Китайский дворец под Петербургом

Автор: 14.01.2021 Обновлено: 14.10.2021 12:56

/epochtimes.ru/ Накануне Нового года любители прекрасного получили настоящий рождественский подарок. Музей-заповедник «Петергоф» и Интерфакс Петербурга пригласили журналистов на открытие отреставрированных залов Китайского дворца в Ораниенбауме. 250 лет существования в условиях сложной истории России, при активной «эксплуатации», когда десятки тысяч посетителей гуляют по дворцу, его уникальные залы требовали реставрации, чтобы в дальнейшем радовать и воспитывать красотой следующие поколения. Сейчас завершился третий этап реставрации.

20141219_124016-1

Генеральный директор «Петергофа» Елена Кальницкая. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха

Генеральный директор «Петергофа» Елена Кальницкая рассказала об очередном этапе и перспективах восстановления ценнейшего исторического памятника. По сравнению с другими летними царскими резиденциями под Петербургом его уникальность в том, что в годы блокады Ленинграда дворец оказался в зоне Ораниенбаумского пятачка, не захваченного фашистскими войсками, и не был разрушен, как его великие собратья.

Китайский дворец — единственный в России подлинный образец изящного европейского рококо XVIII века. Его возводил известный итальянский архитектор Антонио Ринальди. Как сказали бы в том веке, он стал le petit bijoux — маленькой драгоценностью. Действительно, это небольшое строение на берегу пруда в огромном парке Собственной дачи было предназначено для развлечений и отдыха императрицы Екатерины II. Настоящее отдохновение души от государственных забот доставляли роскошные интерьеры со стенами и плафонами, украшенными венецианской живописью, лепкой, позолотой.

20141219_121030

Фрагмент наборного паркета. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха

Царствующие персоны и их гости прогуливались по 722 кв. метрам наборных паркетов, подобных настоящим коврам из двух десятков драгоценных пород дерева. Подлинные паркеты XVIII века также можно видеть только в этом дворце. Элементы китайского декора, китайские фарфоры, модные в те времена, и дали впоследствии название дворцу. Этот стиль назывался chinoiserie — китайщина.

20141219_122729

Стеклярусный кабинет. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха

Настоящим шедевром дворца специалисты называют Стеклярусный кабинет. Перед 12-ю настенными панно с рисунками, имитирующими китайские мотивы живописи, сегодня можно вновь надолго застыть, любясь их изяществом и отдавая должное их творцам. Тем мастерам, которые трудились два года над их созданием в XVIII веке и тем, кто восстановил их сегодня.

20141219_121558

Ваза из китайского фарфора. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха

На стеклярусных панно изображены сказочные птицы, экзотические растения и изящные павильоны. Рисунки вышиты шерстяной синелью, а фон составляет пришитый к холсту стеклярус. Руководила работой русских мастериц француженка Мари де Шелль. Таких стеклярусных панно нет нигде больше в мире. Стеклярус — тонкие трубочки из цветного стекла, изготавливали на Усть-Рудицкой фабрике, созданной Ломоносовым для производства смальты для мозаик.

20141219_120828

Стеклярусные панно на китайские мотивы. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха

Столетия протекли, стеклярус потемнел, мог обрываться, нити теряли свой первоначальный цвет. Со всевозможными предосторожностями панно сняли, перевезли в реставрационный центр Эрмитажа, очистили и отреставрировали. Сейчас панно по-прежнему сверкают первоначальным загадочным серебристым отливом.

Реставрационные работы в Ораниенбауме ведутся годами. Они начались сразу после войны, прерывались из-за нехватки средств. Сегодня они продолжаются с 2006 года, когда появился серьёзный меценат — ОАО «Газпром» и его немецкий партнёр концерн BASF. Елена Кальницкая рассказала, что при достаточном финансировании реставрационные работы могут закончиться через два-три года. (epochtimes.ru)

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА