Американо-китайские отношения: встреча в Белом доме в феврале

The Epoch Times08.09.2015 Обновлено: 06.09.2021 14:25
Американский авианосец «Карл Винсон» (справа) и крейсер «Банкер Хилл» (слева) стали на якорь в Манильском заливе после прибытия в порт 15 мая 2011 года на 4 дня в сопровождении трёх других военных кораблей. Группы авианосцев, в соответствии с новой стратегией США, представляют американские военные силы в Азиатско-Тихоокеанском регионе, балансируя возрастающее влияние Китая. Фото: Jay Directo/AFP/Getty Images
Американский авианосец «Карл Винсон» (справа) и крейсер «Банкер Хилл» (слева) стали на якорь в Манильском заливе после прибытия в порт 15 мая 2011 года на 4 дня в сопровождении трёх других военных кораблей. Группы авианосцев, в соответствии с новой стратегией США, представляют американские военные силы в Азиатско-Тихоокеанском регионе, балансируя возрастающее влияние Китая. Фото: Jay Directo/AFP/Getty Images
14 февраля этого года в Вашингтоне президент США Барак Обама и заместитель председателя КНР Си Цзиньпин обсудили вопросы внешней политики. Для Си, вероятного преемника Ху Цзиньтао, встреча в Белом доме не была лёгкой. Вызов, брошенный Китаю новой стратегией США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, был осложнён влиянием общемировых событий 2011 года. А инцидент, который произошёл накануне в китайском городе Чэнду, обнажил скрытую внутрипартийную борьбу, усугубив и без того сложное положение Си.

6 февраля Ван Лицзюнь, вице-мэр и глава службы общественной безопасности мегаполиса Чунцин на юго-западе Китая, сбежал в консульство США в Чэнду, лишь на один шаг опередив силы безопасности, отправленные мэром города Бо Силаем, чтобы задержать Вана.

Ван Лицзюнь провёл в консульстве один день и, по словам пресс-секретаря Государственного департамента, ушёл оттуда «по собственному желанию». Он был сразу же задержан сотрудниками сил безопасности из Пекина, которые опередили людей Бо.

Долгое время Ван был приспешником мэра Чунцина Бо Силая и располагал сведениями о незаконных делах своего босса, которые при огласке могли привести к уничтожению Бо. Ван оставил в консульстве США пакет документов с конфиденциальной информацией о своём начальнике.

Одно из основных правил, которое неукоснительно соблюдалось руководством Коммунистической партии Китая — никогда не «выносить сор из избы» перед иностранцами. Такая публичная акция Вана, как поездка в консульство США, разрушила это правило, и США волей-неволей оказались вовлечены в борьбу за власть внутри партии.

Когда Си появился в Белом доме, ему пришлось делать вид, что этого унижения никогда не было, но, тем не менее, ему было очень любопытно, что именно Ван делал в консульстве США.

«Абсолютный шторм»

Унижение в Чэнду не добавило ничего хорошего к году, который и без того был для китайских чиновников из Министерства иностранных дел ужасным. Стоит вспомнить конфликты с Вьетнамом и Филиппинами за Южно-Китайское море, ухудшение отношений с Японией, охлаждение в отношениях с Южной Кореей, неожиданную смерть лидера Северной Кореи Ким Чен Ира, и самое разрушительное событие из всех, «Арабскую весну», как угрозу того, что настроения смены режима могут перейти и китайскую границу.

Неудивительно, что доклад по итогам прошлого года, с которым выступил в декабре 2011 помощник министра иностранных дел КНР Лэ Юйчэн, назывался «Среди международного абсолютного шторма Китай продвигается вперед, противостоя трудной ситуации». Лэ успокоил аудиторию, назвав положение в Китае не таким плохим, как изображается в фильме «2012», где показан глобальный катаклизм, практически уничтоживший человеческий род.

Плохие новости для тоталитарного режима продолжились и в январе, когда тысячи китайцев собрались в Тайване, чтобы наблюдать, как там проходят мирные общенациональные выборы. В это же время китайские Интернет-пользователи проводили бессонные ночи, обсуждая выборы в Тайване, как будто они проходили на материке.

Азиатско-Тихоокеанский регион

На каждой остановке во время своего ноябрьского турне по Азиатско-Тихоокеанскому региону, Обама подчёркивал, что Соединённые Штаты вновь намерены обратить серьёзное внимание на этот регион. В январе Обама обнародовал новую военную стратегию, которая будет направлена на Азию. Изменения в политике, безусловно, нацелены на Китай. Официальная реакция КНР на новый акцент Обамы на Азиатско-Тихоокеанском регионе до сих пор является оборонительной.

В речи, произнесённой 7 февраля в честь 40-летия Шанхайского коммюнике, опубликованного по завершении визита Никсона в Китай, заместитель министра иностранных дел КНР Цуй Тянькай сказал: «Я хочу подчеркнуть, что мы приветствуем желание США внести свой вклад в развитие мира, стабильности и процветания в Азиатско-Тихоокеанском регионе».

«Азиатско-Тихоокеанский регион достаточно обширен для того, чтобы позволить Соединённым Штатам и Китаю сосуществовать. Мы должны отказаться от менталитета антагонистической игры», — заявил Цуй. Он предупредил, что другие страны региона не должны выбирать «или США, или Китай».

Тем не менее, несмотря на оппозицию со стороны китайского режима, другие страны в регионе были готовы вступить в союз с Соединенными Штатами.

Мягкая сила

Профессор Гарвардского университета Джозеф Най, бывший декан института Кеннеди, занимавший пост помощника министра обороны по вопросам международной безопасности и председателя Национального совета по разведке, считает, что новая концентрация США на Азиатско-Тихоокеанском регионе разоблачает дефицит у Китая мягкой силы — силы убеждения.

Жёсткая экономическая и военная политика КНР, по мнению Ная, привела к тому, что соседние страны ощущают большое беспокойство и неуверенность. Это заставляет их искать союза с США, чтобы сбалансировать рост китайского влияния. 17 января в The New York Times Най сказал, что Китаю не хватает «способности добиваться результатов с помощью убеждения и привлечения на свою сторону, а не принуждения, вознаграждения или необходимости дать отпор».

Председатель КНР Ху Цзиньтао признал в своей речи, опубликованной в одном из партийных журналов 2 января, что китайскому режиму не достаёт мягкости во внешней политике. Ху написал: «Культура международных отношений на Западе сильна, в то время как мы слабы в этом вопросе». Он призвал руководство партии укрепить свою идеологическую и культурную привлекательность, чтобы противостоять притягательности западной идеологии и культуры.

Выбор Си в качестве будущего лидера компартии показывает, что Пекин осознает необходимость представить на Западе дружественный образ. Си имеет множество связей с западными странами: его сестра живёт в Канаде, а его единственная дочь учится в Гарварде. Одной из трёх остановок Си в США была Айова, где он навестил друзей, с которыми познакомился, когда возглавлял сельскохозяйственную делегацию в этот штат в 1985 году.

Най высказал мнение, что КНР немного отступила в своей внешней политике. «После финансового кризиса 2008 года некоторые китайские лидеры совершили ошибку, думая, что Америка идёт к упадку, — отметил Най. — В своей книге «Будущее власти» я показал, что это не так. Но такое мнение привело к более напористой внешней политике Китая, что негативно повлияло на отношения КНР с соседями и США. Китайские руководители начали осознавать это во время визита Ху Цзиньтао в прошлом году. А визит Си должен был продолжить усилия по балансированию отношений, которые должны включать в себя элементы конкуренции и в то же время сотрудничества».

Артур Уолдрон, профессор международных отношений Пенсильванского университета, озвучил предупреждение об американских дипломатических отношениях с китайским режимом. «Трудно понять, что ещё удерживает Китайскую компартию от развала. Ничего, кроме общего желания удержаться у власти и обогатиться», — написал Уолдрон.

Он предположил, что без преемственности и сильного руководства китайский режим вступает в «период фракционной борьбы без правил».

«Больше всего я боюсь того, что США примут чью-либо сторону в китайской внутренней политике, — заявил Уолдрон. — Кто-то такой, как Си со своими многочисленными иностранными связями, вполне может завоевать здесь сторонников. Конечным результатом будет то, что американская конституционная политика окажется привязанной к китайской, которая является личной, диктаторской и коррумпированной».

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА