие приняли это за знак свыше и желали отблагодарить Бога. Служащие мануфактуры начали сбор средств на сооружение храма в память о чудесном спасении царской семьи. Денег на отдельное здание не доставало, и было принято решение построить церковь в уже существующем помещении. Архитектор Карл Маевский, учитывая приверженность царя русской старине, предложил проект в византийском стиле. Церковь была торжественно открыта в 1892 году. На ее освящении, кроме официальных лиц, присутствовал Иоанн Кронштадтский.

Первая жизнь храма завершилась в 1923 году по ленинскому декрету. В перестроечный период уже нашего времени здание было возвращено церкви. Очевидцы вспоминают, что кроме разбитых голых стен, не было ничего. Петербургским архитекторам, мастерам строителям и художникам понадобилось несколько лет, чтобы воссоздать по старинным чертежам и рисункам былую красоту.

Вторая жизнь, день сегодняшний

Сочетание фасадов фабричного здания и тяжелой, но прекрасной, византийской помпезности с обилием позолоты, икон с мерцающими лампадами, гранитных колонн и роскошных паникадил (огромных люстр) поражает. Реально попадаешь в другую, древнюю эпоху. Тишина и благость церковного зала нарушалась лишь, казалось бы, неуместным и странным театральным гулом. Это такой привычный атрибут, который предшествует подъему занавеса и началу таинства спектакля. В данном случае, не было противоречия – публика ожидала начала концерта.

Музыкальные концерты – обычное дело для католических и лютеранских храмов, а действующие православные церкви еще не очень открыты для музыки. Храм Андрея Критского организовал в ноябре «Три вечера духовной музыки». «Это традиция концертов из Европы», — пояснил во вступительном слове протоирей Виталий Головатенко, музыкальный консультант проекта. Он представил концерт, состоящий из двух отделений, как «музыку ХХ и ХХI века, переработавшую древние распевы», что гармонично сочетается с византийским убранством храма и сущностью его возрождения из небытия.

Концерт открыл мужской хор подворья Валаамского монастыря. Этот северный монастырь за многие столетия своего существования создал особый строгий и проникновенный Валаамский стиль распева. Красота мужских голосов, слитых в единый и безукоризненный звук, придавала исполнению особую торжественность.

Настоящим открытием для многих было второе отделение, в котором выступала Русская роговая капелла. Роговые оркестры – уникальное русское явление. Эти оркестры родились от охотничьего рожка, который не только звал на охоту, но и исполнял незамысловатые мелодии. Лет 150 назад, впервые граф Нарышкин задумал создать особый оркестр из одних рожков. Идея была воплощена. Роговые оркестры были чрезвычайно популярны и в богатых поместьях, где музыкантами были крепостные, и при царском дворе. «Хор военной роговой музыки играл по вечерам на плацу перед Большим дворцом», — вспоминает современник эпохи Павла I. Роговые оркестры сопровождали государственные торжества. По Неве ходили музыкальные корабли. Звук рогового оркестра слышен за много километров. Специфика оркестра в том, что каждый рог издает лишь один звук музыкального ряда. Со временем мода на роговые оркестры постепенно угасла, а мастерство утерялось.

Однако в 2002 году Сергей Песчанский, руководитель капеллы, собрал музыкантов-энтузиастов, и все вместе своими силами изготовив инструменты, изучив технику игры, они воссоздали забытое искусство.

На вечере в храме музыканты исполняли духовную, классическую и народную музыку. Сложные мелодии произведений требуют особой выучки музыкантов. Каждый артист играет не на одной, а на 2-4-х трубах, требуется большая слаженность исполнения, чтобы вовремя извлечь звук и не нарушить гармонии звучания. Оркестр одного инструмента звучал как оркестр одного музыканта и вызвал заслуженный восторг слушателей.

Так, к таким петербургским церковно-музыкальным залам, как Исаакиевский и Смольный соборы, добавился неожиданный подарок – храм Андрея Критского с его прекрасной акустикой.

Здесь музыка земная соединяется с музыкой Небесных сфер, очищая и призывая задуматься о душе, даже если ты и не верующий.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА