Юрий Тикунов: Моделизм закладывает основы инженерной, технической деятельности


Моделизм — это точное воссоздание различной техники, предметов в уменьшенном масштабе. Об этом виде творчества, о его значении для развития человека нам рассказал Юрий Тикунов — председатель рязанского клуба любителей моделизма «Долг».

Ю.Тикунов на выставке коллекционных масштабных автомобилей и железнодорожного подвижного состава. Фото: Сергей Лучезарный/Великая Эпоха (The Epoch Times)Ю.Тикунов на выставке коллекционных масштабных автомобилей и железнодорожного подвижного состава. Фото: Сергей Лучезарный/Великая Эпоха (The Epoch Times)

Познакомиться с руководителем клуба удалось на выставке коллекционных масштабных автомобилей и железнодорожного подвижного состава, которая прошла в Рязани с 4 по 20 октября в ТД «Десяточка».

— Юрий Владимирович, какие задачи стоят перед вашей организацией «Долг»?

Ю.Т.: Задачи — дать возможность людям, которые делают что-то своими руками, иметь свой круг общения, возможность реализовываться не только в плане личного коллекционирования, а в плане пропаганды этого увлечения. Коллекционирование, масштабный моделизм, кроме того, используется как средство патриотического воспитания молодёжи.

— Какие модели представлены на проводимой выставке?

Ю.Т.: Выставка коллекционных масштабных автомобилей и железнодорожного подвижного состава, как проект, зародилась год назад. Есть люди, которые коллекционируют готовые модели. Мы решили дать площадку им. Для многих наша выставка является единственной возможностью показать свои коллекции.

Модели с выставки коллекционных масштабных автомобилей и железнодорожного подвижного состава. Фото: Сергей Лучезарный/Великая Эпоха (The Epoch Times)Модели с выставки коллекционных масштабных автомобилей и железнодорожного подвижного состава. Фото: Сергей Лучезарный/Великая Эпоха (The Epoch Times)

— Что представляют готовые модели?

Ю.Т.: Большая часть моделей полностью соответствуют оригиналу, без изменений в конструкции. Часть из них очень дорогие и представляют раритет, так как существуют в Рязани чуть ли не в единственном экземпляре. Такие модели выпускаются ограниченным тиражом и даже нумеруются. По своей ценности они приравниваются к авторским работам. Часть моделей доработана и конверсирована. У них могут быть изменены элементы конструкции. Например, один моделист сделал машину «Ниву» своего знакомого. Он приделал ей багажник, поменял колеса, загрязнил её.

— Если посетителю выставки понравилась какая-то модель, может он её купить?

Ю.Т.: У нас отдельно организована выставка-продажа. А на выставке нет заявленных к продаже моделей. Коллекционеры своё не продают. Это собирается годами, это собирается для души. Люди получают моральное удовлетворение от выставки. Они очень погружены в тему и могут часами обсуждать — где, какая машина и когда производилась …

Модели с выставки коллекционных масштабных автомобилей и железнодорожного подвижного состава. Фото: Сергей Лучезарный/Великая Эпоха (The Epoch Times)Модели с выставки коллекционных масштабных автомобилей и железнодорожного подвижного состава. Фото: Сергей Лучезарный/Великая Эпоха (The Epoch Times)

— Хорошо, что есть такие увлечённые люди. Творец сам по себе является созидателем, а не разрушителем.

Ю.Т.: Да, это очень хорошо, так как даёт толчок к мышлению, к общению, к развитию. Это как в детстве. Кто-то из песочка строит замки, а кто-то их ломает. Тот, кто строит, во взрослой жизни будет что-то творить и станет инженером или директором, например. А человеку, который разрушает, трудно стать созидателем. Он может стать хорошим воином или полицейским. Но и тут нужно соблюдать свои законы и уставы.

— Что понимается под моделизмом? Какие изделия к нему относятся?

Ю.Т.: Сюда входит абсолютно всё. Мы выделяем несколько групп моделизма. Основной моделизм — стендовый, когда используются готовые фабричные заготовки. Модели своими руками собираются, красятся и делаются идентичными прототипу. Их нельзя как-то использовать, нельзя играть с ними ребёнку, а можно ставить на стенд как музейный экспонат. Используемый материал может быть любой, но чаще всего это пластик.

Выпускается абсолютно всё. Это могут быть любые эпохи, любые образцы техники: авиация, машины, танки, самолёты, корабли. Может быть сделана модель, например, стреломёта, который использовался в Римской империи, вместе с фигурками римских воинов.

Изготавливаются так же здания, природные ландшафты, фигурки животных и людей.

— При таком большом многообразии моделей как идёт разделение по темам?

Ю.Т.: У нас существует проект «Забытые сражения». Это выставка стендового моделизма, в которую включаются модели, полностью собранные своими руками. При этом мастера могут сами изготавливать детали или использовать готовые фабричные.

Выставка является конкурсной, поэтому деление идёт по категориям. При этом учитываются технические характеристики, например, танки, автомобили, миниатюры пехоты. Внутри одной категории идёт разделение по временным характеристикам. Допустим, современная бронетехника и бронетехника отечественной войны 1941-1945 г.г.

Выставка стендового моделизма «Забытые сражения» — это мероприятие российского масштаба, поэтому невозможно всех собрать под одной крышей. В Рязани она уже традиционно проходит в марте-апреле. К нам приезжают 25-30 представителей других городов. Выставки также проходят в Москве и Подмосковье, в Туле, Нижнем Новгороде.

Модели с выставки коллекционных масштабных автомобилей и железнодорожного подвижного состава. Фото: Сергей Лучезарный/Великая Эпоха (The Epoch Times)Модели с выставки коллекционных масштабных автомобилей и железнодорожного подвижного состава. Фото: Сергей Лучезарный/Великая Эпоха (The Epoch Times)

— Количество участников выставки с годами растёт?

Ю.Т.: Да, растёт, во многом благодаря проведению патриотической работы. Когда мы проводим выставки, мы стараемся взаимодействовать с управлением образования. Благодаря этому школьники узнают о выставке и могут прийти на экскурсию всем классом. Насколько хватает времени, мы работаем со школами и проводим в классах обзорные уроки моделизма.

Детям важно показать, что есть такое хобби, увлечение. Что можно не зацикливаться на компьютерных играх, а сделать всё своими руками. Например, можно создать себе полк и отыграть любое историческое сражение.

— Если дети захотят этим заниматься, то куда им обращаться?

Ю.Т.: Есть несколько вариантов. Дети могут этим заниматься дома, используя купленные в магазине конструкторы. В Рязани так же есть подростковые клубы моделизма. С одним из таких клубов мы очень давно и тесно дружим. Это клуб «Мечта», он занимается близким нам стендовым моделизмом, помимо изготовления летающих и плавающих моделей. Ребята принимают активное участие в иногородних выставках в России и во всех рязанских мероприятиях.

— Сколько людей в Рязани увлечены моделизмом?

Ю.Т.: Учёта точного нет, так как многие «заперты» в своих квартирах и, возможно, стесняются показаться. Я думаю, счёт идёт на сотни.

— Но это очень большое количество!

Ю.Т.: Вообще в масштабах нашего города это не так много. Например, наши ездили на выставки в Чехословакию, там в маленьком городке существует несколько модельных клубов и несколько магазинов.

Это происходит в силу того, что у них практически все, начиная с детского возраста, проходят через моделизм. У них сформирована культура моделизма. Если дети даже не становятся моделистами, но они всё равно этим занимаются, глядя на отцов, на старших братьев.

Комплекс «Синяя птица». Предназначен  для эвакуации космического спускаемого модуля и космонавтов. Фото: Сергей Лучезарный/Великая Эпоха (The Epoch Times)Комплекс «Синяя птица». Предназначен для эвакуации космического спускаемого модуля и космонавтов. Фото: Сергей Лучезарный/Великая Эпоха (The Epoch Times)

— Чем полезен моделизм для детей?

Ю.Т.: Для нас этот вопрос представляет громадный интерес. Во-первых, многие увлечения закладываются с детства. Во-вторых, моделизм формирует трудовые навыки. Не секрет, что уроки труда, как таковые, во многих школах исчезли и превратились в уроки технологии работы с компьютером. То есть дети разучились что-то делать своими руками. А изготовление моделей — это мелкая, кропотливая работа.

В организме человека всё связано. Моделизм способствует развитию мелкой моторики пальцев. Это оказывает большое влияние на нервную систему и даже на образ мышления. Человек при этом по другому начинает развиваться. Он начинает представлять собираемую модель в виде готового промышленного образца. Человек как бы проходит и путь рабочего, и путь инженера-конструктора. Он учится читать чертежи.

Когда ребёнок немного подрастёт и заинтересуется более точной копийностью изготовления какого-то образца, то он полезет в книжки, в Интернет. Он будет находить фотографии, настоящие чертежи, с которыми будет работать. Это уже будет другой уровень мышления, это будет техническое мышление.

Сейчас Правительство России уже говорит о том, что нам нужно воспитывать не только поколение менеджеров. Нам нужно поколение инженеров, которые дальше будут двигать прогресс. А моделизм как раз и закладывает основы инженерной, технической деятельности.

— Какую работу вы проводите в школах?

Ю.Т.: У нас есть несколько направлений работы со школьниками. Первое — это привлечь ребят на наши выставки в качестве зрителей, чтобы заинтересовать их.

Второе — мы привлекаем к участию в выставке подростковые клубы. Предоставляем им возможность выставить их модели. Пусть кто-то делает простенькую самоделку из картона. Пусть он придёт на эту выставку не стесняясь, принесёт свою модель, зарегистрирует её и примет участие. Он обязательно получит диплом участника. Это поможет ему с новыми силами продолжить своё увлечение.

Третье направление — это когда мы приходим в школу. На уроке технологии нам разрешают провести спаренные уроки. Мы приносим с собой образцы моделей стендового направления. На примере их кратко рассказываем, что такое стендовый моделизм, как он зародился. И во второй половине занятий мы пытаемся что-то сделать с помощью клея и специальных инструментов. Программа обучения рассчитана на школьников, начиная с 4 класса.

Модели с выставки коллекционных масштабных автомобилей и железнодорожного подвижного состава. Фото: Сергей Лучезарный/Великая Эпоха (The Epoch Times)Модели с выставки коллекционных масштабных автомобилей и железнодорожного подвижного состава. Фото: Сергей Лучезарный/Великая Эпоха (The Epoch Times)

— Если человек увлёкся моделизмом, будучи взрослым, это как-то на него влияет?

Ю.Т.: Для взрослого это тоже мощный стимул развития. Взрослый и ребёнок, собрав несколько моделей, начинает выбирать себе какую-то одну тему, так как всё собрать невозможно. Они начинают углублённо изучать выбранную тему. Человек невольно втягивается в историю модели, где и когда создана, чем знаменита и т. д.

— Получается, что без знания истории её создания и существования сама модель является только куском пластика? И можно сказать, что создатель модели знает её историю очень глубоко?

Ю.Т.: Куском пластика она является только на начальном этапе. Собрал 10-20 моделей, поиграл и забыл. Но постепенно человек начинает вникать в историю создания модели более углублённо. У нас есть авторы, которые, например, знают все модификации знаменитого танка Т-34 времён Второй мировой войны, на каких заводах собирался и т. д. Они будут не просто об этом рассказывать, а делать это упоённо, с интересом … Глаза загорятся, и вы его не остановите!

— Получается, что такие люди становятся экспертами в этом вопросе. Немногие знают больше, чем они, об этих моделях?

Ю.Т.: Да, они большие эксперты. В Москве сейчас много серьёзных людей в возрасте 45-60 лет, которые занимаются изданием книг-монографий. Например, есть книги по танку Т-34 страниц на 500, где есть полное его описание, все чертежи и схемы. Существуют книги по авиационной, корабельной тематике… А всё начиналось с того, что эти люди собирали модели каких-нибудь самолётиков, которые их заинтересовали. Потом увлечение переходило в профессию.

Есть моделисты, которые, поиграв в танки, сейчас являются руководителями крупных предприятий, производящих именно эти модели для детей и для взрослых!

Гоночные автомобили ГЛ-1, созданные советскими конструкторами в 30-х годах прошлого века. Машины штучной сборки. Фото: Сергей Лучезарный/Великая Эпоха (The Epoch Times)Гоночные автомобили ГЛ-1, созданные советскими конструкторами в 30-х годах прошлого века. Машины штучной сборки. Фото: Сергей Лучезарный/Великая Эпоха (The Epoch Times)

— История человечества всегда изобиловала войнами. Именно поэтому речь чаще идёт о военной технике?

Ю.Т.: Нам говорят, что на наших выставках стендового моделизма выставляется больше военной техники. Больше выставляется боевых танков и самолётов в силу того, что боевая техника всегда шла и идёт на шаг вперед по своему развитию по сравнению с гражданской техникой. Это происходит потому, что все научные достижения направляются именно в военное дело и являются длительное время секретными.

Но это не значит, что людям интересна только военная техника. Есть много таких, кто коллекционируют именно гражданскую технику: грузовики, автомобили. Людям интересно всё. Есть те, кто собирает какие-то фэнтезийные вещи, типа «Властелина колец».

Мы с нетерпением ждём следующего года, потому что один моделист из Волгограда заявил миниатюру «Зимовье русалки». Миниатюра — это основа, на которую наносится местность, ландшафт, здания, речка, мост, и делается композиция из нескольких моделей. Ей придаётся художественная направленность, чтобы раскрыть определённую тему, как в романе. В этой ситуации человек прочитал название, посмотрел на композицию, и ему сразу стало всё понятно. Поэтому нам очень интересно, что же сделает волгоградский моделист в своей миниатюре «Зимовье русалки».

У нас были целые диорамы размером со стол. Там несколько десятков фигурок пехоты, несколько танков. Такие диорамы можно рассматривать часами.

— Каков типичный возраст моделиста?

Ю.Т.: Определённого возраста нет. Есть ребята, которые в 12-15 лет делают многие вещи на уровне взрослых. Здесь нужен талант художника. Можно человека научить рисовать по шаблону. Есть люди, которые изначально это умеют. В них только нужно разбудить талант художника.

Единственно, с возрастом меняются приоритеты в моделизме. Здесь изначально нужна твёрдость руки и хорошее зрение. Поэтому человек в молодом возрасте может делать мелкие миниатюры, а дальше переходит на более крупные.

Самое важное то, что к нам на выставку приносят модели девушки и женщины. Я всегда в школе говорю, что моделизм это не есть что-то мальчишеское. Девочки тоже этим занимаются. Не нужно этого стесняться.

— Какие модели представляют женщины?

Ю.Т.: В целом те же, что и мужчины. Но особенно им нравятся какие-то фэнтезийные вещи. Например, у нас на одной из выставок стояла статуэтка из фильма «Чужой».

— Моделизм — это семейное дело?

Ю.Т.: Чаще семейное, потому что если, например, мужчину не поддерживает его супруга, то ему сложно этим заниматься. Это увлечение требует много времени и вложения финансов. Бывает, что вторая половинка и не занимается моделизмом, но всячески поддерживает супруга, считая это хорошим увлечением.

— Юрий Владимирович, спасибо за интервью.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Виноградные косточки защищают от колоректального рака
  • Мужчины умирают от меланомы чаще женщин
  • Тайна сна, наконец, раскрыта
  • 20 способов использования оливкового масла вне кухни
  • Избыток сна вреден, как и недосып

  • Выбор редактора »

  • История коммунизма

  • Top