Производство солнечных панелей — новый фронт в торговой войне с Китаем

«Если они ищут другое место, кроме Китая, где можно было бы это сделать, то, вероятно, они его не найдут»
Автор: 29.02.2024 Обновлено: 29.02.2024 20:31
Стремление найти альтернативы китайским источникам кремния набрало силу в последние месяцы как в Соединённых Штатах, так и в Европейском союзе (ЕС).

Широко распространённая озабоченность гуманитарными и геополитическими последствиями ведения бизнеса с китайскими экспортёрами, контролируемыми государством, вызвала негативную реакцию на кампанию по возобновлению производства солнечных панелей.

Импортёры энергии в западных странах по понятным причинам предпочли бы полагаться на цепочки поставок, независимые от Китая, учитывая, что компартия Китая официально признана виновной в геноциде уйгурского меньшинства в регионе Синьцзян и разоблачена за насильственное извлечение органов у практикующих Фалуньгун. Не говоря уже про обеспокоенность по поводу подавления свободы слова, экономического принуждения, бесхозяйственности в экономике, агрессии в Южно-Китайском море и возможного вторжения на Тайвань.

ЕС отчаянно ищет способы обуздать свою сильную зависимость от китайского импорта кремния для использования в производстве солнечных панелей, которые занимают видное место в его видении будущего зелёной энергетики. Однако западные страны по-прежнему сталкиваются с серьёзным недостатком, когда дело доходит до конкуренции с Китаем, а именно со стоимостью энергии.

«Для производства солнечных панелей, поликристаллов и кремния требуется очень высокая температура. Это почти тот же процесс, что и для производства полупроводников. Для образования кремния в процессе требуется действительно высокая температура, и именно здесь Китай, обладающий дешёвой энергией, может снизить затраты. У них есть экономия за счёт масштаба», — сказал The Epoch Times Александр Стивенс, менеджер по политике и коммуникациям Вашингтонского института энергетических исследований.

Таким образом, энергетические секторы западных стран стоят на перепутье, поскольку значительные внутренние возможности компенсируются жёстким регулированием и неконкурентоспособностью с точки зрения доступной энергии. Затраты на электроэнергию составляют примерно 40% стоимости солнечных панелей.

«Технологический прогресс в этой области идёт очень медленно. Простые инновации были обнаружены, а существенных улучшений в технологии добиться всё труднее и труднее», — сказал Стивенс.

Хотя добывать и перерабатывать кремний несложно, Китай впервые добился экономии за счёт масштаба, позволяющей эффективно вырабатывать тепло и производить солнечные панели дёшево.

Добыча кремния в Европе не является проблемой, но дешёвая энергия Китая затрудняет конкуренцию с ним на этом фронте.

Добывающие компании, производители и экспортёры энергетического сектора Китая пользуются щедрыми субсидиями, разумно используют дешёвую энергию и работают в значительной степени без соблюдения экологических норм, которые препятствуют энергетической независимости западных стран. Эти правила настолько громоздки и плохо продуманы, что делают достижение энергетической независимости в обозримом будущем сложной задачей, сообщили The Epoch Times аналитики энергетического сектора.

В Соединённых Штатах производство промышленного тепла для производства кремниевых солнечных панелей — это процесс, который в значительной степени зависит от угля и природного газа. Но подражание успеху Китая возвращает к спорной и политически опасной теме гидроразрыва пласта, отметил Стивенс.

Предварительные шаги

Палата представителей США 15 февраля приняла HR 7176, закон о раскрытии внутреннего потенциала в области сжиженного природного газа от 2024 года, 224—200 голосами, что вселило некоторую надежду в сторонников энергетической независимости.

Среди прочих положений закон разъясняет некоторые формулировки Закона о природном газе (15 U.S.C. 717b), устанавливая пересмотренные критерии для утверждения Федеральной комиссией по регулированию энергетики (FERC) размещения, расширения и эксплуатации установок по производству сжиженного природного газа (СПГ). FERC предоставит разрешение, когда оно будет соответствовать разумным стандартам обслуживания общественных интересов.

Для некоторых голосование по H.R. 7176 является победой энергетического сектора США, а также производителей и дистрибьюторов, которые надеются быть более конкурентоспособными со своими конкурентами в Китае.

Голосование проходит всего через несколько недель после того, как несколько сенаторов США 30 января призвали президента Джо Байдена повысить тарифы на импорт из Китая, используемого для производства солнечных панелей.

Законодатели конкретно определили производство солнечных панелей как область, в которой субсидии Китая своей внутренней промышленности дают китайским фирмам преимущество перед американскими производителями и дистрибьюторами. Они отметили, что в 2023 году цена производства солнечной панели в Китае упала до 0,15$ за ватт. Это более чем на 60% меньше, чем эквивалентная стоимость в Соединённых Штатах.

«К 2026 году у Китая будет достаточно мощностей для удовлетворения ежегодного мирового спроса в течение следующих 10 лет. Эти мощности представляют реальную угрозу солнечной промышленности США и энергетической безопасности Америки», — написали сенаторы.

Для американских компаний, стремящихся конкурировать с китайскими игроками, широкое неприятие ископаемого топлива усугубляет тяжёлую ситуацию.

Сталь, используемая для изготовления опор для ветряных турбин, и цемент, используемый для строительства плотин для гидроэнергетики, требуют углеродоёмких процессов, сказал Стивенс, и около 20% мирового угля идёт на производство стали.

«Все эти вещи требуют какого-то высокотемпературного промышленного процесса, который обычно проводится с вашими основными видами горючего топлива, ископаемым топливом. Также можно использовать ядерное топливо, но в настоящее время мы этим не занимаемся», — сказал он.

Таким образом, на нынешнем этапе любой реалистичный план увеличения внутреннего производства энергии и выхода из ловушки зависимости от китайских цепочек поставок сталкивается с серьёзными политическими препятствиями.

Министр финансов Европейской комиссии Мейрид Макгиннесс ранее в этом месяце высоко оценила то, что, по её мнению, является значительным прогрессом ЕС во внедрении солнечной энергетики.

По её словам, в прошлом году на солнечную энергию приходилось 8% всей энергии, произведённой в ЕС.

«Предложение на рынке ЕС сильно зависит от импорта, поскольку более 97% солнечных панелей, устанавливаемых в Европе, импортируются в основном из Китая», — заявила Макгиннесс.

Она и другие европейские министры и лидеры отрасли недовольны соглашением, которое продвигает «зелёную» энергетику за счёт обогащения государственных фирм в стране с одним из самых проблемных показателей в области прав человека на Земле. Но если правила в западных странах заметно не изменятся, это доминирование не ослабнет, говорят эксперты по энергетике.

Производство солнечных панелей — новый фронт в торговой войне с Китаем
Рабочий устанавливает солнечные панели из поликристаллического кремния в рамках проекта наземной фотоэлектрической электростанции, который стартует в городе Гуаньшуй района Мупин в Яньтае, провинция Шаньдун, Китай, 17 ноября 2015 года. (VCG/VCG via Getty Images)

Правила подстрекают Пекин

Новая цель ЕС в возвращении 30 ГВт мощностей по производству солнечной энергии в пределах своих границ к 2023 году и производству энергии в значительной степени независимо от Китая или любой другой иностранной державы нереалистична, сказал Стивенс The Epoch Times. Майнеры, производители и экспортёры, базирующиеся в Китае, вряд ли потеряют своё доминирующее положение, если текущая нормативно-правовая база останется в силе, считает он.

«К сожалению, это будет действительно сложно, потому что Китай является крупнейшим производителем кремния. Они производят 6 млн метрических тонн кремния в год, а весь мир производит только 8,8 млн метрических тонн».

Китайская кремниевая промышленность выигрывает от ослабления экологического контроля и обилия дешёвой электроэнергии, сказал Стивенс. При организованных усилиях Соединённые Штаты и Европейский союз могли бы конкурировать более эффективно. Но в настоящее время их экологические цели мешают диверсификации цепочки поставок.

Стивенс считает, что эта проблема препятствует инициативам как в Соединённых Штатах, так и в Европе.

За последнее десятилетие производство кремния в США росло довольно стабильно, достигнув пика в 2018 году, затем начало резко падать в 2019 году. Производство кремния в США в 2022 году составило 265 тыс. метрических тонн, что значительно ниже рекордного уровня в 430 тыс. метрических тонн в 2018 году, отметил Стивенс.

В то время как ряд факторов ограничивает эффективное производство энергии в Соединённых Штатах, Стивенс подверг критике процесс выдачи разрешений, в ходе которого от обнаружения залежей в земле до создания полностью лицензированного, работающего рудника может легко занять 10 лет или дольше.

«Добыча полезных ископаемых не пойдёт на убыль в ближайшее время, если здесь, в Соединённых Штатах, не будут проведены значительные реформы в процессе выдачи разрешений».

Во многих юрисдикциях сохраняется сдержанность в отношении предоставления зелёного света горнодобывающим предприятиям. Это хроническое препятствие для добычи кремния такими темпами и способом, которые могли бы сделать западные страны более конкурентоспособными по сравнению с Китаем и менее зависимыми от него.

При всех моральных и геополитических опасениях, которые вызывает зависимость от китайских цепочек поставок, страны, критикующие Пекин и его положение с правами человека, не смогли усвоить урок.

«В Норвегии, Франции и других странах Европы у них схожие проблемы. В основном их экологические нормы и высокие цены на энергию не позволяют им производить её экономически эффективно. Добыча полезных ископаемых или любой другой вид разработки и производства в Европе прямо сейчас — это всего лишь начальный этап», — сказал Стивенс.

«Если они ищут другое место, кроме Китая, где можно было бы это сделать, то, вероятно, они его не найдут».

Нежелание предпринимать шаги по наращиванию внутреннего энергетического потенциала распространено на большей части территории ЕС, соглашается Брент Беннетт, директор по политике Life: Powered, инициативы Техасского фонда государственной политики, который анализирует энергетические проблемы и рынки.

«То, что сделало бы ЕС менее зависимым от Китая, — это разработка собственных ресурсов природного газа, — сказал он The Epoch Times. — Они просто не проводили для этого особых исследований. По большей части в Европе вы не можете производить гидроразрыв пласта, согласно правилам, вы не можете этого делать».

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА