На волнах надежды

Автор: 01.09.2015 Обновлено: 06.09.2021 14:24
Юэ Чэнь за своим компьютером в оборудованном по последнему слову техники офисе радио «Sound of Hope»(«Голос надежды»)(SOH) в Манхэттэне. Фото: Матфей Робертсон /Великая Эпоха
Юэ Чэнь за своим компьютером в оборудованном по последнему слову техники офисе радио «Sound of Hope»(«Голос надежды»)(SOH) в Манхэттэне. Фото: Матфей Робертсон /Великая Эпоха
НЬЮ-ЙОРК. Каждое утро, в 6 часов утра, начинается работа по подготовке текстов новостей для ведущего радиопередачи. В 9 часов приходит ведущий, чтобы подготовиться к
передаче. В 10 часов к большому недовольству партийных чиновников и к радости простых граждан континентального Китая, радио «Голос надежды» (SOH) начинает прямую трансляцию на коротких волнах из маленького офиса в Манхэттэне.

Эта радиостанция была создана в 2003 году группой китайских правозащитников, большинство из которых занимаются духовной практикой Фалуньгун*. Главный офис находится в Сан-Франциско, но имеется много филиалов по всему миру, один из них в Нью-Йорке.

Радиостанция вещает восемь часов в день, имея минимальный штат и минимальный бюджет, существуя, в основном, на пожертвования. Некоторые из основателей радиостанции радиожурналисты-профессионалы, некоторые нет. «Многие сотрудники весь день заняты на своей основной работе, а здесь работают по ночам. Другие могут больше работать здесь», — сказала Юэ Чэнь, редактор радиостанции «Голос надежды» в Нью-Йорке, кандидат биологических наук. «Поэтому для нас очень важен финансовый вопрос, если бы позволяли финансы, мы могли бы делать гораздо больше».

Несмотря на трудности, радио «Голос надежды» продолжает свою работу. Оно стало трибуной для китайской интеллигенции, диссидентов, активистов-демократов в Китае и за его пределами, где они могут свободно высказывать свои мнения и заявлять свою позицию. Около шести из них имеют свои постоянные рубрики, тогда как другие приглашаются выступать с комментариями на то или иное событие.

Те, кто находится в Китае, вынуждены соблюдать ограничения, критикуя коммунистический режим. Те же, кто проживает за его пределами, могут свободно и прямо выражать свое мнение.

«Мы открыто и честно говорим о положении дел в Китае и о компартии (КПК), наши анализы самые глубокие и наши оценки самые острые, — говорит Юэ Чэнь. — Мы делаем свое дело без оглядки на КПК и не боимся её давления».

Эта бескомпромиссность вызвала нападки компартии. Семьи сотрудников «Голоса надежды» в Китае подверглись давлению со стороны чиновников госбезопасности. Они приходят и говорят: «Скажи своей сестре, чтобы она приехала и посмотрела сама на ситуацию в стране», или «Скажи твоему брату, чтобы он не говорил так о нашей стране», — рассказала Чэнь.

Радиостанция «Голос надежды» охватывает своим вещанием весь Китай, включая Тибет и Синьцзян. Иногда сигнал доходит до Японии и Кореи, о чем сообщают в своих письмах в редакцию радиолюбители.

Коротковолновые радиостанции гораздо больше распространены в Китае, чем на Западе, так как со времен «Культурной революции», только таким путем люди могли получить доступ к зарубежным средствам массовой информации.

С 1949 году в Китае, с момента образования Народной республики, все средства массовой информации находятся в руках и под полным контролем компартии, они были созданы, чтобы служить интересам партии. Эти СМИ объявляют о политических решениях, собирают информацию, в том числе разведывательную, а также «воспитывают» и организуют массы посредством партийной пропаганды. В последние годы появилась тенденция к коммерциализации партийных медиа, но Центральный Отдел пропаганды играет ведущую роль в определении того, о чём можно писать и о чём нельзя.

Например, в июне 1999 г., начав пропаганду клеветы и лжи, кампанию развязывания репрессий Фалуньгун — традиционной китайской духовной практики, которой занимается Юэ Чэнь и многие её коллеги, каждая из партийных газет опубликовала по 300-400 статей, очерняющих эту практику. В таком же духе государственная пропаганда представляет Далай-ламу как шакала, а уйгурского лидера Рабию Кадир как террористку.

Радиостанции, представляющие правительства западных стран, такие, как «Би Би Си», «Голос Америки» или радио «Свободная Азия», транслируют свои передачи в Китай в коротковолновом диапазоне уже много лет, но «Голос надежды» считает, что их радиостанция может дать новое радиослушателям.

«Иностранцы имеют свою определенную точку зрения на Китай, свои представления о лидерах компартии и т.д. Мы знаем лучше, смотрим глубже и достигаем большего. У нас очень много экспертов», — говорит Юэ Чэнь.

Кроме репортажей новостей, «Голос надежды» имеет рубрику «Культура», в передачах которой рассказывается о традиционной китайской культуре и этике и о том, как они соотносятся с современной жизнью. Это тоже интересно слушателям.

Как только радиостанция начала своё вещание, в течение первой недели качество передачи было очень хорошим. «Но мы были очень быстро обнаружены»,- сказала Чэнь. Так же, как это делалось с западными коротковолновыми радиостанциями, компартия начала глушить cигналы «Голоса надежды». Один журналист, работающий на радио «Свободная Азия», сообщил Чэнь, что их сигнал во многих городах Китая стал гораздо четче, с тех пор, как «Голос надежды» начал свои передачи, так как, по всей видимости, партийные чиновники решили сосредоточить свои ресурсы на том, чтобы заглушить новичка.

Позже «Голос надежды» увеличил силу своего сигнала и время передачи и теперь их сигнал почти свободен от помех.

Слушатели пишут или звонят в редакцию, сообщая, что они перестали слушать «Голос Америки» и «Радио Свободная Азия» и предпочитают слушать передачи «Голоса надежды». Нищие, живущие на улицах Китая, позвонили и рассказали, как они небольшой группой вскладчину купили хороший коротковолновый радиоприемник, чтобы поймать «Голос надежды». За эти шесть лет тысячи слушателей написали и позвонили в редакцию «Голоса надежды». Некоторые записали передачи, посвященные нарушению прав человека, и давали послушать родственникам и друзьям.

Почему «Голос надежд»?

«Мы говорим правду о том, что происходит в Китае, и даем глубокий анализ происходящего. Мы рассказываем о пяти тысячелетней китайской культуре, о нравственных устоях древнего Китая», — ответила Чэнь. — «Когда мы разоблачаем преступления компартии, мы основываемся на традиционных культурных и моральных ценностях. Наши передачи предназначены для того, чтобы китайцы освободились от дурмана лжи, распространяемой компартией и ложных представлений, сформированных партийными средствами массовой информации».

Версия на английском

*****

*Всемирная Энциклопедия (2002) (World Book Encyclopedia): «Фалуньгун — духовный путь существования, который появился в Китае в начале 1990-х годов. Фалуньгун обучает технике медитации при помощи упражнений для улучшения физического здоровья, а также нравственной и духовной чистоты. Название Фалуньгун на китайском языке означает поворот колеса закона. Фалуньгун также называется Фалунь Дафа (великий закон). Фалуньгун имеет миллионы последователей во многих странах».

По данным Информационного центра Фалунь Дафа (ИЦФД), в 1999 г. посчитав, что большая популярность Фалуньгун может стать угрозой для своей власти, а также боясь потерять идеологический контроль над людьми, тоталитарное коммунистическое правительство Китая поменяло свою политику с широкой поддержки на массовые репрессии последователей этой практики. В настоящее время Центром подтверждено 3304 смертельных случаев сторонников Фалуньгун в результате преследований; сотни тысяч последователей Фалуньгун находятся в заключении в тюрьмах и исправительно-трудовых лагерях. Независимые эксперты также подтвердили факт незаконного извлечения внутренних органов для продажи у заключённых последователей Фалуньгун. Несмотря на жестокое подавление в Китае, эта практика широко распространена в 114-ти странах и насчитывает более 100 млн своих последователей.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА