Мануэль де Фалья и чудеса Альгамбры

The Epoch Times15.03.2013 Обновлено: 06.09.2021 14:15
Мануэль де Фалья. Фото: edenhell.net
Мануэль де Фалья. Фото: edenhell.net
Мануэль де Фалья, родившийся в Кадисе в 1876 г., является одним из наиболее выдающихся композиторов XX века. На его стиль повлияла фольклорная музыка, главным образом, фламенко, которому затем стал присущ более утончённый национализм, он черпал вдохновение в традициях Золотого века Испании (XVI -XVII вв.).
Среди важнейших работ Мануэля де Фалья – балеты «Любовь-волшебница», «Треуголка» и «Балаганчик мастера Педро». Будучи религиозным человеком с философским складом мышления, последние два десятилетия своей жизни он провёл, работая над ораторией «Атлантида», которая так и осталась незаконченной.

Человек мира из Испании

Жажда к знаниям и присущее музыкантам желание расширить кругозор и познать мир, способствовали многочисленным путешествиям. Мануэль де Фалья побывал во многих испанских и европейских городах, завязав тесные знакомства с такими композиторами, как Хоакин Турина, Исаак Альбенис, Морис Равель, Клод Дебюсси, а также с многими музыкантами и художниками. Он посетил Италию, Голландию, Бельгию, Германию, Португалию и Англию. Он жил в Мадриде и Париже, а последние семь лет своей жизни провёл в аргентинской провинции Кордова.

Благодаря Исааку Альбенису де Фалья получил поддержку от Испанского королевства, что позволило ему обосноваться в культурной столице Европы – Париже. Другим показателем его признания стал «Фестиваль Фальи» (Мадрид, 1927 г.).

В тексте, посвящённом композитору и городу, в котором он прожил так много лет, испанский поэт Хуан Рамон Хименес написал: «Он поехал в Гранаду, чтобы обрести время и тишину, а Гранада подарила ему гармонию и вечность».

Гранада и связи с фламенко

Прожив семь лет во французской столице, в 1920 г. Фалья переехал в Гранаду. Он так привязался к этому городу, что прожил в нём до 1939 г. В гостинице и таверне El Polinario Фалья слушал музыку фламенко, общался с представителями богемы Гранады, познакомился с такими яркими личностями, как Русиньоль и Сулоага. Это позволило Фалье познакомиться с языком и особенностями фламенко в самом его сердце. Не случайно еще в XIX архитектурно-парковый комплекс Альгамбра в Гранаде стал Меккой для творческих людей со всей Европы, которых привлекала экзотичность этого места.

Для того, чтобы содействовать возрождению и сохранению древних песен Андалузии, Фалья вместе с поэтом Федерико Гарсией Лорка организовал конкурс народных песен Concurso de Cante Jondo. Он состоялся на Площади Водоёмов в Альгамбре в июне 1922 г. Среди участников были певцы Мануэль Торре, Ла Нинья де лос Пенес и Антонио Чакон.

Следуя совету французского композитора Клода Дебюсси, Фалья обратился к фольклорным истокам испанской музыки и использовал андалузские и альгамбрийские мотивы в серьёзных произведениях, элегантность и мощь которых позволили ему занять особое место в истории западной музыки.

Вдохновлённые Альгамброй

Музыка Фальи очень экспрессивна, он не стремился создать конкретный образ, а скорее, передать чувства, которые этот образ вызывает. Многие его композиции воскрешают типичные картины Испании, особенно Гранады. Примером такой композиции может служить «Психея», которая передаёт атмосферу придворного концерта во времена, когда король Филипп V и его супруга Изабелла Фарнезе жили в Медине (одном из комплексов Альгамбры). Источником вдохновения для одного из актов сюиты «Ночи в садах Испании» послужили сады Хенералифе в Альгамбре.

Фалья был не единственный выдающийся музыкант, который любовался холмом Ла-Сабика, где расположена Альгамбра, и прогуливался по садам легендарного мусульманского дворца. В своей статье «Клод Дебюсси и Испания» Фалья писал, что композиция Дебюсси «Винные Врата» была написана под впечатлением от яркого пейзажа одноимённого места в Альгамбре. В той же самой статье он говорит о работе «Вечер в Гранаде» из фортепьянного цикла «Эстампы», проводя сравнение между её музыкальными элементами и поэтическим образом величественных силуэтов андалузской архитектуры, которые при свете луны отражаются в воде фонтанов.

Музыка Мануэля де Фальи отражает самую суть традиционного испанского духа, она полна жизни, свежести, серьёзности и благородства. Прекрасные творения этого композитора, воспевающие сказочную мусульманскую крепость, прочно заняли своё место в истории и мире музыки.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА