Маргарита Назарова на арене. Скриншот / youtube.com     | Epoch Times Россия
Маргарита Назарова на арене. Скриншот / youtube.com

Маргарита Назарова — отважная повелительница тигров

Жизнь дрессировщицы можно рассматривать как уникальное явление   
Автор: 15.05.2022 Обновлено: 15.05.2022 19:42
Маргарита Назарова родилась в год Тигра (1926), возможно, с предопределённостью стать выдающейся артисткой цирка, дрессировщицей, первой женщиной, которая отважилась работать с тиграми на манеже одна.

Аттракционом «Водная феерия» она покорила весь мир, а после выхода в свет «Полосатого рейса» все знали её в лицо. Эдгард Запашный рассказывал:

«Такая женщина, как Маргарита Назарова, — единственная, и больше такой не будет, то, что она делала с хищниками, её метод дрессировки отличался ото всех. Требовалась харизма, с которой будут считаться животные. Это было в её природе, такой она родилась».

Детские годы Риты

Мама называла белокурую с голубыми глазами дочку незабудкой. Семья жила тогда в городе Детское село (сейчас Пушкин) Ленинградской области. С самого раннего детства Маргошу тянуло к животным, она проявляла любовь и умение обращаться с ними, и животные её слушались. Был у неё на воспитании медвежонок, она учила его танцевать, и у неё это получалось. Медвежонок подрастал вместе со своей хозяйкой. А когда началась война, Маргарита пристроила своего питомца в зоопарк и вместе с другими обитателями он был эвакуирован.

Работа в Германии в годы войны

Незадолго до начала Второй мировой войны семья Маргариты переехала в Павловск. Девочке исполнилось 15 лет, когда эта страшная беда обрушилась на неё. Семья, как и многие другие в то время, голодала. Маргарита попала под обстрел, когда пошла в соседнюю деревню выменять кое-какие вещи на еду. Вместе с другими девушками её вывезли в Германию на принудительные подсобные работы. Но нашлись свидетели, которые утверждают, что до войны семья Маргариты жила в Даугавпилсе, и в Германию она попала из оккупированного немцами Латвийского города.

В богатой немецкой семье Гамбурга Марго работала служанкой, пока хозяин, отметив её артистические данные и привлекательную внешность, не определил её танцовщицей в кабаре. Ей пришлось терпеть унижения и оскорбления, несмотря на то, что хозяин хорошо относился к русской девушке и в конце войны помог ей бежать.

Маргарита встретила советских солдат и с победителями возвратилась на Родину.

«Про себя, что и как было с ней в эти годы, мама никогда не рассказывала, — говорит её сын Алексей Константиновский. — Она ни с кем не делилась, эта тема для неё была запретной».

Но однажды, когда Маргарита Назарова гастролировала в Италии, она пропала и вернулась через три дня. Что с ней случилось, зачем и где она была, также было тайной для всех, пока в это дело не вмешалось КГБ.

По возвращении из турне дрессировщицу вызвали на допрос. Пришлось ей рассказывать, что, узнав о её гастролях, бывший её немецкий хозяин, у которого она служила в годы войны, решил с ней встретиться. Отказать она не могла. Есть мнение, что Маргарита согласилась поехать в гости с расчётом на то, что иностранец сможет им посодействовать в лечении Константиновского.

С допроса особистов Маргарита Петровна вернулась другим человеком: она была подавлена, у неё появилась мания преследования, артистка стала всего бояться, а это состояние очень чувствуют животные, и они несколько раз пытались напасть на дрессировщицу. Но за спиной Маргариты всегда стоял её муж, великий дрессировщик Константин Константиновский, он был её защитником и моментально реагировал, если что-то на манеже происходило не так и могло угрожать Маргарите, и животные знали это.

Возвращение на Родину после окончания войны

Мама и две сестры Маргариты пережили войну и дождались её в Даугавпилсе, а вот отец не вернулся с войны и считался пропавшим без вести.

Послевоенные годы были тяжёлыми, люди бедствовали, голодали. Когда Даугавпилский театр объявил о приёме на работу желающих и имеющих какой-то сценический опыт или умеющих петь и танцевать, Маргарита с радостью пошла на пробы, её приняли танцовщицей в кордебалет.

Встреча с Маргариты с Константином

В Даугавпилсе Маргарита Назарова познакомилась с Константином Константиновским, директором театра, артистом и дрессировщиком, ставшим её мужем. Это была её большая настоящая и единственная любовь на всю жизнь. Эта встреча определила её дальнейшую судьбу. Они поженились, переехали в Москву и поступили в цирковое училище.

Опыт дрессуры у Константиновского уже был. В войну он дрессировал собак, которые со связками взрывчатки подбегали к немецким танкам и взрывали их, погибая сами. Это были собаки-истребители танков или, как их ещё называли, противотанковые собаки.

У Константиновского была любимая собака, и вот настало время её тоже использовать для подрыва танка, как и все, она побежала на звук движущего немецкого танка, но взрыва почему-то не последовало, и собака вернулась к хозяину. Взрыв прогремел возле дрессировщика. Константиновский получил ранение руки и головы.

Впоследствии он стал знаменитым дрессировщиком своего времени. Находясь рядом с мужем, Маргарита освоила многие цирковые профессии: даже ездила на мотоцикле под куполом цирка. И наконец, Константиновский взял её в свой номер дублёршей.

Однако дрессуре её обучал Борис Афанасьевич Эдер, который в то время ассистировал Константиновскому. А Маргарита восхищала своих учителей умением обращения с животными.

Однажды на съёмках фильма в Сибири она спасла жизнь Константиновскому, который не смог справиться с рассерженной медведицей, бросившейся на него. Маргарита не растерялась, быстро подошла к Зинке (так звали медведицу) с банкой сгущёнки, и та отпустила дрессировщика и принялась вылизывать содержимое банки, а закончив, обняла Маргариту лапой и не отпускала её из клетки в течение часа.

Вот тогда-то все поняли, что у Маргариты особый дар, и было принято решение сделать номер, где она будет работать на манеже с тиграми. С этого всё и началось. Она стала звездой, а муж — её помощником и защитником, всегда стоявшим за спиной жены во время выступлений.

Константин брал на себя всю подготовительную чёрную работу к предстоящему номеру. И только тогда, когда всё было отлажено и отрепетировано, он подпускал хищников к Маргарите. Зрителям нравилась эта красивая женщина, ловко справляющаяся с тиграми, а потом в другом номере со львом и медведицей.

Казалось, что дрессировщица бесстрашно работает с хищниками, что она их не боится.

Но на самом деле было не так. Никто и не подозревал, что она боялась, и каждый раз ей приходилось, входя в клетку, прежде всего побороть свой внутренний страх и сконцентрироваться. Это требовало больших усилий и большой потери психической энергии.

«Водная феерия»

Идея поставить такой номер на арене цирка принадлежала Константиновскому. Было задумано создать эффект на заблуждении людей в том, что тигры боятся воды, как домашние кошки, и что их практически невозможно заставить работать в воде. Но это не так, тигры не боятся воды и с удовольствием купаются, когда им жарко. Но как заставить тигров прыгать в воду на манеже и слушаться дрессировщиков?

Этот номер и тигров готовили год. Константиновский с Эдером вывозили тигров к реке и отпускали на берегу. Сначала они приучали одного, затем других тигров. Чтобы тигры прыгнули за Маргаритой в воду, она притворилась, что тонет, и верный ей Пурш смело бросился в воду спасать свою хозяйку.

Когда манеж цирка заливали водой, тигры с удовольствием плескались вместе с Маргаритой в воде, выполняя её приказы. Эффект представления был ошеломляющим. На Международном фестивале в 1957 году аттракцион получил золотую медаль.

Однажды на представление «Водная феерия» пришёл Хрущёв и сказал, что такая артистка должна сниматься в кино. Так и было положено начало создания фильма «Полосатый рейс». Специально для Назаровой был написан сценарий фильма.

Пурш — главный герой «Полосатого рейса»

Тигрёнок родился в Рижском зоопарке в 1952 году, его мать заболела и кормить малыша не могла. В возрасте одной недели его на воспитание взяла работница зоопарка: она вскармливала его из соски подогретым молоком днём и ночью. Тигрёнок подрастал и был очень ласковый и покорный, иногда баловался и, что-то натворив, извинялся, фырча «пурш-пурш», поэтому его и назвали Пуршем.

Но когда тигр вырос, держать его в городской квартире стало невозможно, пришлось поселить в клетку в зоосаде. Покладистый характер зверя был замечен режиссёром и артистами, снимавшимися в фильме «Опасные тропы», это была первая роль Пурша.

С Маргаритой Назаровой он уже снимался как артист в фильме «Укротительница тигров», появившемся на экранах в 1954 году. Назарова дублировала актрису Людмилу Касаткину. С тех пор Пурш стал её другом, членом семьи, лучшим тигром-артистом. Он на поводке с удовольствием ходил на прогулки с Маргаритой везде, куда бы она ни пошла, к этому его приучила бывшая хозяйка, воспитывшая его. У Маргариты и Пуршем была настоящая любовь, какая может быть между человеком и животным.

Рассказывает Эдгард Запашный:

«Он был уникальным животным, которое становится историей целого пласта искусства, Пурш был именно таким уникальным тигром. Ей повезло, очень сильно повезло, что у неё появился такой тигр. Он во многом является залогом успеха фильма “Полосатый рейс“, потому что все опасные работы, все эти функции как раз и взял на себя Пурш, тем самым обеспечив и безопасность людей, и успех кино. Таким образом, он становится другом Маргариты, членом семьи».

И когда в 1965 году Пурш умер от сахарного диабета, Маргарита переживала это, как потерю любимого человека.

«Уход из жизни такого животного всегда болезненно отражается на состоянии хозяина. Всегда эта потеря — потеря близкого человека», — сказал Запашный.

Ольга Погодина, сыгравшая роль Маргариты Назаровой в сериале про дрессировщицу, поясняет:

«В её жизни было три главных мужчины: это её огромная и единственная любовь, её муж — Константиновский; это Пурш — её главный тигр; и ещё один человек, который так неожиданно появился в Италии через много-много лет, гамбургский богатый хозяин, у которого служила Маргарита, будучи в плену в Германии во время в войны».

Потеря мужа

Константиновский ушёл из жизни в возрасте 49 лет 17 июня 70 года, за две недели до юбилея, не приходя в сознание после операции. Фронтовое увечье и цирковые травмы дали о себе знать. Головные боли с каждым годом усиливались. Врачи вынесли приговор: неоперабельная опухоль мозга, но артист настаивал на операции. Маргарита Петровна долго не соглашалась, но муж уговорил её подписать согласие на операцию — и она сдалась.

Это было вторым ударом для Маргариты Петровны. Первый произошёл после возвращения с итальянских гастролей.

Сыну Алексею было 10 лет. Он рассказывал:

«Я пришёл из школы радостный, получил четвёрку, мама плачет и говорит, что папы больше нет. Она в то время была в таком отрешённом состоянии, что даже боли не чувствовала, курила сигарету и тушила её между пальцами руки, всё время повторяла: „Слышишь, папа говорит“. Пришлось её отвезти в психиатрическую больницу».

Возвращение на арену

После лечения Назарова переехала в Нижний Новгород, где получила трёхкомнатную квартиру, и начала готовиться к выступлениям в местном цирке.

«В течение трёх лет репетиции проводить приходилось по ночам, с 24 до 7 утра, так как дневное время арена была занята: дневные репетиции артистов, вечером идёт представление. Когда репетировать? Только ночью», — вспоминал Михаил Богдасаров, артист цирка, работавший с Назаровой.

Без поддержки любимого мужа, который всегда стоял сзади за клеткой, в которой работала Маргарита с животными, карьера дрессировщицы начинала угасать, у неё уже нет прежней уверенности, нет азарта, нет той зрелищности.

И по-прежнему ей приходится работать в опасной близости от хищников, но она уже не может смотреть им в глаза и боится их взглядов, со своим страхом она уже не справляется, а это ничего хорошего не предвещало.

Со смертью мужа у Маргариты не стало поддержки ни в жизни, ни на манеже. Её страх животные чувствовали, и однажды на представлении в Казани они напали на дрессировщицу. Одной ей с группой животных было не справиться, а до этого сломались качели, на которых она выступала вместе с тигром и львом. Она приняла решение и навсегда ушла из цирка.

Последние годы Назаровой

Проработав без Константиновского 12 лет, она передала свой номер сыну Алексею, собрала весь свой нажитый скарб, дорогие сердцу фотографии, письма и уехала в свою квартиру в Нижнем Новгороде.

В последние годы Маргарита Петровна ни с кем не дружила, из квартиры выходила редко. Но, даже выходя по своим делам, как вспоминают её соседи, она, идя по улице, держалась достойно: всегда в макияже и с высоко поднятой головой.

Так в одиночестве в 2005 году 25 октября она оставила этот мир. Ей было 78 лет. Обнаружили тело соседи, забеспокоившись, что уже в течение нескольких дней она не выходила из квартиры.

А что с её сыном?

Алексей по контракту в 90-х со своей женой, цирковой актрисой, уехал во Францию на гастроли со своими зверьми и по возвращении им не разрешили ввозить в Россию животных. Тогда всё поменялось: страна стала другая, другие законы. Животных Алексей оставить не мог, поэтому пришлось остаться во Франции. Он часто пересылал деньги Маргарите Петровне, заботясь о ней, чтобы она ни в чём не нуждалась. Но деньги были обнаружены сложенными стопочкой, там были франки, доллары, марки и другая валюта.

Устраивая свою жизнь, Алексей переехал в Болгарию, там они с женой стали ездить с цирковыми представлениями по городам, зарабатывать на жизнь. Подросли их дети, внуки великих артистов, названные в их честь Маргаритой и Константином. Они вместе с родителями участвуют в семейном бизнесе и со слезами говорят о бабушке и дедушке, сожалея, что у них не было возможности встретиться и общаться с их знаменитой бабушкой, и что ей пришлось в одиночестве доживать свои годы.

И вот уже четвёртое поколение Назаровых-Константиновских подрастает в Европе, и в наследство от знаменитой бабушки и дедушки потомкам передалась любовь к животным и к цирку.

>

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА