Иностранные компании в Китае когда-нибудь задумаются

Автор: 01.09.2015 Обновлено: 06.09.2021 14:24
Ставки на Китай: Джеффри Иммельт (Jeffrey Immelt), председатель и главный исполнительный директор компании General Electric, фигурировал на заседании Глобальной инициативы Клинтона (CGI) 24 сентября 2009 года в Нью-Йорке. Под руководством  Иммельта General Electric вложил  большие инвестиции в Китай. Фото: Mario Tama / Getty Images
Ставки на Китай: Джеффри Иммельт (Jeffrey Immelt), председатель и главный исполнительный директор компании General Electric, фигурировал на заседании Глобальной инициативы Клинтона (CGI) 24 сентября 2009 года в Нью-Йорке. Под руководством Иммельта General Electric вложил большие инвестиции в Китай. Фото: Mario Tama / Getty Images
Иностранные компании вынуждены выдавать свои секреты технологий и обучать китайских партнеров.

Многие иностранные предприниматели в Китае сейчас находятся в тревожном ожидании. Другая часть самодовольно наблюдает и ждет результатов противостояния Google с режимом компартии Китая, полагая, что Google переоценил свое влияние.

Если западные бизнесмены вначале ухмылялись, наблюдая за затруднительным положением Google, то после выхода статьи «Несколько мнений Государственного совета о дальнейшей плодотворной работе в области использования иностранных инвестиций» эти ухмылки исчезли с их лиц. Смысл этой статьи таков: «Время безусловного приоритета иностранных инвестиций в Китай уже закончилось».

Различные мнения

Некоторые иностранные инвесторы все еще мечтают о привилегиях прошлого, надеясь, что китайские чиновники прислушаются к ним и пересмотрят свои взгляды. На сей раз они высказывали свои недовольства уже публично, а не прибегали к частным лоббированиям.

Американская Торговая Палата и Торговая палата Европейского союза (в Китае), опубликовали доклады, в которых выразили глубокую обеспокоенность американских и европейских деловых кругов вопросами политики протекционизма Китая.

7 июля Группа Всемирного банка (World Bank) опубликовала отчет «Инвестирование без границ» за 2010 год, где Китай числился в списке стран с самыми большими ограничениями на иностранные инвестиции. В середине июля в ходе встречи с премьером Госсовета Вэнь Цзябао многие международные компании публично раскритиковали коммерческий климат Китая. В число этих компаний вошли Siemens и BASF.

Иностранные компании недовольны по трем причинам:

Во-первых
, их интеллектуальная собственность не защищена. Новые правила вынуждают иностранные компании выдавать секреты производства и новых технологий китайским коллегам в обмен на долю рынка.

Во-вторых
, зарубежные инвестиционные компании на государственных торгах рассматриваются неравноценно, в отличие от их китайских коллег.

В-третьих
, Китай ставит много условий, ведущих к слиянию и поглощению компаний. Иностранные компании должны сотрудничать с китайскими предприятиями, и распределение прибыли должно составлять 50 на 50.

Китайские чиновники во главе с премьером Госсовета КНР Вэнь Цзябао оспаривали эти утверждения. Лю Яцзюнь, директор Департамента по иностранным инвестициям китайского Министерства торговли, отверг выводы Всемирного банка на пресс-конференции.

Министр торговли Чэнь Дэмин сказал британской Financial Times, что Китай неоднократно понижал входной барьер для иностранных компаний, так как он вступил в ВТО и многие международные компании, серьезно пострадавшие в результате мирового финансового кризиса, нашли новые источники доходов в Китае.

Почему они не ушли?

«Иностранные компании потратили огромные суммы денег на развитие бизнеса в Китае».

Хотя позиция Пекина ясна, и иностранные компании пригрозили уйти, но очень мало кто из них сделал это.
Почему?

Одной из наиболее важных причин, почему иностранные компании не сделали этого, является то, что они потратили огромные суммы денег на развитие бизнеса в Китае и только теперь входят в фазу «сбора урожая».

Google, Goldman Sachs и General Electric заслуживают внимания. Эти компании являются типичными гигантами в ИТ (информационной), финансовой и промышленной областях. Google, который вышел из китайского рынка после громких разногласий с режимом компартии Китая, в конце концов, вернулся из-за страха потерять рынок, который он тщательно культивировал.

Инвестиционный Банк Голдман Сакс (Goldman Sachs) всегда заискивал перед коммунистической партией Китая. Он по-прежнему хранит молчание перед лицом обвинений китайских СМИ в том, что «сосет золото и серебро из китайского рынка».

Хотя председатель и главный исполнительный директор Дженерал Электрик (GE) Джефф Иммельт (Jeff Immelt) раскритиковал политику Китая в отношении иностранных компаний, GE не показал никаких признаков ухода из Китая. В настоящее время компания насчитывает около 13 000 работников, включая более 2 000 инженеров, занимающихся экологическими и медицинскими исследованиями. Большая часть их исследований ориентирована на китайский рынок.

Доходы компании в Китае в прошлом году превысили 6 млрд. долл. США. Ради «дружественного партнерства» Дженерал Электрик (GE) спонсировал Олимпийские Игры в Пекине на сумму 70 млн. долл. США, а также является одним из крупнейших спонсоров американского павильона в Шанхае World Expo. Если Дженерал Электрик (GE) сейчас уйдет с китайского рынка, то все его предыдущие усилия сведутся на «нет».

Интеллектуальная собственность

Проблемы интеллектуальной собственности очень актуальны для иностранных компаний. Цель компартии Китая всегда была в обмен на долю рынка «изучить передовые иностранные технологии» в рамках совместных предприятий.

Большое число исков по вопросам интеллектуальной собственности показывают, что такое «изучение» в основном совершается незаконно. Поскольку иностранные компании становятся умнее, то нарушать их права в области интеллектуальной собственности становится все труднее.
В глазах международного сообщества интеллектуальная собственность — продукт огромных инвестиций в исследования и разработки (R&D); последующая монополия на технологию должна быть защищена законом.

Такая политика поощряет инновационную деятельность и защищает новые разработки. Отсутствие защиты интеллектуальной собственности неизбежно ведет ведет к недобросовестной конкуренции.

С другой стороны, Китай продолжает расценивать защиту иностранных компаний своей интеллектуальной собственности как форму недружественной монополии.

В настоящее время, чтобы облегчить преобразование внутренней экономической структуры, режим компартии изменил «Положения о коммерческой деятельности», что заставляет теперь иностранные компании раскрывать свои коммерческие и технологические секреты. В обмен на это, иностранным компаниям открывают доступ на китайский рынок.

Такой способ «легализации» раньше считался нарушением прав интеллектуальной собственности. У иностранных компаний есть только два выбора: либо поддаться давлению, либо покинуть Китай.

Последнее оружие

Иностранные компании пускают в ход последнее оружие, заявляя, что они откажутся лоббировать интересы Китая в своих правительствах, что может привести к ухудшению взаимоотношений США и ЕС с Китаем.

Иностранные компании выступают в качестве важной политической связи между режимом компартии Китая и международным сообществом, к примеру, в Соединенных Штатах. Многие международные компании провели огромную лоббистскую деятельность в Белом доме и Конгрессе, чтобы получить доход и защитить свои инвестиции в Китае.

Американские компании советовали в Конгрессе игнорировать мрачный отчет о состоянии прав человека в Китае и его политику диктатуры, заявив, что экономическое развитие приведет к политическим реформам в Китае и что Интернет принесет свободу прессы.

Такое лоббирование принесло чрезвычайную пользу режиму компартии Китая. 20 июля 2010 г. издание «Внешняя политика» (Foreign Policy) опубликовало статью под названием «Смерть китайского лобби?» В ней было высказано мнение, что, если бы многомиллиардные компании, такие, как Google, Дженерал Электрик (GE) и Голдман Сакс (Goldman Sachs) прекратили бы лоббировать интересы Китая, то внутренний торговый протекционизм в Вашингтоне повысился бы.

Китай не отреагировал на это ответным ударом. Пекин находчив в своих деловых отношениях с иностранными компаниями: он овладел искусством «разделяй и властвуй» и будет продолжать водить перед их носами «пряник» на китайском рынке. Эти организации не будут объединяться в группы для переговоров с Пекином и не выйдут из состава. Пока они остаются на китайском рынке, они будут лоббировать интересы китайского государства в критические моменты.

В Китае, где все находится в руках у власти компартии, любая организация обязана раболепствовать перед нею. Китайские отечественные предприятия — «хрупкие яйца перед скалами китайского государства». Основные силы дружественных «панд» — международных компаний, всего лишь немногим сильнее тех яиц, и если их дела пойдут не лучшим образом, то результат будет очень болезненным.

Любопытно, когда эти международные компании убеждали свои правительства не критиковать Китай за нарушения прав человека и прославляли китайского Дракона, в действительности они определили то, как с ними обращаются сегодня.

Хэ Циньлянь — известный китайский экономист, писатель и обозреватель, автор книги «Туман цензуры» (The Fog of Censorship): Контроль СМИ в Китае.

Версия на английском.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА