Китайский мобильный платёжный сервис Alipay стремится за рубеж

The Epoch Times31.10.2016 Обновлено: 09.08.2023 20:25

Китай является крупнейшим и быстро растущим рынком мобильных платежей. Alipay, крупнейший мобильный платёжный сервис в Китае, сообщил на прошлой неделе о нескольких новых партнёрствах по приёму платежей в США. /epochtimes.ru/

Alipay — служба Ant Financial Services, отделения китайского интернет-гиганта Alibaba.com. Его деятельность в Соединённых Штатах началась со сделок с VeriFone Holdings и обработчиком кредитных карт First Data Corp. Alipay активно расширяется в Великобритании, Германии, Таиланде и Австралии.

Западные СМИ объяснили это необходимостью обслуживания 150 миллионов китайских туристов, выезжающих за границу каждый год. Alipay намеревается выйти на уровень Visa, MasterCard и China UnionPay.

Но амбиции компании явно выходят за пределы обслуживания китайских туристов. «Мы нацелены на 2 миллиарда пользователей в ближайшие 10 лет», — сказала в интервью «Рейтер» международный президент Alipay Сабрина Пэн. Компания ожидает, что 60% сделок будут сделаны за рубежом к тому времени, и такой объём может быть достигнут только путём глобального расширения.

Мобильный кошелёк Китая

В прошлом году Китай обогнал США по общей стоимости мобильных платежей. Около 200 миллионов китайцев(40% пользователей смартфонов) используют свои смартфоны в качестве кошельков, по оценкам eMarketer. В 2015 году произведено мобильных операций на $1 трлн, по данным IResearch.

Alipay, с 450 млн счетов, является крупнейшим оператором мобильной платёжной платформы в Китае с долей рынка 68%. Alipay и WeChat Pay (TenPay), управляемый конкурирующей фирмой Tencent Holdings, имеют долю рынка 89%. Недавно Apple Pay вышел на китайский рынок, подписав соглашение с China UnionPay в надежде обрести много клиентов.

Оплата с помощью мобильного телефона довольно проста. После нажатия кнопки «Оплатить» в Alipay или WeChat, приложение создаёт QR-код, который может быть сканирован торговцами, и сохраняет копию цифровой квитанции об оплате. NFC (Near Field Communication), совместимое аппаратное обеспечение, позволяет осуществлять платежи и без открытия приложения.

Alibaba и Tencent — конкуренты в сфере мобильных платежей и интернет-банкинга. Tencent — оператор WeChat, крупнейшей социальной сети в Китае и приложения для мгновенного обмена сообщениями.

Два года наза Alibaba и Tencent ожесточённо конкурировали на нескольких фронтах, в том числе в сферах интернет-банкинга, мобильных платежей и даже службы такси. Их конкуренция на рынке мобильных банковских услуг усилилась в 2015 году, во время празднования китайского Нового года, когда обе службы использовали все средства, включая субсидии, для привлечения новых пользователей.

С середины 2015 года Tencent стал отставать от Alibaba после нескольких незначительных неудач. Служба такси Didi, управляемая Tencent, была приобретена службой такси Kuaidi, управляемой Alibaba, чтобы сформировать Didi-Kuaidi. Компания известна сегодня как Didi Chuxing, крупнейшее совместное предприятие в Китае, которое недавно договорилось о приобретении активов Uber в Китае.

Интернет-банк Tencent WeBank тоже не выдерживает конкуренции в сфере выдачи кредитов с банком Ant Financial, управляемым Alibaba. Ant привлёк в начале года $60 млрд, что делает его одним из самых ценных стартапов в мире. Alipay и недавние победы Ant Financial вынудили Tencent, чтобы остановить потери, ликвидировать выплату субсидий клиентам, переводящим денежные средства из своего банка в WeChat. В результате Alipay получил дополнительную долю рынка.

Нет быстрого глобального внедрения

На Западе Alipay столкнётся с проблемами, с которыми он никогда не сталкивался в Китае. Самой большой проблемой для Alipay является фрагментация глобальной платёжной инфраструктуры. Развитые рынки в Соединённых Штатах и Европе имеют устоявшиеся и надёжные способы покупок в Интернете, чего Китаю не хватает.

По оценкам Всемирного банка, только 16% китайских потребителей имеют кредитные карты. Многие малые предприятия, особенно в провинциях, за пределами развитых городов, не принимают кредитные или дебетовые карты.

Таким образом, китайские потребители были счастливы подписаться на мобильные платежи из-за отсутствия надёжных альтернатив.

На развитых рынках распространённость кредитных и дебетовых карт представляет собой серьёзный вызов для мобильных платежей. Сервис Apple Pay, например, начали медленно принимать почти через два года после его введения в странах, где банковские гиганты и конкуренты, такие как Samsung, инвестировали огромные суммы в свои мобильные платёжные сервисы. Пока мобильные платежи не могут продемонстрировать явные преимущества по сравнению с кредитными картами, их принятие будет медленным.

Другая проблема, стоящая перед Alipay, если он хочет получить международное доверие, — это безопасность данных.

Ранее в этом году компания Apple и её генеральный директор Тим Кук боролся с Департаментом юстиции США, чтобы не дать правительству доступ к данным частных клиентов, хранящихся на устройствах Apple. В этом месяце основатель Alibaba Джек Ма сделал всё наоборот.

В октябре он предложил Центральной политико-юридической комиссии Китая, управляющей силами безопасности, использовать данные пользователей для искоренения незаконной деятельности. «Милиция может наблюдать за вором- карманником изо дня в день, — сказал Ма, согласно стенограмме, полученной Sohu.com. — Если он делает мобильные платежи, а полиция видит, что он садится в 50 различных автобусов в один день, этот человек может быть очень подозрительным».

«Я считаю, что органы общественной безопасности, суды, народная прокуратура, силовые ведомства, в том числе по борьбе с терроризмом, должны использовать эти данные, — заявил Ма.

Отношения отрасли информационных технологий с правоохранительными органами будут горячей темой по мере расширения цифровой экономики. И это особенно верно для китайского рынка, где значение термина «незаконная деятельность» определяется руководством коммунистического режима.

В настоящее время иностранные партнёрства должны увеличить доходы Alipay за счёт китайских туристов. Но ещё предстоит выяснить, будут ли глобальные потребители доверять свои финансовые данные компании, аффилированной с Ма, вторым богатейшим человеком Китая, сторонником интернет-цензуры, а также защитником поддельных товаров.

Автор статьи: Фэн Ю

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА