Чешская певица: Мы не позволим Гао Чжишэну гнить в тюрьме

Автор: 28.01.2021 Обновлено: 14.10.2021 12:56

В 2012 году, вместе с другими чешскими артистами, известная певица Марта Кубишова рассказала историю китайского адвоката: правозащитник Гао Чжишэн был задержан китайской тайной полицией и подвергнут пыткам за то, что защищал преследуемых в Китае последователей Фалуньгун. Он до сих пор находится в тюрьме где-то в Синьцзяне. Г-жу Кубишову когда-то тоже преследовал коммунистический режим в тогдашней Чехословакии, как сторонницу подписания «Хартии 77» и близкого друга Вацлава Гавела (последний президент Чехословакии). Теперь, два года спустя, она намерена продолжать кампанию за освобождение Гао и защиту прав человека в Китае.

Гао Чжишэн стал символом угнетения китайским режимом своего народа. После тщетных усилий использовать китайскую правовую систему для защиты сограждан адвокат послал американскому конгрессу открытое письмо, рассказав в нём о преступлениях правящей коммунистической партии Китая (КПК).

Не только Марта Кубишова переживает за Гао Чжишэна. В концерте в чешском Сенате в поддержку Гао Чжишэна и последователей Фалуньгун участвовал актёр Ян Потмешил, бывший лидер студентов во время Бархатной революции в 1989 году, и альтистка-виртуоз Йитка Госпрова. Они собираются и дальше проявлять свою солидарность с узниками совести в Китае, несмотря на то, что политический ветер при новом чешском правительстве дует в сторону Пекина.

Гао Чжишэн в 2000-х годах послал первым китайским лидерам пять открытых писем, взывая к их чувству справедливости, призывая к нравственности и верховенству закона. За это его лишили лицензии адвоката и поместили под домашний арест вместе с семьей. После этого г-н Гао публично осудил действия коммунистической партии Китая и послал свои рукописи за рубеж, где вышла его книга «Более справедливый Китай», которая была позже переведена на чешский язык.

Марта Кубишова стала символом чешского сопротивления против коммунистического правления. В настоящее время она исполняет главную роль в мюзикле «Желание по имени Эйнодис». Репортёр «Великой Эпохи» побеседовал с ней.

— Как Вы думаете, Ваша публичная поддержка Гао Чжишэна и последователей Фалуньгун в Китае имеет реальное влияние на ситуацию в Китае?

М.К.: Если бы у меня не было исторического опыта работы в «Комитете по защите несправедливо преследуемых» и подписания «Хартии 77», и если бы я не знала, что такие проекты достигают успеха и привлекают всемирное внимание к тем, кто арестован, может быть, я не поверила бы. Тем не менее, у меня есть этот опыт, и я думаю, что без нашей поддержки могло быть задержано намного больше людей. Тоталитарный режим сначала нацеливается на тех, кто вокруг вас, затягивает петлю, пытаясь найти какой-нибудь повод, прежде чем непосредственно арестовать. Обеспокоенность людей из свободных стран, их деятельность и солидарность, на самом деле улучшили положение преследуемых людей в бывшей Чехословакии.

— Вы посещали акции, несанкционированные бывшим тоталитарным режимом?

М.К.: В то время я думала, что уже одной ногой стою в тюрьме, но благодаря моей беременности мне удалось избежать ареста. Мы дважды ходили на гору Снежка (самая высокая точка в Чехии), чтобы поддержать движение «Солидарность». Но тогда ничего не случилось. В третий раз, когда я рожала, люди пострадали.

Власти делали грязные вещи. Например, молодого Плацака (политический активист) вывезли из города, избили и бросили в лесу. Он добирался до Праги без гроша в кармане. Эти «шутки» происходили тогда у нас, но этим занимаются все тоталитарные режимы. Китайский режим вылавливает, устраняет или прячет людей. Адвокат Гао Чжишэн находился в неизвестном месте в течение нескольких месяцев, пока международная общественность, в том числе мы вместе с Яном Потмешилом и Йиткой Госпровой, не вынудили их сообщить о месте его содержания. Родственники смогли посетить его и узнать о его здоровье.

— Другими словами, вы не думаете, что эти усилия — просто беспомощный идеалистический жест?

М.К.: Мы знаем, какой эффект это оказывало, когда в бывшей Чехословакии кто-то из-за рубежа тоже пытался помочь. Мы должны вернуть этот исторический долг. Мы должны смотреть на это таким образом, у нас есть исторический опыт. Всё это помогает защите прав человека в первую очередь. Тоталитарные режимы всегда считают, что им не нужно уделять внимание правам человека.

— В настоящее время существует много дискуссий о меняющейся политике чешского правительства по отношению к Китаю. Как Вы считаете, может она повлиять на Вас?

М.К.: Нынешняя политика в отношении Китая не в состоянии пресечь наши действия или повлиять на них. Нас действительно не волнует, как будут развиваться деловые отношения. Они не могут перевесить такие вещи, как права человека. Их нельзя игнорировать. Мы не будем дистанцироваться. Мы не можем сказать: “О, сейчас бизнес пошёл в гору. Давайте позволим Гао Чжишэну гнить там в забвении”».

— Вы бы хотели, чтобы другие люди присоединились к такой деятельности и ставили этику выше денег?

М.К.: Нет смысла повторять о том, как важно поставить моральные ценности выше денег и власти. Об этом говорили многие мудрецы и мыслители. Тот, кто прислушается к нам, поддержит нас. Нет необходимости специально подчёркивать эти вещи.

— Спасибо за интервью.

 

Версия на чешском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА