Евгений Плющенко: берем «золото» на энтузиазме

The Epoch Times13.02.2010 Обновлено: 06.09.2021 13:42
Евгений Плющенко не исключает возможности принять участие в сочинской Олимпиаде -2014. Фото: YURI KADOBNOV/AFP/Getty Images
Евгений Плющенко не исключает возможности принять участие в сочинской Олимпиаде -2014. Фото: YURI KADOBNOV/AFP/Getty Images
Фигурное катание — один из видов спорта, в котором Россия претендует на целый комплект наград на XXI Зимних Олимпийских играх в Ванкувере.
Безусловный лидер российской команды фигуристов — олимпийский чемпион, многократный чемпион Европы и мира Евгений Плющенко, в очередной раз завоевавший «золото» на прошедшем недавно в Таллине чемпионате Европы. Игры в Ванкувере — уже третья Олимпиада в карьере фигуриста.

За несколько дней до решающего старта Евгений Плющенко рассказал корреспонденту Русской службы Би-би-си Анастасии Успенской о своем настрое на Ванкувер и о ситуации в российском фигурном катании в целом.

Би-би-си: Вы — действующий Олимпийский чемпион. Вы едете в Ванкувер отстаивать титул?

Евгений Плющенко: Ну во-первых, я не еду отстаивать свой титул. Я еду просто кататься и выступать, надеюсь, на хорошем уровне. Я уже говорил, что приму любой результат. Пусть это будет четвертое место, пятое место… Третье – это будет очень хорошо. Второе – здорово. Но естественно буду стараться откататься достойно, на хорошем уровне. А день проходит, в основном, на льду.

Би-би-си: Да, в одном из своих интервью вы говорили, что даже если получите «бронзу» – не расстроитесь, потому что тогда у вас получится полный комплект олимпийских наград. Но судя по вашему выступлению на чемпионате Европы, по-моему, вы все-таки немного лукавите.

Е. П: Я буду стараться сделать все, что в моих силах. Я не хочу говорить, как, например, говорил в 2002 году, что я еду, что выиграю обязательно, что разорву [всех]. Нет. Сейчас у меня иная цель. У меня есть уже все титулы и не в одном количестве. Участие – это уже здорово. Участие в третьей Олимпиаде. Я не думаю, что много людей каталось на трех Олимпиадах. Я уже что-то сделал для фигурного катания – как для российского, так и для мирового.

Би-би-си: И все-таки с чем связано ваше решение вернуться в большой спорт? Бесспорно, у вас есть всякие титулы. Так почему возвращаетесь?

Е. П: Наверное потому, что я могу еще выступать и побеждать хороших спортсменов. Я много тренировался. На тренировках делал много четверных прыжков и тройной аксель – очень сложные элементы. Понял, что могу, и принял решение выступать.

Би-би-си: То есть четверные прыжки мы увидим?

Е. П: Обязательно прыгну четверной – и в короткой программе, и в произвольной. Без него никуда.

Би-би-си: Последний чемпионат Европы, который прошел совсем недавно, помог как-то выявить расстановку сил на предстоящих Играх, или участие североамериканских и азиатских спортсменов в корне меняет картину?

Е. П: Вы знаете, моя мама говорит: «Выиграл соревнование – забудь и готовься к следующим». На чемпионате Европы я выиграл, об этом надо попытаться забыть и готовиться к совершенно иным соревнованиям. Олимпийские игры – это самые главные соревнования четырехлетия для всех спортсменов. Если ты становишься олимпийским чемпионом – это самый главный титул. Если ты становишься двукратным олимпийским чемпионом – это вообще здорово.

Би-би-си: Но ведь должна же быть какая-то стратегия. Вы ведь не можете не следить, не знать, не понимать, что делают ваши соперники. К кому-то из них вероятно надо присматриваться более пристально?

Е. П: Ехать на соревнования и поглядывать на соперников, что они сделают и какой прыжок выдадут – это неправильно. Надо ехать и делать свою работу, которую ты делаешь на тренировках. А пугаться и переживать, что сделают соперники – тогда лучше уже не выходить на лед. Я знаю, что все мои соперники сильные, поэтому мне надо хорошо сделать свою работу.

Би-би-си: А как вы живете за несколько дней до такого важного старта? Каков ваш распорядок дня помимо усиленных тренировок, как эмоционально настраиваетесь – книги, музыка?

Е. П: Самое главное сейчас – тренироваться. Спокойно, но много и качественно. А расслабляться хорошим сном. Может быть, сходить в кино, просто отдыхать дома.

Би-би-си: Любите кино? Какое?

Е. П: Кино люблю разное – и комедии, и action, и fantasy и ужастики люблю. Что касается настроя, вы знаете, я сейчас вообще не интересуюсь Олимпиадой. Меня многие спрашивают – «ты хочешь выиграть?» Нет. Сейчас не хочу. Я захочу выиграть Олимпиаду, когда приеду туда и буду соревноваться. Надо приехать в олимпийскую деревню и осмотреться. У меня уже третья Олимпиада, я знаю, как настраиваться, я знаю, как готовиться.

Би-би-си: Насколько я знаю, часть олимпийской деревни, где разместится российская сборная, будет называться «Сочи-2014». Не могу не спросить, о сочинской Олимпиаде пока не думаете?

Е. П: Может быть, и смогу откататься еще и в 31 год. Это безумно сложно, но попытаться можно. Смотря, какие будут предложения, какие будут условия. Все зависит от тренера, от хореографа, от всей моей команды. Я же не один готовлюсь. Есть целый коллектив.

Би-би-си: Фигурное катание – очень красочный и зрелищный вид спорта, и когда-то был чуть ли не предметом национальной гордости в стране. В последнее время российское телевидение делает очень много качественных и рейтинговых ледовых шоу. Многие в России их любят и смотрят. Но вот вопрос – кому это больше нужно? Телевидению для рейтинга канала или фигурному катанию, которое в какой-то момент начало нуждаться в популяризации и возрождении?

Е. П: Да нет, фигурное катание не нуждалось ни в чем. Телевидение может быть, но с катанием все в порядке. Возьмем 2006 год [Олимпийские игры в Турине]. Три золотые медали и одна «бронза». Какая еще страна такого добилась? Да никакая. Так естественно умные люди, которые работают на телевидении, обратились к фигуристам – «давайте сделаем и вам хорошо, и нам», и сделали действительно качественный продукт.

Но если честно… Если мы говорим о 2014 годе как об Олимпийском сезоне, то государство должно вкладывать деньги в спортсменов, которые будут выступать на Играх в Сочи.

Би-би-си: А государство этого не делает?

Е. П: На сегодняшний день я знаю, что никто ничего не делает. У нас есть несколько девчонок и пацанов, очень перспективных, которые реально могут бороться за пьедестал. Я уже слышал не один раз, как все кричат: «О, Олимпиада 2014 года! Да мы на соревнованиях по фигурному катанию должны четыре золотых медали выиграть!» А как? Ко мне приходят молодые ребята, которые как раз и будут выступать в 2014 году, и спрашивают: «Жень, ты не знаешь, а нам какие-нибудь денежки уже сейчас дадут?

Какую-нибудь стипендию, зарплату?» Понимаете, ничего этого нет. Ребята просыпаются утром с вопросом, «а что мы сегодня поедим?». Многие скажут, это неправда. Да нет, это правда. Очень много проблем.

Когда провожали олимпийцев, на церемонии, озвучили какую-то баснословную сумму в миллиард рублей, выделенную на подготовку спортсменов. А где они? Может быть, конечно, кому-то эти деньги и дали, но вот, например, в фигурном катании я этого не видел.

Я помню прекрасно Олимпиаду 2006 года, которую я выиграл. Накануне, в 2005 году мне прооперировали оба паха, и в меня никто не верил – ни Федерация [фигурного катания], ни Олимпийский комитет, вообще никто. И когда я выиграл, прибежало все руководство и кричало: «Спасибо большое. Какой ты молодец. Да какие мы классные, ведь это все благодаря нам произошло». Разве это справедливо?

Би-би-си: А за чей счет вы лечились?

Е. П: В 2005 году я прооперировался за свой счет, но потом, с горем пополам, Федерация наконец отдала деньги. Спасибо ей большое. Но это мой тренер бегал и выбивал эти деньги.

Би-би-си: Если такое произошло с именитым Евгением Плющенко, что же будет с другими, если они сломают ногу?

Е. П: Так мы об этом и говорим. На 2014 год есть очень перспективные ребята. Им сейчас нужно создать все условия: лед, одежду, экипировку, оплату тренеров, оплату хореографов, медицину, массаж, спортивное питание, реабилитацию, правильную зарплату. И это все можно сделать. У нас государство богатейшее.

Нельзя давать деньги только футболу и хоккею. Подготовка спортсменов на хорошем уровне – это сотни тысяч долларов. Кроме всего того, что я уже перечислил, туда же входят костюмы, кто-то должен их сшить, а прежде кто-то другой должен нарисовать эскиз. Кто-то должен написать музыку и кто-то еще должен ее скомпоновать [под катание]. Надо проводить сборы. Сидеть все время в России тоже нельзя, надо обязательно уезжать в горы ради запаса кислорода. Где спонсоры, где поддержка?

Би-би-си: То есть, можно ли сказать, что сейчас фигурное катание оказалось в списке неприоритетных видов спорта в России?

Е. П: Фигурное катание – это элитный вид спорта. Я считаю, что, если сверху дадут команду выдать бюджет на фигурное катание, которое всегда приносит [стране] золотые медали, то оно будет приоритетным.

Би-би-си: Так что, российские фигуристы берут «золото» просто потому, что очень любят кататься? На энтузиазме?

Е. П: Да – мы энтузиасты. Взять, к примеру, моего тренера [Алексея Мишина] или ту же Тамару Николаевну Москвину. Им предлагают уехать за границу, за хорошие зарплаты. Но они не уезжают, потому что у них здесь семьи и более или менее все есть. А все остальные уезжают. И опять-таки все кричат: «Мы не должны отпускать наших великих за границу». А что ж вы сделали-то? Хочу развеять заблуждение многих, кто считает, что все спортсмены получают огромные деньги, как футболисты. Это неправда. Если чиновники нашего государства любят футбол и все вкладывают в него деньги, это не значит, что надо забыть про другие виды спорта.

Это моя позиция, я не люблю врать или лукавить. Я давно призываю всех тренеров и спортсменов сплотиться и говорить вслух то же самое. Потому что одному невозможно пробить этот барьер.

Источник: bbc.co.uk

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА