Эйсы от Петровича
Герой Советского Союза, летчик-космонавт Игорь Волк. Фото: Николай Зуев
По несколько раз в неделю многие космонавты выходят на теннисный корт в городке космонавтов на Хованской улице в Москве. Здесь стало уже традицией, что даже после завершения полетов в космос звездные братья не порывают со спортом.
— Не душно играть на закрытом корте?
— Конечно, мне больше нравится играть на открытом и особенно в Подмосковье. Я много лет жил и работал в подмосковном Жуковском. Вот там красота и воздух! Как в знаменитой Швейцарии. Вот только гор не хватает. Сейчас живу в Москве, но меня словно магнитом всегда тянет на природу, подальше от многолюдного города. Не люблю шума и суеты.
— А руку набили в теннисе, когда еще возглавляли федерацию тенниса бывшего Союза? Наверняка вас тренировали звезды отечественного тенниса, а может и сам Шамиль Тарпищев?
— Теннисом увлекаюсь многие годы. Задолго до того, как стал председателем федерации тенниса бывшего Союза. Эта древняя игра настолько заразительна, что мне достаточно было один раз взять в руки ракетку и вот уже многие годы не выпускаю ее из рук. Раньше любил играть одиночку, сейчас предпочитаю играть и в парном разряде. Говорят, что и в теннисе с возрастом необходимо регулировать нагрузки, но я ведь космонавт и должен всегда быть в форме.
— Такого не было, что собираясь в космос, могли захватить на орбиту ракетку…
— После сообщения, что мне придется лететь в космос так обрадовался, что стал быстро собирать вещи и автоматически прихватил с собой чехол с теннисной ракеткой. Хорошо, что жена увидела, а то бы она попала на орбиту! Жаль, что там пока нет теннисных кортов. После полета медики рекомендовали мне несколько дней не заниматься физическими упражнениями. Я же так соскучился по теннису, что уже на второй день отправился на корт и играть до упаду. Медики на голову хватались, а я получил уйму адреналина, которого так недоставало в полете. Не поверите, но на корте переживаю больше, чем находясь в невесомости. Ведь на площадке борьба, счет, азарт…
— Муж всю жизнь занимается спортом, — продолжает разговор его супруга Валентина Александровна. — Чем он только не увлекался в молодости! А как он плавал! Мы ведь с ним познакомились на пляже, когда он служил в Бакинском военном округе. Тогда он был младшим лейтенантом и нередко обитатели военного гарнизона встречались летом на пляже, на берегу Каспийского моря. Там мы с Игорем и познакомились. Он сразу обратил мое внимание своей стройной спортивной фигурой и накачанными мышцами. Прежде, чем познакомиться, я несколько раз со стороны наблюдала, как он здорово играл с ребятами в волейбол. Несмотря на невысокий рост, он мог сыграть любой мяч, даже из серии «неберучек». Добивался он этого за счет гибкости и умения в любой момент сконцентрироваться и нередко отбивал сложные мячи в падении. После него так в теннисе играл знаменитый немец Борис Беккер.
Игорь и Валентина познакомились в поселке, что в сорока километрах от Баку. Поначалу молодым людям было вдвоем интересно, но вскоре они поняли, что не могут друг без друга. Вскоре молодые поженились. Молодой лейтенант в те годы был по уши влюблен в молодую жену, но и на спорт находил время. Многих ребят семейная жизнь «затягивала» настолько, что спорт становился для них вне «зоны досягаемости». Словом, им было некогда из-за тягот семейной жизни поиграть в футбол или волейбол. Игорь же на все находил время. Как человек обязательный, он ни на день не порывал со спортом. И Валентина его за это не корила, понимала, что спорт — это ведь здоровье, а у будущего космонавта оно должно быть отменным.
— Даже с рождением дочерей Марины и Ирины муж не порвал со спортом, — продолжает Валентина Александровна. – Он и детей всячески приобщал к занятиям физкультурой и спортом. Дочки папеньку боготворили и с удовольствием ходили с ним на спортивные площадки. Долгие годы мы жили в подмосковном городе Жуковском. Муж был членом спортивного клуба «Стрела» и часто выступал на различных соревнованиях за коллектив летно-испытательного института, где долгие годы работал. Девчонки часто за него болели и он на площадке творил чудеса.
— Я еще училась в школе, — говорит старшая дочь Игоря Петровича Марина, — когда папа взял меня в Терскол. Там находится ледник и многие любители горнолыжного спорта побывали из-за него на Кавказе. Терскол расположен на юго-востоке склона Эльбрус. Папа здорово катался на горных лыжах и меня учил стоять на лыжах. Однажды я за него здорово переживала, когда он с группой альпинистов отправился на вершину Эльбруса.
— Игорь Петрович, люди старшего поколения помнят о вас, а вот молодежь знает не очень хорошо. Расскажите немного о себе…
— Родился 12 апреля 1937 года в городке Змиев, что в Харьковской области на Украине. Среднюю школу заканчивал в Курске. Потом был областной аэроклуб, а первый самостоятельный полет совершил в апреле 1954 года. Затем окончил Кировоградское высшее авиационное училище летчиков.
— Судьба вас куда только не забрасывала…
— Исколесил практически всю страну. Окончил школу летчиков – испытателей Летно-исследовательского института в подмосковном Жуковском. Имею диплом инженера- механика. Днем – летал, а по вечерам учился в московском авиационном институте.
— Говорят, что до зачисления в отряд космонавтов вы охраняли воздушные рубежи в Азербайджане…
— В звании старшего лейтенанта совершил немало вылетов, как летчик Бакинского округа ПВО. На каких только самолетах не приходилось летать – на Ил-28, Ту-16, Ли-2, Як-18. Затем меня судьба забросила в подмосковный Жуковский. С 1965 года числился летчиком-испытателем Летно-ислледовательского института. Тысячи часов налетал на всех типах отечественных самолетов истребительного, бомбардировочного, военно-транспортного и гражданского назначения.
— Это правда, что вы испытывали воздушно- космический самолет, разработанному по программе «Спираль», который является предшественником «Бурана»?
— Мне доверяли многое. Например, испытывать системы автоматического управления полетом, аэродинамики и динамики полетов, испытание самолетов на больших углах атаки и в штопоре, проводить исследования по дозаправке истребителей в воздухе. По программе подготовки к космическому полету на ВКС «Буран» проводил отработку системы ручного управления и системы автоматической посадки на самолетах–лабораториях Ту-154, Миг-21, Миг-25 и Су-7. В воздухе провел около семи тысяч часов, более половины из них – в испытательных полетах.
— Чтобы полететь в космос, необходимо было пройти строгую врачебно-летную комиссию в Институте медико-биологических проблем…
— В 1978 году главной медицинской комиссией был признан годным к общекосмической подготовке и проведению космических полетов. Уже в следующем году был зачислен в головную группу летчиков-испытателей с целью подготовки по тем «Буран». Затем проходил курс общекосмической подготовки в Звездном городке, причем одновременно продолжал испытательную работу в ЛИИ.
— Около тридцати лет назад вы были включены в отряд космонавтов- исследователей…
— В феврале 1981 года я стал космонавтом- испытателем. А уже в сентябре приступил к подготовке к космическому полету в составе экипажа с космонавтами Л. Кизимом и В. Соловьевым. Затем с связи с изменением программы полетов был включен в состав экипажа с космонавтами В. Джанибековым и С. Савицкой для космического полета на корабле «союз – Т».
— Когда же побывали в космосе?
— С 17 по 29 июля 1984 года совершил космический полет в качестве космонавта–исследователя на кораблях «Союз Т11-12» и орбитальной станции «Салют–7». Продолжительность полета составила 11 суток 19 часов 14 минут и 36 секунд! Мой позывной был «Памир–3». Порядковый номер в СССР – 56, в мире – 143.
— Ходят слухи, что сразу после приземления вы по очереди летали на вертолете и самолетах. Зачем это было нужно?
— Сразу после посадки корабля на землю после космического полета управлял вертолетом, самолетами Миг-25 и Ту-154. Последние по аэродинамическим качествам и характеристикам управления приближены к «Бурану». Цель же эксперимента заключалась в оценке моей реакции после воздействия на организм космонавта многих факторов космического полета.
— Помимо полетов вы на протяжении многих лет занимались общественной работой. Кем вы только не были?
— Мне проще сказать, кем я был! Депутатом Жуковского городского Совета народных депутатов, членом экспертного совета Госплана СССР, президентом Всесоюзной федерации тенниса…
— Так вот, наверное, откуда у вас любовь к теннису?
— Будучи на этой должности, приходилось решать немало проблем, связанных с развитием этого вида спорта. Тогда редко удавалось из-за занятости выходить на корт. Сейчас я это делаю регулярно. Недаром говорят, что когда человек становится старше, появляется больше свободного времени.
— У вас ведь немало общественной работы…
— До сих пор с гордостью вспоминаю, что вот уже на протяжении многих лет являюсь членом исполкома ассоциации участников космических полетов, членом Американского института авиации и астронавтики, членом международного общества летчиков- испытателей и экспериментаторов.
— По количеству различных титулов вас пора заносить в Книгу рекордов Гиннеса…
— В свое время был президентом федерации любителей авиации, являюсь вице- президентом спортивного клуба «Ильинка» при правительстве РФ, президентом национального аэроклуба России имени Валерия Чкалова, вице-президентом международной авиационной федерации…
— Если не секрет, какие награды имеет полковник запаса Игорь Петрович Волк?
— Награжден медалью «Золотая Звезда», орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы Народов, «За заслуги перед Отечеством 1У степени», многими медалями.
Поддержите нас!
Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!
Поддержать