Будет ли Общественная палата Москвы демократической?


30 июня в Независимом Пресс-центре был проведен круглый стол на тему «Общественная палата города Москвы. Какой ей быть?», организованный Межкомиссионной рабочей группой Общественного Совета города Москвы.

Вопрос создания городской Общественной палаты давно волнует московскую общественность. Более года десятки московских организаций, объединив усилия, в инициативном порядке разрабатывали концепцию закона об Общественной палате Москвы и сам законопроект. С определенного этапа эта работа велась совместно с Общественным советом Москвы, для чего и была создана Межкомиссионная рабочая группа Общественного совета, проводившая круглый стол.

Разработанный Межкомиссионной группой законопроект предполагал прозрачную демократическую процедуру формирования Общественной палаты выборным путем, четко определял права нового гражданского института во взаимодействии с органами городской власти, предлагал ряд новых инструментов контроля общественности за действиями чиновников, например – процедуру общественного расследования. Казалось, что наш город стоит на пороге новой демократической эры, в которой не будет чиновничьего произвола, новых «живых щитов», печально известных поселков Речник и Южное Бутово.

Тем более, что проект закона был утвержден и поддержан Президиумом Общественного совета Москвы, созданного указом мэра Москвы Ю.М.Лужкова.

Однако городские власти оказались не готовы к равноправному диалогу с общественностью и предпочли начать кулуарную разработку собственной альтернативной концепции законопроекта, которая была поручена исследовательскому фонду «Институт независимой экспертизы и права» (руководитель Л. Сарычева).

И в связи с этим, первым вопросом, поставленным на круглом столе, был вопрос – почему так произошло? Разве в Москве нет известных юридических и социологических институтов, чтобы передавать такой важнейший законопроект на разработку никому неизвестной организации?

Объяснения представителя Института, что они, якобы, выиграли тендер на разработку закона, не удовлетворили участников круглого стола. Тем более, что ни представитель института, ни представитель Комитета общественных связей правительства Москвы так и не ответили на последовавшие вопросы: когда же проводился этот таинственный тендер, кто были его участники, были ли о нем надлежащим образом извещены соответствующие профильные учреждения и специалисты Москвы?

Не получили ответа участники круглого стола и на вопрос — почему распоряжение вице-мэра г-на Виноградова о создании комплексной рабочей группы для разработки альтернативного законопроекта, полностью проигнорировало концепцию и законопроект Межкомиссионной группы Общественного совета Москвы, разработанные совместно с общественностью нашего города.

Но основная дискуссия развернулась, когда на рассмотрение московской общественности была представлена сама альтернативная концепция законопроекта, разработанная Институтом независимой экспертизы и права. Интерес был велик — в заседании круглого стола и дискуссии приняли участие около 50 представителей различных общественных организаций столицы. И это неслучайно — закон «Об Общественной палате города Москвы» может стать своеобразной лакмусовой бумагой на демократичность московской власти, а также — продемонстрировать силу гражданского общества нашего города.

Именно концепция Института независимой экспертизы и права подверглась жесточайшей критике участников круглого стола «Общественная палата города Москвы. Какой ей быть?». В чем только не обвиняли разработчиков концепции – и в юридической безграмотности, и в непонимании (вернее, в незнании) специфики деятельности гражданского общества, и в стремлении предложить закон, который позволил бы московской власти получить «карманную» Общественную палату города.

Главные претензии общественники предъявляли к нечетко и достаточно смутно сформулированным целям и задачам будущей Общественной палаты, к некорректности формулировок, к неоправданному и опасному разделению гражданского общества столицы. Так, по предложению авторов проекта, Общественная палата Москвы должна быть сформирована в основном из представителей так называемых социально ориентированных некоммерческих организаций. Это фактически значило бы, что за бортом останутся многие представители неправительственных организаций города: правозащитные, ветеранские, молодежные, детские и т.д. и т.п. Авторы объясняли подобное тем, что в Москве ветеранские, молодежные, детские и прочие организации уже имеют свои объединения и палаты (например, Молодежная палата при Московской городской думе). Так что же – важнейший институт гражданского общества создается лишь для того, чтобы «охватить еще неохваченных»?

Много вопросов вызывает и методика формирования будущей Палаты, предлагаемая разработчиками проекта закона. Подлинно демократическая процедура формирования Общественной палаты должна была бы однозначно предполагать невмешательство властей в процесс выборов членов Палаты и в работу самой Палаты. Однако разработчики из Института предлагают проводить выборы членов будущей Палаты под жестким контролем городской власти и — «в соответствии с установленным перечнем организаций», претендующих на направление своего представителя в будущую Палату. Эта совершенно неправомерная и недемократичная норма, грубо попирающая принцип равенства прав общественных объединений, вызвала много справедливых возражений.

По мнению участников круглого стола, принцип формирования палаты, предложенный Институтом, может явиться коррупциемким, провоцирующим кандидатов на вхождение в Палату путем внеправовых, кулуарных соглашений. Нормы, заложенные в концепции Института, позволят органам государственной власти осуществлять скрытые манипуляции при формировании состава Палаты и при дальнейшей ее работе.

Участники круглого стола — представители различных структур гражданского общества столицы — решительно настаивают на том, чтобы проект закона об Общественной палате города разрабатывался под жестким общественным контролем, и при непосредственном участии различных неправительственных организаций Москвы.

В городе должна развернуться честная открытая дискуссия, которая поможет Московской городской думе принять действительно демократичный закон об Общественной палате.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Общество «Мемориал» о Памятном Знаке жертвам политических репрессий в Рязани
  • Легко ли быть Тукаем?
  • Питерские собаки могут считаться почти цивилизованными
  • Ограничение свободы слова на Кубе ведёт к нагнетанию атмосферы страха
  • Поднебесная или страна Чеширского кота


  • Top