Китайские самолёты — не покупают дома, разбиваются за рубежом

The Epoch Times22.08.2017 Обновлено: 06.09.2021 14:39
Китайский производитель продаёт, а иногда и отдаёт, другим странам самолёты, которые были отвергнуты собственной авиационной индустрией в связи с их низкой безопасностью.

10 июня самолёт MA60 вынесло с взлётно-посадочной полосы аэродрома в Бирме. Фото с сайта theepochtimes.com


10 июня самолёт MA60 вынесло с взлётно-посадочной полосы аэродрома в Бирме. Фото с сайта theepochtimes.com

Первая неприятность состоялась 22 июня 2000 года, когда самолёт Y-7 потерпел крушение в аэропорту крупного китайского города Ухань, погибло 44 человека, а также 7 человек, находившихся на месте падения. В аварии обвинили плохую погоду, но с того момента Y-7 фактически запретили эксплуатировать в Китае.

Производитель самолёта установил канадский двигатель и американский пропеллер, добавил 20 мест и сделал косметические переделки внутри. Так родился лайнер MA60. Обе версии созданы на основе советского транспортного самолёта Ан-24.

Зловещее начало

MA60 тут же начали преследовать аварии. В 2002 году, во время тренировочного полёта близ аэропорта Ичан, тоже в Ухане, пилоту не удалось выпустить шасси перед посадкой. Самолёт приземлился на «брюхо». Подобный инцидент с MA60 возникал снова и снова все эти годы. В результате китайские авиакомпании чувствовали себя более спокойно с продукцией Boeing и Airbus.

Следующим шагом для авиастроителя Xi’an Aircraft Industrial Corporation, поддерживаемого государством, стал экспорт MA60 за рубеж, главным образом, в Юго-Восточную Азию. В некоторых случаях самолёты просто отдавали.

Проблема снова проявилась в июне, когда в один день произошло два инцидента — в Индонезии и Бирме.

В один день

MA-60 совершил аварийную посадку в аэропорту Эль Тари, Купанг, 10 июня. Фото: Gamaliel/AFP/Getty Images
MA-60 совершил аварийную посадку в аэропорту Эль Тари, Купанг, 10 июня. Фото: Gamaliel/AFP/Getty Images
10 июня китайский MA60 с 50-ю пассажирами на борту приземлился на корпус в аэропорту Индонезии.

«Мы были очень удивлены, — сказал Имам Pурномон, начальник аэропорта, в интервью местным СМИ. — Переднее колесо сломалось, в результате чего два пропеллера погнулись, когда воткнулись в землю». Никто не погиб, но двое пассажиров получили незначительные травмы.

В тот же день MA60, управляемый пилотами бирманской авиакомпании Myanma Airways, на борту которого было 60 человек (полная вместимость самолёта), вынесло на 60 м от взлётно-посадочной полосы в аэропорту на юге Бирмы. Никто не пострадал, но бирманские власти приостановили полёты всех MA60 в стране.

Новая Зеландия

Совсем недавно правительство Новой Зеландии приостановило помощь в миллионы долларов сфере туризма государства Тонга, потому что было обеспокоено безопасностью пассажиров в связи с подаренным королю Тонга самолётом MA60.

Подарки играют определённую роль в китайской дипломатии. Иногда самолёты продаются с большой скидкой или отдаются странам, а государственные средства массовой информации хвалятся развитием авиационной промышленности в стране.

Вопросы безопасности преследовали MA60 с тех пор, как он стал производиться.

Взлет?

Согласно книге «К взлёту готов. Развитие авиационно-космической промышленности Китая», самолёт имеет «проблемы с надёжностью», что привело к снятию его с эксплуатации в 2006 году.

Юй Давэй, репортёр китайского журнала Caixin, написал, что компания Sichuan Airlines отказалась от полученного MA60, обнаружив проблемы во время тестов.

Только 9 самолётов MA60 были проданы в самом Китае, как поясняет г-н Юй, но ни один из них сейчас не летает, поскольку они были выведены из эксплуатации, чтобы освободить место для новой модели — MA600.

Государственная реклама

Несмотря на то, что самолёт отвергнут и выведен из эксплуатации в Китае, его продавали за рубеж, и он получал хвалебные отклики в государственных СМИ Китая.

«Самостоятельно разработанный и производимый MA60 стал первым массовым самолётом в истории гражданской авиации Китая», — заявил корреспондент Центрального телевидения Китая (CCTV, China Central Television), рекламируя лайнер в новостях.

После прохождения лётных испытаний в Индонезии в 2006 году, MA60 стал первым китайским планером, поставляемым на зарубежные рынки. «Это открывает путь для дальнейшего импорта в Юго-Восточную Азию», — сообщало CCTV.

В том же году Merpati Nusantara Airlines, большая индонезийская авиакомпания, закупила 15 самолётов. «Это была непревзойденная сделка в истории гражданской авиации Китая», — хвалилось CCTV.

«Жэньминь жибао» (People’s Daily), официальный рупор Коммунистической партии Китая, уверял, что более 400 самолётов будет построено на заказ в течение следующих 20 лет.

На деле оказалось не так.

Большое число несчастных случаев

Перечень аварий на китайском сайте airforceworld.com может указать причину того, почему так происходило.

В 2009 году в аэропорту Катиклана на Филиппинах MA60 вынесло с взлётно-посадочной полосы.

В аэропорту Хараре в Зимбабве в 2009 году MA60 якобы столкнулся с диким кабаном. У самолёта разрушилось шасси, и он вышел из-под контроля. Однако часть пассажиров не поверили в эту историю.

В общей сложности на сайте перечислено 10 инцидентов с указанием конкретных дат и регистрационных номеров. 3 произошли в Китае, а остальные за рубежом. По данным издания Aviation Week, сейчас эксплуатируется 30 MA60, и 27 из них за пределами Китая. Некоторые из аварий, возможно, произошли из-за ошибки пилотов. Индонезия имеет плохую репутацию в сфере безопасности авиации. Однако эти самолёты попадают в аварии слишком часто.

«Количество этих самолётов, попавших в аварию, очень большое, — сказал Аллан Памм, глава авиационной консалтинговой компании Avicor Aviation. — У них старая технология и дешёвая сборка, это не самый безопасный самолёт. Случаев выхода техники из строя, кажется, больше, чем человеческих ошибок».

Субсидии и подарки

Модели MA60 на Китайской международной авиационной и аэрокосмической выставке, Чжухай, ноябрь 2012 года. Фото: Michael Blank


Модели MA60 на Китайской международной авиационной и аэрокосмической выставке, Чжухай, ноябрь 2012 года. Фото: Michael Blank
Тем не менее, компания Aviation Industry Corporation of China (AVIC), массивный государственный конгломерат, имеющий более $ 50 млрд активов, продолжала продвигать самолёты MA60.

На выставке Dubai Air Show в 2011 году, несмотря на продолжающиеся в течение нескольких лет аварии, AVIC пыталась продать эти самолёты.

«Как правило, эти самолёты продаются под кредиты с низкими процентными ставками», — сказал Роджер Клифф, один из соавторов книги «К взлёту готов» и эксперт по авиационной промышленности Китая.

«Но, когда мы говорим о таких странах, как Индонезия или Бирма, мы можем предположить и другие возможные причины приобретения странами этих самолётов, — пояснил он. — Это взятки или другие политические мотивации». MA60 могут быть проданы на льготных условиях, как знак доброй воли, или, например, как в случае Тонга, просто подарены.

Системная ошибка

Неудавшийся МА60 позволяет извлечь важные уроки о состоянии авиационной промышленности Китая и политической системе. Всё это связано, как считает китайский инженер-механик, который проработал много лет в государственной структуре в Китае и теперь находится в Мельбурне, Австралия. Он представился под именем Сунь.

«Руководители многих крупных государственных заводов являются коммунистическими чиновниками. Ради продвижения по службе они стараются выслужиться: быстрее завершить выпустить продукцию и получить прибыль. Поэтому они не обращают внимания на низкое качество частей самолёта, которые могут вызвать проблемы с безопасностью», — объяснил г-н Сунь.

Некоторые неполадки инспекторы могут не заметить. «Те, кто имеет реальную власть на заводах, имеют низкий технический уровень, — сказал он. — Чиновники не слушают техников, которые беспокоятся о качестве, потому что исправление ошибок будет означать потерянные бонусы и подпортят репутацию руководителям заводов».

Бывший пилот компании United Airlines сообщил репортёру Epoch Times, что китайские авиакомпании, как правило, не желают покупать отечественные самолеты, так как их авиационная промышленность отсталая.

Решить проблемы с безопасность MA60 не просто, так как производитель не хочет сообщать об изъянах данной модели. «Они остановили производство MA60, — сказал г-н Клифф. — Теперь мы не знаем, как можно исправить ошибки проектирования. Наверное, они решили, что предоставление подобной информации не в их интересах».

AVIC International, материнская компания Xian Aircraft Industrial Corporation , которая продаёт за границу MA60, не ответила на просьбу прокомментировать ситуацию.

Проблемы интеграции

Г-н Клифф добавил, что, хотя государство обладает самыми современными технологиями, такие факторы, как интеграция, структура и множество других вопросов, всё ещё не налажены. «Это просто ещё одно напоминание, что разработка надёжных, безопасных коммерческих самолётов не такое простое дело, — сказал он. — Китай, возможно, имеет амбиции, но ему будет трудно стать надёжным поставщиком».

«Я понимаю, что они пытаются сдвинуть проблемы своей авиации с мёртвой точки, — сказал Стив Абду, вице-президент компании Expert Aviation Consulting, — Но очевидно, что, если самолёты будут падать, мало что изменится».

В сегодняшнем глобализированном мире проблемы с самолётами для таких небольших стран, как Индонезия и Тонга, могут иметь глобальные последствия. Новая Зеландия, например, прекратила финансирование туризма в Тонга после получения страной китайского «подарка».

«Если есть проблемы с самолётом, то пассажиры не будут уверены в безопасности и не захотят лететь в ту страну», — пояснил г-н Абду .

Он добавил: «Боинг известен во всём мире своим высоким качеством. Я думаю, если бы к самолёту (MA60) предъявлялись такие же требования, не было бы столько проблем».

Стив Абду задал риторический вопрос: «Если MA60 не достаточно хороши для Китая, станут ли они лучше для кого-то другого?».

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА