Кино для развития науки. С. П. Капица о кино, науке и новой цивилизации

Автор: 31.10.2011 Обновлено: 06.09.2021 13:54
С. Капица – опитимист. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)
С. Капица – опитимист. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)
Известный ученый физик С. П. Капица в конце октября этого года участвовал в Петербурге в работе VI Международного фестиваля научно-популярного и образовательного кино «Мир Знаний» в качестве его президента. Основатель (в 1973 г.) и бессменный ведущий телепрограммы «Очевидное — невероятное» (отмечена в книге рекордов Гиннеса, как самый долгоживущий проект), неустанный популяризатор науки был также инициатором этого кинофорума в 2006 году.

Девиз фестиваля «Увидеть невидимое, познать непознаваемое…» привлекает людей увлекающихся, ищущих новых впечатлений и открытий. Таковых среди нас не мало. Не мало и профессионалов кинодела разных стран, представивших на фестиваль 25 фильмов, повествующих об открытиях в области этнографии, медицины, экологии, истории, космоса. Гран-при получил фильм австрийцев Д. Хиссена и Х. Леджера «Гора Святая Елена. Жизнь с нуля». Он о маленьком цветке люпина, который победил смерть на острове, погребенном под лавой сильнейшего извержения.

Президент фестиваля С. Капица настаивает на необходимости популяризации научного кино. Чтобы люди больше узнавали? Нет, чтобы сформировалось отношение общества к науке, как важнейшей составляющей развития страны и благополучия ее жителей. «Воссоздать отношение к науке, важнее, чем удовлетворить интерес к новому», -считает ученый.

Нужна ли России наука?

Перед закрытием кинофорума С. Капица рассказал о значении фестиваля и поделился мнением о состоянии отечественной науки.

Со свойственным ученому аналитическим складом ума, С. Капица, говоря, что «наука должна подняться из ямы», в которой она оказалась за последние 20 лет, указывает на корни отставания отечественной науки. Они не столько в «чудовищном хроническом недофинансировании», сколько в утере обществом осознания ее роли. «Мы столкнулись с очень серьёзным кризисом науки. И надо честно признать, что в нём полностью виновато общество. Оно не понимает. В общественном сознании остались только реликты прошлого. Старые успехи не движут науку вперед!»

Отвечая на вопрос, как же популяризировать науку, С. Капица предлагает создавать учебные каналы на телевидении, используя современные цифровые возможности.

С их помощью легче делать интерактивные учебные программы, которые будут способны «активизировать учащихся, заинтересовать их». Однако сегодняшние «силы, управляющие телевидением, не отвечают задачам общества». Ученый с горечью восклицает: «Какие ценности управляют обществом, если 90% телевизионного времени занимает показ уголовных дел? …Это серьезный симптом неблагополучия общества»

Что же касается Интернет-среды, как средства образования и освоения научных знаний, ученый имеет такое мнение: «Пока это куча мусора, в которой долго искать жемчужное зерно. Интернет – это средство сообщения, а не источник знаний. К тому же его язык отвратителен, он отражает сознание современных людей». Интернет демонстрирует колоссальный разрыв между технологией и содержанием: технологии высочайшие, а вот содержание совершенно им не соответствует.

Другую причину отставания российской науки С. Капица видит в проблеме кадров: «Молодые кадры разбежались. Старые стали еще старше: деды учат внуков». При этом он замечает, что отъезд отечественных ученых за рубеж – естественный процесс глобализации научных знаний. Примером тому, М.В. Ломоносов, который для получения знаний четыре года проучился в европейских университетах. Глубинная причина отъездов ученых не в ресурсах, повторяет ученый, а «во внутреннем состоянии общества». Приведя в пример М. Ломоносова, чье 300-летие отмечается в этом году, С. Капица вновь подчеркнул, что «Россия черпает таланты из провинции». Причиной тому: северные и отдаленные от столиц земли всегда оставались свободными, там не было крепостного права, там люди свободно, благодаря мореходству, общались с миром и имели более широкий и открытый новому кругозор.

Возможно, наиважнейшей причиной потери интереса общества к науке С. Капица считает снижение уровня школьного образования. «В чем задача образования, — спрашивает ученый и отвечает, — Можно дать знание, а можно научить понимать». К вопросу тестирования в школах он относится иронично: «Нелепая вещь, годная для сдачи экзамена по правилам дорожного движения». Он приводит в пример подготовку студентов на Физтехе: «Всегда на экзаменах можно было пользоваться шпаргалками. Экзамен должен был выявлять не знания, а понимание. Именно поэтому вреден ЕГЭ, он ведет в другую сторону. Самый простой вопрос: впадает ли Волга в Каспийское море, может иметь разные ответы, потому что миллион лет назад она впадала в Черное море».

О науке и мир в точке бифуркации

Возможно, наука теряет авторитет в связи с тем, что она ограничивает себя рамками сугубо материального мира, изучает и исследует то, что можно подсчитать, взвесить и т.д.? Насколько востребована у ученого интуиция? Случались ли с автором «Очевидного — невероятного» чудеса? Сыпались вопросы журналистов.

С одной стороны, считает ученый, вера в чудеса – возможна в нехорошее время, это симптом неблагополучия морали общества. С другой, он говорит о том, что «интуиция – очень важная часть сознания, с ее помощью формируется наше представление о мире. В науке размыты границы познанного и непознанного». Решение на этой границе возможно, когда ученый проявляет творчество и правильно ставит вопрос, что уже является началом понимания проблемы. «Сама наука выросла из веры. Наука и вера совместимы», — говорит С. Капица.

Признавая, что остается большой загадкой, как работает сознание, ученый дает прогноз о порывах, которые намечаются в науке. Они будут касаться решений медико-биологических проблем, управления генами и т.д.

Являясь главным редактором журнала «В мире науки», С. Капица продолжает изучать проблемы глобализации и демографии, считая, что эта область «не так уж далека от физики». Разные науки взаимно обогащают друг друга. С. Капица занимается макродинамикой истории, изучая проблемы человечества как единую систему. После медленного роста в прошлом наступает ускоренный взрывной рост.

Многие историки говорят о «сжатии исторического времени», особой точке бифуркации. Действительно, Древний мир существовал несколько тысяч лет, Средние века — тысячу, Новая история — всего триста, Новейшая — сто. «Больше историческое время сжиматься уже не может. Именно сейчас происходит переход в качественно новое состояние человечества». Ученый с оптимизмом утверждает, что «это будет стабильное человечество с иной системой ценностей».

О причинах этого процесса С. Капица ответил в недавнем интервью: «Я думаю, здесь есть связь с некими внутренними процессами в развитии человечества. В первую очередь с тем, что рост материальной культуры опережает рост культуры духовной».

Так для чего же нужны подобные кинофестивали? «Научно-популярное кино показывает перспективы развития, является поиском направления», — завершает встречу С. П. Капица.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА