Арфы для продажи в выставочном зале 41-й Национальной конференции Американского общества арфистов в Новом Орлеане. (Любезно предоставлено Майклом Куреком) | Epoch Times Россия
Арфы для продажи в выставочном зале 41-й Национальной конференции Американского общества арфистов в Новом Орлеане. (Любезно предоставлено Майклом Куреком)

Арфа мечты

Автор: 23.06.2021 Обновлено: 14.10.2021 12:58

Я уже не помню, когда впервые обратил внимание на арфу, но был ещё совсем маленьким. В те дни нередко по телевизору показывали выступления симфонического оркестра, а я неизменно выискивал там арфу, самую экзотическую вещь на сцене, по крайней мере до тех пор, пока на сцену не выходил длинноволосый дирижёр. У арфы обычно была сольная партия, во время которой она блистала своей красотой и музыкальностью в фантастическом водопаде звуков.

А ещё был «Микки и бобовый стебель», отрывок из диснеевского фильма 1947 года «Весёлые и беззаботные», с персонажем «Золотая арфа» — красивой поющей женщиной, на спине которой каким-то образом была закреплена арфа. Роль прекрасно озвучила популярная юная звезда Анита Гордон. Какой завораживающий инструмент! Арфистом был Харпо Маркс, единственный из комедийной труппы «Братья Маркс», который не притворялся! Он действительно неплохо играл на арфе.

Сочинение для классической арфы

Не так давно члены Американского общества арфистов и Всемирного конгресса арфистов поручили мне сочинить для арфы музыку для национальных и международных конференций. Мне очень понравилось посещение этих конференций. Бесконечные ряды блестящих, часто позолоченных арф, некоторые из натурального дерева и покрыты чёрным лаком, выстроенные в торговом зале, выглядят волшебно. Так же волшебно выглядят несколько сотен арфистов, которые, в отличие от своих коллег, играющих на других инструментах, как будто парят в конференц-зале, играя на этом инструменте.

Мне понравилось сочинять для арфы отчасти потому, что — и я шучу только наполовину — практически невозможно сочинить что-то, что плохо бы звучало на этом инструменте. Однако оказалось, что не так просто писать музыку с гораздо большим количеством нот и несколькими специальными обозначениями, которые не используются для других инструментов.

Когда вы смотрите на арфу, вы видите ряд вертикальных струн, которые необходимо щипать и перебирать, и просто немыслимо понять, как арфисты знают, какая струна сочетается с какой нотой. Мало того, не так просто, как может показаться, правильно ущипнуть струну арфы с высоким натяжением, чтобы извлечь из неё хороший профессиональный звук.

При внимательном изучении выясняется, что секрет в том, что семь струн ноты До, по одной в каждой октаве, — красные, а все струны ноты Фа — чёрные или синие. Эту маркировку арфисты используют, чтобы ориентироваться при игре на инструменте. Но то, какой струны коснуться, чтобы извлечь другие ноты, ещё зависит от мышечной памяти и периферийного зрения, поскольку арфисты должны читать ноты и не всегда могут смотреть на свои руки.

Моё уважение и даже трепет перед искусством игры на арфе возросли ещё больше, когда я узнал, что нужно не только обеими руками одновременно перебирать струны с обеих сторон инструмента, но и обеими ногами управлять семью педалями, переводя их в одно из трёх положений. Одна педаль, например, одновременно перенастраивает все семь струн ноты До (по одной в каждой октаве) на полтона или тон.

Каждая из семи педалей повышает строй соответствующей ей струны на полтона или тон

У арфы по семь струн в каждой октаве аналогично белым клавишам фортепиано. Чтобы зазвучали «чёрные клавиши», педаль нужно нажать, а затем сразу же отпустить. Другие инструменты, для воспроизведения дополнительных нот на которых пользуются обеими руками и ногами, — это орган, у которого также есть педали, и рок/джазовая ударная установка. Координация совершенно независимых друг от друга движений рук и ног при игре на арфе должна быть в два раза точнее, чем тогда, когда мы пытаемся одновременно гладить себя по голове и массировать свой живот.

Богатая история арфы

Возможно, ни у одного другого музыкального инструмента нет столько разновидностей, как у арфы: от гуслей, на которых играл Давид, чтобы успокоить дух царя Саула, до маленьких ручных лир древних греков и современной педальной арфы, которая приобрела свой нынешний вид в конце XIX века.

Несколько разновидностей небольших кельтских и народных арф всё ещё существуют сегодня, и они популярнее чем когда-либо. Современная классическая концертная арфа, которую я упомянул, — большая, около двух метров высотой, с 47 струнами и диапазоном примерно в шесть с половиной октав, что чуть меньше, чем у фортепиано.

Арфа не была популярной ни в классическую эпоху, ни среди таких композиторов, как Моцарт и Гайдн, ни даже у Бетховена, ни ещё позже у Брамса. Но многие другие композиторы эпохи романтизма с готовностью приняли этот инструмент. Можно вспомнить, например, восхитительные соло на арфе в балетах Чайковского.

Но чтобы в полной мере оценить возможности современной концертной большой педальной арфы, я бы порекомендовал послушать хороший концерт для арфы, например, роскошный концерт для арфы с оркестром ми-бемоль мажор, соч. 74 русского композитора Рейнгольда Глиера (1875–1956 ее.). Хотя он был написан в 1938 году, но полностью соответствует мелодичной романтической традиции XIX века.

Вольфганг Амадей Моцарт написал только одно произведение для арфы, концерт для флейты и арфы c оркестром до мажор (1778 г.), KV 299, оно совершенно восхитительно и воспринимается арфистами и публикой как большой вклад в репертуар арфы.

Если вы поинтересуетесь, то увидите, сколько раз арфы появлялись в классических фильмах, на экране или в треках. Наиболее впечатляет использование девяти арф (сосчитайте их, девять!) в великолепном саундтреке Бернарда Херрмана к фильму 1953 года «Под рифом длиной в 12 миль», где арфы создают атмосферу подводного рая. Точно так же Херрман использовал арфу, чтобы изобразить море в фильме 1947 года «Призрак и миссис Мьюр».

В связи с появлением арфы на экране, также в 1947 году, следует отметить потрясающее исполнение соло на арфе Кэри Грантом (в роли ангела Дадли) в фильме «Жена епископа». Однако руки, которые вы видите на струнах, принадлежали не Гранту, а Дензилу Гейл Лотон (1921–1985 гг.), который был более известен как джазовый арфист, но также много играл в кино и на телевидении. Руками Лотона с помощью монтажа заменили руки Кэри Гранта, что, наверное, уже позволяли выполнить технологии того времени.

Американский композитор Майкл Курек является автором альбома The Sea Knows, обладателем множества премий в области музыки, включая престижную премию Американской академии искусств и литературы в области музыки. Работал в Комитете по номинациям Академии звукозаписи на премию «Грэмми». Он является почётным профессором в Университете Вандербильта.

Источник: The Epoch Times

Комментарии
Уважаемые читатели,

Спасибо за использование нашего раздела комментариев.

Просим вас оставлять стимулирующие и соответствующие теме комментарии. Пожалуйста, воздерживайтесь от инсинуаций, нецензурных слов, агрессивных формулировок и рекламных ссылок, мы не будем их публиковать.

Поскольку мы несём юридическую ответственность за все опубликованные комментарии, то проверяем их перед публикацией. Из-за этого могут возникнуть небольшие задержки.

Функция комментариев продолжает развиваться. Мы ценим ваши конструктивные отзывы, и если вам нужны дополнительные функции, напишите нам на [email protected]


С наилучшими пожеланиями, редакция Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА