Канадский репортёр использовался китайскими властями как шпион

Автор: 22.08.2017 Обновлено: 06.09.2021 14:38
Журналист и писатель Марк Боури бросил работу в агентстве китайского коммунистического режима «Синьхуа» после неоднократного получения шпионских заданий. Фото: Mark Bourrie
Журналист и писатель Марк Боури бросил работу в агентстве китайского коммунистического режима «Синьхуа» после неоднократного получения шпионских заданий. Фото: Mark Bourrie
Репортёр и писатель Марк Боури бросил работу в агентстве «Синьхуа», когда он понял, что его использовали как шпиона.

Он рассказал о тёмном мире китайской журналистики в статье, опубликованной 23 августа в журнале «Оттава», раскрывающей подробности его работы в ведущем государственном агентстве новостей китайского режима.

«Я знал, когда начал работать на «Синьхуа», что когда-то они попытаются скомпрометировать меня. Это стало совершенно очевидно в последние месяцы», — сказал он журналистам The Epoch Times.

Боури взялся за работу только после обращения в CSIS (Canadian Security Intelligence Service — Канадская служба безопасности и разведки), чтобы узнать, есть ли опасность использования его в качестве шпиона. Из CSIS так и не ответили ему.

Большую часть времени Боури писал обычные статьи, но несколько заданий были явно разведывательного типа, единственной их целью было держать спецслужбы коммунистической партии Китая (КПК) в курсе того, кто в Канаде критикует китайский режим.

Поскольку число этих сомнительных заданий увеличивалось, Боури почувствовал, что страдает его журналистская честь.

«Есть моменты в жизни, когда вы должны подвести черту и сказать, что это неправильно. И сделать это на самом деле, а не оправдываться перед самим собой, — сказал он. — Я почувствовал облегчение, когда ушёл от них, и я знаю, что никогда больше не буду вести дела с этими людьми».

Боури является автором нескольких книг, включая бестселлер «Туман войны», опубликованный в своё время «Синьхуа». Его работы были опубликованы в нескольких авторитетных изданиях Канады, за них он получил несколько наград. Боури также читал лекции в Университете Карлтон.

Китайское посольство, конечно, видело, что можно от него получить. Боури является давним репортёром канадского Парламента, имея своё место в Hotroom (место в парламенте для журналистов). Через него «Синьхуа» получило доступ к представителям власти в Канаде. В агентстве даже состоялось торжественное мероприятие по этому поводу. Репортер усмехнулся, вспоминая своеобразную церемонию.

Он работал на «Синьхуа» около двух лет. Он ушёл после того, как ему было предложено подготовить стенограмму пресс-конференции Далай-ламы с журналистами, состоявшейся в Оттаве в апреле прошлого года. Его также попросили выяснить, какие вопросы духовный лидер обсуждал в личной встрече с премьер-министром Стивеном Харпером.

Однако он обнаружил, что статьи об этом не доходят до эфира. Боури понял, что это может произойти снова. Он спросил своего руководителя в «Синьхуа» Дачэн Чжана, что ожидает его статью. Тот ответил, что её передадут в Пекин, но публиковать не будут.

Это была последняя капля. Боури подал в отставку и предупредил пресс-центр Парламента, что занимался шпионажем для «Синьхуа», используя специальное право доступа, предоставляемое аккредитованным журналистам в Парламенте, в том числе записи брифингов и сбор информации для китайского режима.

Сокрытие информации о диссидентах

Боури был особенно обеспокоен тем, как используются в настоящее время разведданные, собранные на китайских диссидентов, таких как тибетские активисты и сторонники Фалуньгун.

«Когда они что-то посещают, вроде двухдневной конференции по Тибету, то всё снимают и записывают. Китайская разведка получает всё, что не попадает в специальные публикации», — сказал он.

Чжан, который в настоящее время сопровождает Харпера в поездке в Арктику, отрицает слова Боури. В офисе «Синьхуа» с репортёрами The Epoch Times на эту тему никто не стал разговаривать.

Стало нормой то, что «Синьхуа» поручает всем своим сотрудникам: фотографам, журналистам и видеооператорам, посещать такие события, как тибетские протесты или парламентские обсуждения угроз, исходящих от китайского режима.

Боури отказался выполнять задание «Синьхуа» и собирать имена всех присутствовавших на пресс-конференции Фалуньгун, но, по словам Люси Чжоу, представителя Фалуньгун в Оттаве, другие сотрудники «Синьхуа», в том числе и Чжан, постоянно записывают имена участников и снимают крупным планом лица протестующих. «Это является угрозой тем, кто протестует», — сказала она.

«Когда последователи Фалуньгун вернутся в Китай, они сразу могут быть арестованы в результате сбора такой информации. Конечно, можно сказать, что это внештатный фотограф просто делал свою работу, а потом «Синьхуа» использовала его, но их деятельность выходит за пределы нормальной работы журналистов», — объяснила Люси.

Боури понял, что при освещении событий, связанных с диссидентами, он должен сосредоточиться на местных спикерах, которые уже хорошо известны режиму, а не рисковать безопасностью других, включая их в свои отчёты.

Он был доволен, что его отчёты состоят, в основном, из критики, направленной против режима, и лишены данных о диссидентах, которые режим надеялся получить. «Данные были скрыты, и они ничего не могли получить из статей», — сказал он.

Тем не менее, это не сильно облегчило его совесть, и он чувствовал дискомфорт до тех пор, пока не уволился.

Теперь он надеется, что его товарищи, журналисты из пресс-центра Парламента, отнесутся серьёзно к этому и признают, что «Синьхуа» ставит под угрозу работу сотрудников пресс-центра Парламента, имеющих специальный допуск.

Боури считает, что они в некоторой степени тоже виновны, как и те, кто ставит под угрозу их принципы из-за денег или грантов китайского режима. Правильный подход имеет решающее значение и для репортеров, и для учёных Канады, которые работают на организации из Китая.

«Я думаю, что это будет продолжаться и впредь, пока кто-то, такой как я, не осознает ситуацию, и больше не сможет этим заниматься», — сказал он.

На постоянной основе

Китайские государственные агентства расширяют своё присутствие по всему миру в целях повышения «мягкой силы» режима. Боури уверен, что он не единственный, кого использовало «Синьхау».

Любой, кто имеет дело с китайским агентством новостей или государственной компанией, должен быть осторожным, считает он.

«В ходе рутинной работы, вероятно, вы будете делать вещи, не имеющие большого значения. Но когда затрагиваются интересы режима компартии, маска срывается, и вы столкнётесь с репрессиями», — сказал он.

Он предупредил, что канадское правительство также должно в полной мере осознавать, что значит разрабатывать нефтяные пески с китайскими государственными компаниями, такими как китайская CNOOC, которая сделала ставку на Devon Energy.

Джули Кармайкл, директор отдела по связям министерства общественной безопасности, сказала, что не может комментировать вопросы национальной безопасности, но «правительство рассматривает обвинения в шпионаже и иностранное влияние очень серьёзно».

«Все реальные угрозы расследуются соответствующими органами», — сказала она.

«Синьхуа» было замечено в шпионаже с момента создания агентства.

Китайский перебежчик Чэнь Юнлинь, который занимал высокий дипломатический пост в Генеральном консульстве Китая в Сиднее, рассказал репортёрам The Epoch Times, что в прошлом году «Синьхуа» опять поручало журналистам шпионить.

«Они используются как шпионы, ведь «Синьхуа» фактически является органом разведки компартии Китая. Характер их работы означает, что они должны использовать все средства, чтобы проникать всюду и получать информацию», — сказал он.

Это факт повторяется в докладе 2005 года организации «Репортеры без границ» (RSF), которая получила информацию об операциях «Синьхуа» через его бывших сотрудников.

RSF подробно раскрыла ведущую роль «Синьхуа» в управлении информацией в Китае.

«”Синьхуа” де-факто управляется отделом пропаганды. Агентство получает от этого органа КПК редакционное задание и с рвением его выполняет», — говорится в докладе.

«Синьхуа» также публикует некоторые статьи на английском языке, которые не переводятся на китайский язык, чтобы создать впечатление, что оно охватывает и чувствительные для режима темы. Репортёры говорят, что такие статьи публикуются для «налаживания» международных отношений.

Что касается Боури, то он сейчас занимается своей новой книгой — сборником канадской военной переписки «Слова борьбы», который выйдет через пару недель.

Потеря 50000 долл. США в год — гонорар от «Синьхуа», это ему «по зубам», как сказал Боури, он это переживёт. Его жена хорошо зарабатывает, а он может выполнять разовые заказы. «Я думаю, это моя судьба. Многим людям намного хуже, чем мне. Ничего смертельного для меня не произошло», — сказал он.

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА