Рождение цивилизации Интернет-читателей или – весь мир книг в кармане

Родители и педагоги озабочены проблемой сокращения чтения и, что важнее, поисками путей как приохотить к нему детей. Фото: China Photos/Getty ImagesРодители и педагоги озабочены проблемой сокращения чтения и, что важнее, поисками путей как приохотить к нему детей. Фото: China Photos/Getty Images24 мая – День славянской письменности и культуры. Славянское мировое сообщество объединено общим способом передачи мысли и слова – письменностью. «А грамота русская явилася, Богом дана, в Корсуни, русину…».

Эти слова из летописного предания намекают о сокровенности появления языков и письменности. Идея создания славянского алфавита сошла в форме Откровения на Константина Философа (будущий святой равноапостольный Кирилл) в 863 году в монастыре на берегу Мраморного моря. Считается, что были в нем не только буквы и цифры, но и зашифрованное послание. Ему еще требуется расшифровка. Возможна ли она, если разучимся читать? Нельзя разучиться! Читают ли дети, которым предстоит это сделать? Мало.

Программа «Успешное чтение»

Весна и начало лета традиционно насыщены событиями, связанными  с книгой, русским языком, культурой чтения. Это Петербургский книжный салон, Международный конкурс русского языка, Лихачевские чтения и многое другое. Все направлено на удержание престижа и значения грамотности как основы культуры. Как стать культурным, не читая, не углубляясь в кладовую мировой премудрости?

Из разговора с семиклассницей, отличницей:

— Редко вижу, как ты читаешь.

— Читаю.

— Что?

— Хрестоматию по литературе.  

Поэтому сетуем на то, что школьники стали читать много меньше, погруженные в виртуальные миры.

Из разговора с третьеклассницей:

— Деточка, пора уже спать.

— Погоди, бабушка, тут самый важный эпизод в разговоре героев. Должна же я узнать, чьи доводы победят.

Да и раньше, разве все поголовно были читателями? Директор петербургского лицея Александр Каменский напомнил, что мало кто честно одолел программную, в свое время, «Поднятую целину». Видимо, существуют природные не-читатели, по-иному постигающие жизнь, но таких не большинство.

В конце апреля серьезный разговор по теме «Как приобщить детей к чтению: успешный опыт» состоялся на круглом столе в петербургском ИА Росбалт.

Родители и педагоги озабочены проблемой сокращения чтения и, что важнее, поисками путей как приохотить к нему детей. Так несколько лет назад появилась общероссийская образовательная программа «Успешное чтение». О программе рассказала ее координатор Татьяна Галактионова. Основная цель проекта — приобщение молодежи к чтению, создание в школах условий для развития читательской культуры. Проще говоря, намечено сделать так, чтобы ребенку хотелось читать хорошие книги.

Как же приобщить?

Приобщить кого, детей? Скорее всего, сегодня правильнее начинать с их родителей и… учителей. К такому выводу пришли ученые Академии  постдипломного педагогического образования. Более 200 учителей уже прошли спецподготовку. Создается сеть опорных пунктов программы «Успешное чтение» по России. Привлекается опыт зарубежных партнеров.

Своим успешным опытом в приобщении учащихся к чтению делились номинанты конкурса этого года.

Александр Каменский рассказал об уникальном проекте своего лицея «Добрая лира». Было предложено самим школьникам выбрать книги для школьных библиотек. Школьники 35-ти регионов отобрали 200 книг, которые  вскоре будут изданы для школьных библиотек. «Важнее всего, — считает директор лицея, — обязательство прочтения книги и понимание причастности к важному делу». У детей возник интерес к чтению.

Елена Пономарёва, учитель истории, рассказала, как задала пятиклассникам в качестве летнего чтения трудный для современного ребенка роман В. Скотта «Айвенго». Зимой, когда изучалась «далекая и сложная история Средневековья, трудностей в понимании не возникало».

Поучителен пример школы № 700. В ней разработана и успешно действует программа семейного чтения, когда не только ученики, но и их родители вовлекаются в своеобразные соревнования, где требуется показать знание и понимание литературы. Победить в конкурсе, да еще вместе с родителями, что может быть радостнее и памятнее для детей!

Известный писатель Александр Житинский видит другую сторону успешного чтения, она в его содержательной части. «Важен успешный отбор, который зависит от «правильных» организаторов, прививающих детям вкус к хорошей литературе» — считает он. Что значит хорошая? «Человечная, которая задевает, ведет к обмену мнениями. Сейчас процесс обсуждения отсутствует», — отвечает он. Писатель также уверен, что с молодым поколением необходимо разговаривать на его языке через Интернет, ведение странички жж и т.д.

Как способ привлечения к чтению приведен опыт стран-партнеров программы «Успешное чтение» Австрии, Румынии, Финляндии, Норвегии, Германии, Бельгии. Там часто в теле- и печатных интервью знаменитостям спорта, бизнеса, шоу, культуры, политики задается вопрос о круге их чтения и о любимых авторах. Для многих это хороший пример для подражания.

Проблема приобщения учеников к чтению актуальна для всего мира. Однако России, которая пару десятилетий назад была самой читающей страной, придется еще много потрудиться, чтобы вернуться на прежние позиции с нынешнего 28-го места в Европе. На сегодня лидеры по чтению – Финляндия и Великобритания.

Книга или «цифра»?

Кто-то как трагедию воспринимает уменьшение доли печатных книг, предполагая, что в этом причина  сокращения читателей.

Напомним, что всего лишь в XV веке Иоганн Гуттенберг применил отдельные свинцовые буквы для набора текста, и появилась общедоступная книга, побывав за 5 тысяч лет клинописной на глине, пергаментной, берестяной…

Сегодняшняя коробочка с электронным текстом в руке вместо увесистого тома появилась благодаря тому, что также в 1993 году мир получил еще один подарок для чтения – Всемирную паутину — World Wide Web, или www, или просто Интернет. Двое физиков, британец Тим Бернерс-Ли и бельгиец Роберт Кайо, разработали систему гипертекста, упростив Интернет и сделав его доступным миллионам.

Растет число электронных (он-лайн) библиотек. Примером тому – библиотека конгресса США и библиотека ООН. В разных странах формируются централизованные национальные электронные библиотеки.

Может быть, привычные библиотеки не нужны, ведь все можно найти в Интернете? Библиотеки не желают уходить на пенсию и вводят технические новшества. Сегодня в России переоборудуется сеть районных библиотек.

Другое дело, что в России деятельность электронных библиотек еще не регламентирована,  они нарушают авторские права. Кодекс от 1 января 2008 года требует заключения договоров с авторами. При этом встает вопрос, останется ли бесплатной возможность читать с экрана? Мировой опыт таков: постраничное чтение с экрана бесплатно.

Итак, книга или Интернет? Книга – осязаемая вещь, ее можно положить под подушку, засыпая. Можно сохранить ее с дарственной  надписью автора. Можно почувствовать тепло рук друга, который только что ее читал. Это тоже реальность, только другая. Главное, чтобы читали хорошую добрую книгу, неважно, на каком она носителе.

Необычным, но ясным аккордом завершился разговор о проблемах чтения. Зазвучал знакомый рокочущий голос Владимира Высоцкого. Он напомнил, что героем становишься, если только «Нужные книги ты в детстве читал».


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • В Исаакиевском соборе появилось много новых ангелов
  • Подвергся нападению Центр по выходу из КПК
  • Томми Смит: «Тот, кто сделает этот шаг - изменит историю»
  • Cоветский диссидент Буковский: «Впервые за много лет у меня появился оптимизм»
  • Губители религий


  • Top