Предубеждения и правда: 13 августа — международный день левшей

The Epoch Times13.08.2012 Обновлено: 06.09.2021 14:12

Рождение левшей упорно противоречит эволюции. То, что их мозг организован по-другому, кое-что объясняет, но не то, почему число левшей в культурах, склонных к насилию, значительно выше.

Президент США Барак Обама подписывает документы в Овальном кабинете Белого дома в Вашингтоне, округ Колумбия, 6 августа 2012 года. Фото: SAUL LOEB/AFP/GettyImages


Президент США Барак Обама подписывает документы в Овальном кабинете Белого дома в Вашингтоне, округ Колумбия, 6 августа 2012 года. Фото: SAUL LOEB/AFP/GettyImages

Джон Макинрой считается все ещё одним из лучших, но и самым эксцентричным игроком в теннис всех времён: творческий и благословленный тонким чувством мяча, в то же время плохо владеющий собой и не умеющий проигрывать. О его словесных атаках ходят легенды. Гениальный и импульсивный — типичный левша. Или же это только предубеждение?

13 августа, в Международный день левши, опять дебатируют на эту тему. Научные исследования последнего времени доказывают, что левши, в действительности, устроены иначе, чем остальные люди, но это только потому, что остальные не умеют с ними правильно обходиться.

Левши были уже тогда, когда Homo sapiens ещё не мог писать ни правой, ни левой рукой. «Левши существовали среди людей и их предков, предположительно, более миллиона лет назад, — объясняет невролог Штефан Гутвински из берлинской клиники Шарите. — Об этом свидетельствуют археологические находки оружия и инструментов, изготовленных и используемых, по всей видимости, левшами».

Этому не стоит удивляться, так как предпочтение использования правой руки ни в коем случае не является отличительной особенностью человека. Кошки тоже ловят клубки шерсти своей любимой лапой, и даже анатомически просто устроенные манящие крабы Uca подразделяются на право- и лево-манящих. Так как концентрация силы и умения в одной стороне экономнее, чем использование обеих конечностей на одном уровне.

В то время как использование левых и правых конечностей у животных находится в равновесии, среди людей от 85 до 90% являются правшами, и это соотношение сохранялось, предположительно, в течение тысячелетий.

С точки зрения биологической эволюции — это странно. Так как если бы левши имели преимущество при естественном отборе природы, их число должно было бы расти. Если же это является недостатком, левши уже должны были бы исчезнуть. Возможно, левши, как выразились Гутвинский и его коллеги из Шарите, это «один из видов игры природы». Так же как рыжий цвет волос сохраняется в процессе эволюционного отбора, хотя он не приносит никаких решающих преимуществ.

Тем не менее, были эпохи, народы и профессии, в которых преобладали левши. Учёные из университета Монпелье проанализировали исследования различных малых народов, таких как, например, эскимосы на Аляске и в диула в Буркина-Фасо. При этом они сравнили число левшей у этих народов с числом убийств, совершенных ими.

«В культурах с низкой готовностью к насилию было только 3% левшей, — говорит руководитель исследования Шарлотт Фаури. — В воинствующих и проявляющих насилие культурах, напротив, их число составляло до 27%». Причина: в двоеборье человека с человеком левша обладает преимуществом, так как его противник, зачастую правша, не может уловить все его «левые» приёмы и удары. Таким образом, в борьбе левша побеждает чаще, и, соответственно, он приобретает возможность передавать свои гены потомкам.

Считается доказанным, что левшами становятся «по наследству». Возможность рождения левши у родителей-правшей составляет только 2%, если же мать или отец являются левшой, вероятность возрастает до 46%.

Нужно ли беспокоиться, когда в обществе появляется больше левшей или когда они есть в правительстве страны, как в настоящее время в США под управлением Барака Обамы? Нет, так как группа французских учёных ограничила свои исследования малочисленными народами, которые обладают меньшими возможностями для разрешения конфликтов.

Поэтому результаты исследования не могут распространяться на большие народы и политически организованные государства. То, что такие диктаторы, как Сталин и Гитлер, были левшами, является не более чем устойчивым предубеждением.

Преимущество в физической борьбе, которым обладают левши, проявляется в спорте, в частности, в фехтовании, теннисе и боксе левши мало предсказуемы. Таким образом, шансы на победу у левшей возрастают. Поэтому спортом, в зависимости от вида, занимаются от 20 до 55% левшей.

Так же высока их квота среди музыкантов высокого уровня. Это объясняется тем, что левши находятся в положении аутсайдеров. Как объясняет французский социальный психолог Николя Гигон, они могут «лучше контролировать свою правую руку, чем правши свою левую, так как они зачастую чувствуют себя обязанными обучиться определённому мастерству».

В мире правшей левшам приходится тренировать свою слабую руку, что приносит большое преимущество при игре на скрипке, фортепьяно и ударных инструментах. Знаменитые примеры — Фил Коллинз, Гленн Гульд, Марк Нопфлер и Пол Маккартни. Бетховен и Моцарт, вопреки распространённым предположениям, к ним не относятся.

Причиной музыкального преимущества левшей может быть то, что они обладают лучшей ритмической памятью, подчеркивает Джон Эгглтон из университета Кардиффа в Уэльсе. Так как эта способность, как утверждают ученые-неврологи, управляется правой половиной мозга, ответственной за контроль движений у левшей.

Эгглтон предупреждает, что при учёте всех социальных влияний нельзя забывать об анатомических особенностях мозга левшей, когда речь идёт об их особенных талантах и свойствах характера.

Такого же мнения придерживается и английский бихевиорист Линн Райт. Она выяснила при проведении теста личности, что левши более склонны, чем правши, к таким высказываниям, как: «я переживаю о том, чтобы не сделать ошибку» или «критика и оскорбления меня очень ранят». Кроме того, они более склонны составлять списки и маркировать цветами места в тексте, чтобы их, не дай бог, не забыть. Всё это, по мнению Райт, указывает на принципиальную нерешительность и неуверенность, вызванные тем, что у левшей в стрессовых ситуациях задействуется правая, эмоциональная половина мозга.

Многие учёные относятся к этой теории скептически. Их аргумент: неуверенность левшей может быть вызвана тем, что им приходится жить в мире, где автомобили, инструменты, мышь для компьютера и клюшка для гольфа сконструированы почти исключительно для правшей.

Кроме того, не является абсолютным и то, что левши якобы задействуют, в основном, правую половину мозга. Во время разговора у них в каждом третьем случае активны обе половины мозга, в отличие от правшей, которые задействуют при этом в 98% случаев только левую половину.

Кроме того, у левшей обнаружено особенно массивное Corpus callosum, мозолистое тело, соединяющее обе половины мозга. Они работают, глядя на всё технически, «двухполосно», при этом эти полосы активно взаимодействуют между собой. Это может объяснить их способность к языкам и способность запоминать.

Этот факт может дать объяснение и развитому их стремлению к симметрии и целостному мышлению: знаменитый пример — Леонардо да Винчи, располагающий объекты пирамидально в центре. В его «Тайной вечере» все движения кажутся направленными к центру. Кроме того, художник любил развлекаться зеркально отражёнными буквами и предметами.

Однако в одном пункте он отличался от Джона Макинроя и классического клише левши: современники ценили Леонардо, как дружественного и вежливого человека, с которым практически нельзя было поссориться.

По материалам статьи Йорга Циттау в немецком издании Welt.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА