Знакомство с детьми богатых китайцев

The Epoch Times08.09.2015 Обновлено: 06.09.2021 14:25
Школьники покидают начальную школу в Пекине 13 марта 2012 года. Фото: Mark Ralston/AFP/Getty Images
Школьники покидают начальную школу в Пекине 13 марта 2012 года. Фото: Mark Ralston/AFP/Getty Images
В ветреный февральский вечер в тирольском городе Куфштайн, в обычно пустынной гостинице Thaler Hotel царило столпотворение. Группа галдящих китайских детей толпилась в коридоре. «Привет!» — крикнул мне один малец. Мой китайский был корявый, но достаточно понятный. «Ни хао, — поздоровалась я на китайском. — Как прошёл день, весело?» В замешательстве мальчик на мгновение замер.

«Ты китаянка?» — спросил другой ребёнок в очках, сверкая серебряными скобками на зубах. «Я выгляжу китаянкой?» — парировала я.

«Но Вы говорите по-китайски», — возразил тот. Девочка с короткими волосами и взрослым выражением лица вздохнула. «Разве вы не знаете? — сказала она, нахмурившись. — В наши дни это обычное дело, что иностранцы говорят по-китайски. Это не удивительно».

Уже стало нормальным видеть группы китайских детей в Европе на лыжных трассах, в торговых центрах и магазинах. Во время каникул многие из них совершают тур по Европе.

Я присоединилась к одной из шести групп китайских детей, приехавших в Европу в конце января, на китайский Новый Год. Поездку организовала немецкая компания ECS Tours. Управляет фирмой молодая пара — немецкий юрист Рудольф Райет и его жена Син Ли. ECS Tours — новый игрок на прибыльном рынке китайских туров по Европе.

В стране, где многие работники получают годовой доход около 1500 долларов США, родители платят до 60 000 юаней (9500 долларов США), чтобы отправить своих детей в европейский тур. Помимо веселья и развлечений, дети должны привезти на родину навыки пользования вилкой и ножом и научиться в надлежащее время хлопать на концерте классической музыки.

Западную Европу в 2010 году посетило около 3 миллионов китайских туристов. Они уже переделали традиционный европейский гранд-тур под свои вкусы и культуру.

Типичные остановки включают: Париж с его «Луи Виттон», Швейцарию с её шоколадом, немецкие города, в частности, Трир, где родился Карл Маркс, и так далее.

Китайские туристы похожи на рыцарей индустрии туризма в сияющих доспехах, примчавшихся на помощь Европе, страдающей от последствий экономического кризиса. По некоторым оценкам, в 2011 году китайские путешественники закупили в Европе 62 процента предметов роскоши.

Маленькие лидеры

В моей группе было 35 детей из начальной школы Чунцина. Они выбрали «усеченную версию» обычного китайского тура — по несколько дней в Германии, Швейцарии и Австрии. Говоря с ними, я пыталась понять устремления нового поколения китайцев. Эти дети родились в 2000 году, во время экономического роста Китая и усиления его влияния в мире.

В общем, эти дети дают представление о новой элите Китая. Среди них много детей чиновников правящей коммунистической партии Китая. «Они говорят так же, как лидеры, готовые ответить правильно с политической точки зрения», — сказал Райет. Все остальные — это дети предпринимателей. Райет улыбнулся, вспоминая ребёнка, который привёз с собой пачки лапши быстрого приготовления, чтобы продать одноклассникам, которым надоела европейская еда. Цена была явно завышена — 5 евро за пачку.

За ужином разговор зашёл о деньгах. Одна веселая, полная 11-летняя девочка, усмехнувшись, сказала о своей подруге Сюэ: «Знаете, сколько денег отец дал ей в эту поездку?»

«Прекрати, прекрати!» — крикнула Сюэ, пытаясь закрыть рукой рот подруги.

«4000 евро! — воскликнула девочка. — Вы можете в это поверить?» А Фан радостно заявила, что её отец дал ей 2000 евро. Детям было легко говорить о деньгах, но если задать вопрос о политике, даже что-то простое, например, являются ли их родители членами компартии, то они сразу замолкают.

Другая девчушка за нашим столом смотрела неодобрительно в их сторону. Когда все потребовали, чтобы она сообщила, сколько потратила денег, она отказалась говорить. Я спросил, кто её отец. Через силу она призналась, что он банкир. Другая девочка испустила вопль: «Ты, должно быть, погуляла на славу!» Та засмеялась.

ВВП Китая на душу населения составляет 1/6 ВВП Соединённых Штатов, но эти дети уже являются привилегированными. На Западе никто не будет автоматически ассоциировать такие профессии, как полицейский, муниципальный чиновник, офицер и т.д., с богатством.

Несмотря на десятилетия экономических реформ под руководством государства, капитализм в Китае создал мрачный, коррумпированный мир, где грань между государственными чиновниками и предпринимателями размыта. Местные бизнесмены до сих пор не могут отказаться от покровительства, и «подмазывают» чиновников для заключения любой сделки.

В результате мы видим обыденную сцену, когда 11-летняя дочь полицейского расплачивается платиновой кредитной картой в магазине кристаллов Swarovski. Она выбрала инкрустированные часы стоимостью 2800 евро, объяснив, что покупает их для своей тётушки. В течение часа она, в общей сложности, потратила 4200 евро на подарки для своей семьи.

Другой мальчик, тоже сын полицейского, покупавший стразы, как конфеты, сказал: «Знаете, что мне нравится в них? Они не “сделаны в Китае”!»

Половина сотрудников магазина Swarovski были китайцами, а некоторые из местных австрийских чиновников даже знали основы языка мандарин. Большинство детей восприняли это спокойно. Первые впечатления от Европы у маленьких представителей растущей супердержавы только подтвердили их чувство превосходства. У каждого из них были свои критерии качества жизни в Европе.

«Номера здесь какие-то маленькие», — сказала дочь исполнительного директора банка. Ещё одна критиковала уличное движение. «Здесь так много правил на дороге. Непонятно, кто имеет преимущество проезда. Должно быть, страшно тут ездить!»

Другой девочке, чей отец был инженером, а мать домохозяйкой, не понравился завтрак. «Опять ветчина», — пробормотала она мрачно, имея в виду отсутствие типичного китайского завтрака: горячих булочек, фаршированных свининой, или рисовой каши. «Но, — продолжала она, — здесь гораздо спокойнее, чем в Китае. Тихо».

Я подумала об их родном городе Чунцине, что на юго-западе Китая. Это один из крупнейших городов в мире, где проживает 32 млн человек, в четыре раза больше всего населения Австрии.

Я вспомнила, что когда была в Чунцине в 2008 году, там непрерывно раздавался громкий шум: гудели бетономешалки, доносились крики и музыка из придорожных забегаловок, хлопки выхлопных труб и грохот отбойных молотков.

«Ты хочешь сказать, это здесь намного скучнее», — захихикала её подружка. Та улыбнулась в знак согласия.

Для такой огромной, развивающейся страны, как Китай, находящейся на пике торговли и развития инфраструктуры, «старый свет» может показаться немного скучным. Пока дети учились правильно использовать вилку и нож, и щёлкали фотокамерами, они всё больше убеждались, что Китай является более развитым и продвинутым, чем Европа. Хотя в Европе чище, тише, и много дорогих товаров.

И это правда, что в Европе уже говорят по-китайски.

*****

Паллави Айяр, журналист, автор книги «Дым и зеркала. Опыт Китая», пишет статьи для Business Standard.

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА