На пути к идеальной любви: любовь умирает во времени

Традиционное искусство говорит, что только истинная любовь может выдержать испытание временем и не умрёт с угасанием страсти
Автор: 21.03.2024 Обновлено: 21.03.2024 17:16
«Любовь» — это термин, которым мы разбрасываемся без оглядки. Мы все виновны в том, что используем это слово для обозначения вещей, которые нам просто нравятся.

«Я люблю эту песню!» — восклицаем мы, когда по радио звучит новая запоминающаяся мелодия. «Я люблю это (вставьте слово)» стало означать, что в данный момент мы просто наслаждаемся чем-то ради своего удовольствия.

Традиционно любовь считалась вечной вещью, чем-то, что выходит за пределы мира. От Платона, например, мы получили идею платонической любви, которая преодолевает низменные страсти и движется к созерцанию идеала. Неужели мы потеряли интерес к пониманию возвышенной, идеальной любви?

Я наткнулся на картину «Любовь умирает во времени» французского художника-академиста Эдуара Бернара Дебат-Понсана, которая послужила для меня визуальным стимулом к пониманию бед любви, когда её путают с простой страстью.

Дебат-Понсан изобразил овальную композицию с четырьмя фигурами в паромной лодке. Купидон прислонился к крайнему правому борту лодки. Он в печали закрывает лицо.

А перед Купидоном лежит безжизненная молодая женщина, которая олицетворяет Любовь, поскольку она единственная мертва. Её руки сложены вместе, а волосы и одежда спадают в воду.

Позади женщины молодой человек в страданиях отчаянно хватается за паромщика и умоляет вернуть ему Любовь. Паромщик не обращает внимания на его мольбы и выполняет свой долг — переправляет лодку в пункт назначения.

Паромщик — это олицетворение Времени, которое иногда изображают в виде пожилого мужчины с крыльями, но он также может быть Хароном, человеком, чья работа заключается в переправе мёртвых через реки Стикс и Ахерон в подземный мир.

В любом случае, образ ясен: Любовь умирает.

На пути к идеальной любви: любовь умирает во времени
Картина «Любовь умирает во времени», 1878 год, автор Эдуард Бернар Дебат-Понсан. Масло на холсте, 114 см на 146 см. Институт искусств Миннеаполиса. (Public Domain)

На пути к идеальной любви

В картине речь идёт об умирающей любви определённого характера — это страстная любовь. Присутствие Купидона (или Эроса) намекает на этот тип любви.

В греческой мифологии Купидон изначально был первобытной, притягательной силой, которая повлияла на создание космоса. Однако позже Купидон превратился в мелкое божество, которым манипулировали боги и богини с целью изменить судьбу неба и земли, заставляя богов и людей неконтролируемо и страстно увлекаться кем-то или чем-то.

Здесь молодой человек выражает свою горячую привязанность к безжизненной девушке, то есть к самой Любви. Он жаждет, чтобы страсть, которую олицетворяет любовь Купидона, продолжалась, но она умерла.

Мне кажется показательным образ молодого человека. Он совсем не смотрит на безжизненную женщину. Кажется, он даже не замечает её; она осталась лежать, сложив свои руки. Его больше волнует паромщик. Молодой человек пытается остановить паромщика, хватает его за руку. Кажется, что они почти сцепились.

Любопытно, что его пылкость больше направлена на то, чтобы продолжать испытывать приятные эмоции, чем на благополучие женщины, к которой он испытывает страсть.

И именно это стало означать наш термин «любовь». Например, двое, вступающие в страстную любовную связь, часто не заинтересованы в благополучии другого человека (как бы они ни старались убедить себя в этом), а вместо этого увлеклись приятными эмоциями, которые обеспечивает им другой человек, отсутствие которого означало бы конец любовного романа.

Другими словами, то, что часто называют «любовью», — это эгоцентричное, корыстное стремление к непрерывной страсти; это использование другого человека в качестве средства, объекта для удовлетворения собственного удовольствия.

Я думаю, то же самое происходит и с этим молодым человеком. Его интересует не тот человек, который обеспечивает интенсивные и приятные эмоции и страсть, а лишь то, чтобы удовольствие продолжалось.

Именно поэтому юноша обращается к паромщику с мольбой. Паромщик олицетворяет конец страсти. Неважно, является ли паромщик Временем или Хароном, поскольку и тот и другой символизируют конец, смерть Любви.

Страстная любовь, будучи эмоциональной и эфемерной, не выдерживает испытания временем и всегда умирает. Просто такова её природа как эмоции. Мы не можем поддерживать эмоциональные состояния вечно, а когда пытаемся, то причиняем себе те же страдания, что и молодой человек.

Что бы значило для нас сегодня оставить позади горести страстной любви и вновь задуматься об идеальной любви, способной выдержать испытание временем, которая не умирает с угасанием страсти? Как мы можем стимулировать более широкое культурное развитие в этих вопросах, которые в тот или иной момент затрагивают всех нас?

Эрик Бесс, доктор философии, — замечательный художник, он пишет на темы, связанные с искусством, и является ассистентом профессора в колледже Фэй Тянь в Миддлтауне, штат Нью-Йорк.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА