Древние китайские принадлежности для каллиграфии: секреты коллекционеров

The Epoch Times22.08.2017 Обновлено: 06.09.2021 14:39

Стюарт и Барбара Гильберт являются специалистами по китайскому антиквариату, в частности по принадлежностям для каллиграфии. Они всегда испытывали большой интерес к императорскому Китаю с его чиновниками, учёными и литераторами. Помимо работы в сфере антиквариата они имеют опыт преподавательской деятельности. Барбара преподавала культуру Китая, а Стюарт — политологию с упором на Китай.

Стюарт и Барбара Гильберт. Фото предоставлено Стюартом Гильбертом

В XX веке канцелярские принадлежности не считались произведениями искусства, особенно по сравнению со скульптурой, живописью и фарфором. Однако эти предметы быстро обрели популярность среди коллекционеров.

— Откуда у вас такой интерес именно к коллекционированию канцелярских принадлежностей?

С.Г.: Эти предметы небольшого размера, они изготавливаются из различных материалов: бронзы, фарфора, бамбука, мыльного камня, нефрита. Вы можете взять эти вещи в вашу руку, и каждая из них будет отличаться на ощупь. За каждым предметом стоит какая-то история, благодаря этому ими ещё приятнее владеть.

Представьте, что вы пользуетесь чернильным камнем династии Цин, на котором стоит надпись известного автора или владельца династии Мин или Сун. Или, возможно, это был простой чернильный камень, который передавался через поколения в одной конкретной семье. Вообразите фигурку из нефрита на вашем столе, например, лошадь с обезьяной на спине. В этой композиции зашифровано некое послание от поклонника или члена семьи, она символизирует успех и повышение статуса. Это послание пришло от предков и передавалось из поколения в поколение.

Лишь один взгляд на канцелярские приборы даёт возможность многое узнать о традициях, обычаях, верованиях и ценностях, существовавших в разных регионах.

Форма мойки для кистей также могла иметь глубокий смысл. Резьба и материал, из которого была изготовлена печать, всё это наделено особым смыслом.

Бронзовая пипетка, украшенная мальчиком, сидящим верхом на буйволе, могла напоминать своему владельцу о деревне и о красоте сельской местности, в которой когда-то жило большинство китайцев.

Подставка для кисти, сделанная из разных материалов, напоминала владельцу о пяти известных исторических пиках Китая и связанными с ними древними буддийскими или даосскими учениями. Но для человека со стороны это, возможно, выглядело просто как изображение красивых горных вершин.

Мы стремились понять глубокие культурные традиции и красоту китайской культуры и искусства. Мы надеемся, что современная молодёжь в Китае также задумывается о подобных вещах.

Искусство изготовления принадлежностей для каллиграфии занимает большое место в истории Китая и его нельзя игнорировать. Недавние тенденции указывают на растущий интерес к этому виду малых форм.

— Китайские печати требуют больших знаний от коллекционера. Что должен знать о них успешный коллекционер?

С.Г.: Китайские печати очень разнообразные, так как в Китае всегда было большое население, и печати широко использовались. Кроме того, многие чиновники, семьи и художники имели несколько печатей. Эта традиция прослеживается даже в XX веке. Например, знаменитый художник Ци Байши вырезал сотни собственных индивидуальных печатей. Необходимо отметить, что печати были разных размеров и изготавливались из различных материалов как китайских, так и заграничных.

Коллекционеры, как правило, стремятся приобрести печати известных исторических деятелей, чиновников, семей и известных художников. Официальные печати часто вырезались из прочного драгоценного нефрита, иногда использовались другие материалы, в том числе серебро или золото. Такие печати часто передавались из поколения в поколение и высоко ценились.

Особо ценятся печати из некоторых редких материалов, например, жёлтый тяньхуан из провинции Фуцзянь, или «кровь цыплёнка» из уезда Чанхуа.

В некоторых случаях китайские семьи, оказавшиеся в нужде, стачивали саму печать и продавали оставшийся ценный материал. Конечно, самыми распространёнными материалами были бронза, бамбук, рог, слоновая кость и дерево.

В целом для коллекционера самое большое значение имеет историческая ценность печати, а материал, из которого она сделана, является второстепенным вопросом. Однако, так как большинство печатей не имеют большой исторической или художественной ценности, при её оценке смотрится материал, состояние и качество резьбы.

Многие печати вырезаны в стиле, который трудно перевести, но эту проблему легко решить. Сотни резчиков печати в Китае сегодня по-прежнему используют архаичные стили, и они легко переведут такую печать.

— Расскажите немного о том, как император Цяньлун (1711-1799 гг.) оказал влияние на традицию коллекционирования принадлежностей для каллиграфии?

С.Г.: Цяньлун был эрудированный и фанатичный коллекционер предметов древности. У него определённо не было недостатка в средствах. Правда, он едва не довёл Китай до банкротства из-за своей страсти к коллекционированию.

Но у него действительно была исключительная способность распознавать и собирать лучшие старинные произведения искусства. Коллекционеры готовы выплатить огромные суммы за любой предмет, который был каталогизирован за время его долгого правления (с 1736 г. по 1795 г.).
Древние китайские принадлежности для каллиграфии: секреты коллекционеров


Мойка для кистей из нефрита с художественной резьбой, XVII-XVIII вв. Продана на аукционе Christies в сентябре 2013 г. за $543 750. Фото: Christies

Он заразил своим увлечением не только членов своего обширного двора и чиновников, но и всех состоятельных людей. Цяньлун любил канцелярские принадлежности, многие из которых было украшены многочисленными декоративными деталями. Он не только создал каталоги древних и современных произведений искусств Китая, но и украсил Запретный дворец дорогими подарками от иностранных сановников.

Во время правления Цяньлуна по его распоряжению были изготовлены замечательные произведения искусства. Подобные предметы чрезвычайно редки. Многие из них перепродавались семьями западных военных, которые разграбили Пекин во время боксёрского восстания.

Личность Цяньлуна так повлияла на умы современных коллекционеров, что, похоже, это несколько обесценило прекрасный антиквариат династий Мин и Сун. Это забавно, если учесть, что сам Цяньлун очень ценил и с энтузиазмом коллекционировал изделия этих древних эпох.

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА