Русские художники. Алексей Кондратьевич Саврасов


Фото с ru.wikipedia.orgФото с ru.wikipedia.orgЭта серия статей посвящена краткому обзору творчества художников России XIX столетия. Я не претендую на роль биографа художников искусствоведа, анализирующего их творчество. С этим заинтересованный читатель может познакомиться в других, профессиональных источниках.

Жизнь художника Алексея Кондратьевича была наполнена вдохновением, без которого художник не может творить, но она была трагична.

Родился Алексей Саврасов 12 мая 1830 года в Москве, в семье мещанина Кондратия Артемьевича Саврасова — купца третьей гильдии. Отец Алёши был человеком с тяжёлым характером и уготовил сыну будущее «по торговой части». А юный Алексей ещё с детства проявлял склонность к рисованию, уже тогда обнаружился его великий дар. Его рисунки, которые он продавал торговцам у Ильинских ворот и на Никольской, раскупались быстро и пользовались популярностью.

В 1844 году Саврасов поступил в московское Училище живописи и ваяния, но в том же году, из-за заболевшей чахоткой матери, ему пришлось бросить учебу. Через пару лет он вновь поступил в то же училище и получил художественное образование. Чтобы заниматься любимым делом, Саврасову пришлось выдержать жёсткое сопротивление отца, который, напрочь отрицая смысл каких бы то ни было «художеств», спровадил Алексея вместе с картинами жить на чердак собственного дома. Жить на чердаке поздней осенью было нелегко— во все щели дул пронизывающий ветер, было сыро и холодно, и только вмешательство московского обер-полицмейстера генерала Лужина положило конец этой экзекуции.

Учителем Саврасова был Карл Рабус — друг Гоголя, Венецианова, Иванова, знаменитого немецкого романтика Тика, однокашник Брюллова, он ввел юного Саврасова в мир искусства. Его дом был всегда открыт для юного таланта.

В 1854 году на пейзажи молодого живописца обратила внимание великая княгиня Мария Николаевна, бывшая тогда президентом Академии художеств. Саврасов ей настолько понравился, что получил от нее приглашение работать на её даче, находящейся между Петергофом и Ораниенбаумом.

Летом 1854 года Саврасов работал на Финском заливе под Петербургом, а на осенней выставке в Академии художеств показал две картины «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», за которые ему было присвоено звание академика.

Осенью 1857 года Саврасов женился на Софье Карловне Герц — сестре учившегося вместе с ним художника Константина Герца, она также приходилась сестрой известному в то время археологу и историку искусства Карлу Герцу. У них родились четыре дочери, которые все умерли в младенческом возрасте.

В начале 1870-х годов Саврасов открыл для себя Волгу. С этой рекой связана целая эпоха его творчества. Несколько лет подряд художник каждый год приезжал на берега реки, создавая прекрасные пейзажи. Именно в этих местах были написаны знаменитые «Грачи прилетели», показ которых на первой выставке «Товарищества передвижных художественных выставок» имел ошеломительный успех. Больше такого публичного признания у Саврасова не было.

Далее карьера художника с точки зрения популярности у публики пошла на спад, денег было мало, жить было трудно. Художник начал пить и вести нищенский образ жизни. С женой разешелся. В начале 1880-х художник женился во второй раз на Евдокии Матвеевне Моргуновой, с которой прожил до конца жизни. В этом браке у Саврасова родились ещё двое детей — сын Алексей и дочь Надежда.

В конце 1870-х Саврасов тяжело заболел, в его творчестве все более становятся заметны мрачные мотивы. Последние годы художник провел в нужде. Он умер в одиночестве, 26 сентября (8 октября) 1897 года в Москве, в больнице для бедных.

Самые известные работы Саврасова — это «Грачи прилетели», «В Кунцеве», «Вид в Ораниенбауме», «Лосиный остров в Сокольниках», «Лесная дорога в Сокольниках», «Печерский монастырь в Нижнем Новгороде», «К концу лета, на Волге», «Жатва», «Вечер», «Близ Сухаревой башни».

Фото с ru.wikipedia.orgФото с ru.wikipedia.org

Фото с ru.wikipedia.orgФото с ru.wikipedia.org

«Зимняя ночь»

Саврасов умел писать самые, на первый взгляд, «неказистые» виды с добротой и любовью, преображая простые деревенские дома в сказочные, таинственные, уютные обители. Картина «Зимняя ночь» тому пример. На улице холодно и темно, неаккуратно сложенный хворост освещает лунный свет, пробивающийся из-за туч. А в контраст этому горит маленький, но теплый свет из окошка избы. И мы можем представить себе, что в этом доме кто-то живет и зимним вечером отдыхает от дневных сует. Теплый огонек средь зимнего, студеного вечера — это как первый ландыш, живой и нежный.

Лунная ночь

Картина «Лунная ночь. Болото» (1870 ) отличается глубиной. На первый взгляд, может показаться, что на ней ничего определенного не нарисовано, но лишь несколькими штрихами, игрой со светом и тенью создан образ, настроение, и кажется, что лунный свет переливается с картины на вас, освежая и убаюкивая.

Мне кажется, в наш век люди утратили то, чем могли насладиться люди в прошлом. Да, мы живем комфортно, не страдаем от холода и голода, но как часто можем мы бывать на природе, именно девственной природе, не осквернённой шумом машин и комбайнов, где поют птицы, где трещат кузнечики и танцуют бабочки. Где в такт серенаде ветра стучит в окно осенний дождь. Мы обменяли подлинную красоту на искусственную. В картинах Саврасова передана подлинная красота природы.

Критики считают, что Саврасов написал только один шедевр «Грачи прилетели», и что во время болезни его работы были мрачны и неудачны. Мне кажется, что это не так. Посмотрите на картину «Распутица», она был написана на склоне лет художника, но в ней столько жизни и тепла сердечного, когда идешь по зимней дороге, вокруг бело и согревает лишь огонь, огонь сердца, духа человеческого. Вдали виднеется купол церкви, такой же одинокой, как и странник, идущий по заснеженной дороге. Возможно, картина символизирует и путь, который каждый из нас должен пройти. Жизненный путь не всегда легок, иногда и холодно, и одиноко, но если есть надежда и вера, и стремление к духовному, то даже в стужу на сердце будет тепло. И стаи птиц будут нашими провожатыми.

«Грачи прилетели»

Работа над данным полотном была закончена в 1871 году. В настоящее время находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.

Это самая известная картина Саврасова, как на родине, так и за рубежом. В ней весна — северная, русская, ранняя весна. Смотришь на картину, и можно услышать оживлённое карканье грачей. На заднем плане виднеется храм и, возможно, в тот миг звон колоколов раздавался в ритм галдежу птиц. С картины веет свежестью и ароматом просыпающейся жизни. Вот чьи-то следы на снегу, вот нежная веточка, торчащая из снега, трогательные серо-голубые облака смотрят свысока на бревенчатые крыши домиков. Тает снег, сменяется сезон. Художник так бережно передал все нюансы прихода весны, что вся картина наполнена легким ее дыханием.

«Озеро в горах Швейцарии», 1866 год

Природа в этой картине чиста и прозрачна. Прозрачная вода, прозрачный воздух и даже верхушки гор кажутся почти прозрачными. Бирюзово-нежная вода. Уголок, никем не тронутый, почти неземной. Как горы исчезают в облаках, так и мы сами исчезаем в ясной чистоте пейзажа, сбрасывая с себя все маски, мысли и тревоги, и погружаемся в мир света.

Великолепные пейзажи горных вершин отражены также в живописи Куинджи Архипа Ивановича, еще одного замечательного русского художника ХIХ столетия, но об этом — в другой статье.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Поэтический праздник в Казани
  • Образ Бога-Отца в искусстве
  • Филипп Халсман - знаменитый мастер фотопортрета
  • Новый взгляд на роль музеев в современном мире
  • Ушел из жизни знаменитый писатель Эрнесто Сабато


  • Top