Социальный проект: «Программа наделения подростков нравственной силой»

The Epoch Times17.05.2017 Обновлено: 06.09.2021 14:28

Сегодня мы поговорим с двумя замечательными людьми — Юлией Росалюк и Музой Саттаровой. Они рассказали о международном проекте «Наделение подростков нравственной силой». Проект нацелен на повышение нравственности молодёжи, их культурного уровня через образование, выполнение добрых дел. Об этом удивительном социальном проекте пойдёт речь в сегодняшней беседе.

Посадка клумбы. Фото предоставлено Музой Саттаровой


Посадка клумбы. Фото предоставлено Музой Саттаровой

Программа помогает подросткам чётко видеть последствия своих поступков

– Муза, расскажите, пожалуйста, подробнее о Вашем проекте?

М. С.:
Эта международная программа. Такие проекты имеются по всему миру. В частности, в России появляется всё больше таких подростковых групп. На каждом континенте, в каждой стране можно встретить группы подростков, которые встречаются вместе и думают о том, как улучшить мир. А старшие, которых именуют вожатыми, помогают им в этом. Вожатые, надо сказать, являются не просто педагогами, а настоящими друзьями ребят.

Они помогают направить бурный потенциал подростков в верное русло. Целью программы является развитие потенциала подростков и наделение их нравственной силой, чтобы они могли противостоять негативному влиянию общества. Программа помогает им укрепить их нравственность, культуру. Делается это для того, чтобы они могли сами активно влиять на своё окружение. Тем самым они развиваются, совершенствуются. И, надо сказать, оказывают положительное влияние на родителей, семью и сверстников.

Программа помогает подросткам чётко видеть последствия своих поступков. Самое важное — она учит подростков размышлять, анализировать, слушать. В частности, речь идёт о поступках. Им необходимо анализировать свои действия, поведение и тем самым меняться к лучшему. И всё это они учатся делать, используя также методические пособия вожатого.

Подростковая программа длится 3 года, она рассчитана на подростков от 12 до 15 лет, и материалы разработаны с учётом каждого года подросткового возраста. Они помогают развивать подросткам язык и речь, естественные науки. Есть материалы, которые помогают подросткам взаимодействовать в обществе. Понять: кто я, какое место в жизни я занимаю.

Ведь в этом возрасте, когда человек уже не ребёнок, но ещё не взрослый, он начинает активно исследовать действительность. Искать себя, что называется. В этом возрасте у них начинаются бурные психологические, физические и эмоциональные изменения, формируется характер. И формируются те принципы, на которых будет основана их жизнь. Эти 3-4 года особенно важны, т. к. на основе их формируется уже взрослая жизнь подростков. А программа учитывает особенности этого возраста и все изменения, которые происходят с ними. Вожатый, пройдя курс, понимает и изучает особенности подросткового возраста и понимает важность образования.

Почему я захотела заниматься с подростками? Эта программа даёт понимание именно подросткового возраста. Понимаешь, что подростки — это будущая молодёжь, будущие взрослые. Важно не упустить этот момент. Поэтому мы с друзьями занимаемся этими программами. Приглашаем больше молодёжи, чтобы групп было больше.

Вместе мы планируем добрые дела. Улучшать себя и тем самым улучшать мир вокруг себя

После посадки клумбы. Фото предоставлено Музой Саттаровой


После посадки клумбы. Фото предоставлено Музой Саттаровой

— Как же проходят данные занятия?

Ю. Р.:
Цель программы — помочь подросткам укрепиться. Она так и называется «Наделение подростков нравственной силой». Между 11 и 15 годами проходит очень важный период. В это время подросток выбирает те принципы, на основе которых будет дальше жить. Он также перенимает общественные нормы. Поэтому важно не упустить данный период и дать самое лучшее образование, помочь обрести духовные ценности, научить размышлять, слушать, видеть последствия своих поступков, общаться, говорить, дружить.

Всё это помогает сделать подростковая программа. Вся программа строится на базе концепции подростковой группы. Это группа друзей, которые живут по соседству и встречаются регулярно раз в неделю со своим старшим другом. Мы называем его вожатым. Чтобы учиться новому и полезному, вместе планировать какие они могу сделать полезные дела для своего района, двора, школы.

Они вместе отдыхают, занимаются спортом и творчеством. Таких групп сейчас 3 в Москве. Каждая группа весьма разная. Каждый вожатый выстраивает свои отношения в зависимости от того, какие подростки в неё входят, какие у них устремления. Встреча обычно длится 3 часа. В течение её ребята размышляют об истории, о своих сверстниках, о таких же, как они, подростках из разных стран.

В течение года обычно они изучают 3 книги — истории, которые помогают им научиться размышлять и увидеть применение нравственных принципов в жизни. Например, в замечательной книге «Ветры подтверждения», они знакомятся с историей четырёх подростков, которые размышляют о том, кем стать в будущем. И читая, они сами задумываются о своём будущем, И через всю эту историю проходит мысль, что необходимо прикладывать усилия для достижения своей цели. Такая первая концепции, с которой они знакомятся.

И они также учатся в своей жизни прилагать усилия. Например, если подросток хочет стать врачом, то вместе с вожатым они могут сходить на экскурсию в больницу. Либо пригласить к себе врача стоматолога, чтобы он рассказал о профессии. Суть в том, чтобы у подростков возникала глубокая мотивация к овладению профессией. Также во время этих историй мы размышляем над короткими цитатами, которые как раз помогают укрепить нравственный стержень подростков. Например, одна из таких цитат говорит: «Приложите грандиозные усилия, выберите себе благородную цель». Также исполняем различные песни с хорошим смыслом.

Задача вожатого создать атмосферу свободного, открытого, радостного обсуждения различных мнений среди подростков. Чтобы они без страха быть высмеянными и без страха критики могли свободно размышлять над глубокими вопросами, как применять это в жизни.

И вместе мы планируем добрые дела. Инициатива исходит от подростков, то есть они сами выбирают, что хотят улучшить. Вожатый в это не вмешивается, не навязывает мнение. Он лишь находится рядом, помогают прийти к единству мнений, помогает каждому выбрать свою роль.

Например, подростки красили детскую площадку. Это произошло тогда, когда подростки поняли, что хорошо бы закрасить те нехорошие надписи, которые там были. Мы ходили в управляющие компании, попросили краску, они с удовольствием нам её выделили. И все подростки, как младшие, так и старшие с удовольствием закрашивали, было очень-очень интересно и радостно. Или, например, вместе решили посадить цветы возле галереи, где мы занимаемся. Или придумали специальные коробки для рекламы, чтобы рекламки не было разбросаны по подъезду. Да и множество других проектов.

Мы верим, что с таких небольших дел у подростков разовьется чувство ответственности к тому месту, где они живут. Ведь несмотря на то, что им 12-13 лет, они многое могут сделать для общества. И мы размышляем с подростками над одной глубокой мыслью: улучшая себя, улучшать мир вокруг себя!

Ведь это очень взаимосвязано. Поэтому мы стараемся постоянно размышлять о том, какие качества мы хотим в себе развить, какие добродетели. И в то же время, какие положительные дела хотим совершить на благо обществу. Получается, что подростки учатся планировать свои дела. А затем вместе их осуществлять и затем анализировать: что получилось, а что пока не очень, что можно улучшить. Такие проекты происходят раз в месяц.

Кроме того, мы сотрудничаем с родителями. Вожатый делится новостями, рассказывает про успехи ребят, советуется, как помочь им в развитии. Просит поддержки в осуществлении. Очень хотелось бы, чтобы таких программ было больше. Ведь подростки смотрят на молодёжь, ориентируются на неё. И если молодёжь поможет подросткам направить свою энергию в положительное созидающее русло, тогда культура общества, разумеется, улучшится!

К тому же подростки относятся к молодёжи как к равным, нет барьеров, нет непониманий. На самом деле множество молодых людей хотят сделать мир лучше. Мы их находим, вместе учимся, изучаем курс для вожатых и начинаем действовать. Помогаем собрать группу и начинаем занятия.

Интересные, культурные мероприятия. Игры: сотрудничество, а не соперничество

Творчество. Фото предоставлено Музой Саттаровой


Творчество. Фото предоставлено Музой Саттаровой

— Какие другие мероприятия в рамках данной программы у Вас проходят?

М. С.:
Как уже сказали, часть встреч уделяется изучению материалов или книг для подростков, часть — планированию проектов добрых дел, которые они хотят делать при помощи вожатого. И мы помогаем подросткам задуматься о своей будущей профессии. Приглашаем людей, которые могут им многое рассказать.

Приглашали ветеринарного врача, делали профориентацию. Проводим мастер-классы. Например, по журналистике. И помогаем ребятам найти свою профессию, исходя не из того, что им навязывают взрослые, или из того, что модно сейчас, а исходя из своих талантов и способностей, чтобы они увидели это. Мы также занимаемся с ними творчеством и ремеслом. Это может быть, например, плетение «феничек». А ещё учимся играть на гитаре.

Собираемся группой и просто рисуем, устраиваем концерты. Даже благотворительные концерты у нас были в пользу бездомных животных. Концерты и тематические вечера для родителей, также как вид творчества. Театральные сценки. Очень много всего делаем руками. Делаем, что умеем, что вожатый может показать. Мы и сами учимся вместе с ними, если чего-то не знаем.

Может быть, подросток даже выберет это ремесло в качестве своей профессии. Например, гончарное дело, живопись, фотосъёмка. Мы также играем в спортивные, развивающие, интеллектуальные игры, в основе которых стоит сотрудничество, а не соперничество. Взаимопомощь, когда каждый помогает друг другу развиваться. Нет никаких обид, если ты проиграл, стараемся создать такую атмосферу, чтобы никто не обижался. Мы делаем экскурсии, эко-походы, ходим в театры, кино. Зимой, например, мы катались на коньках, посещали кинотеатры, делали кинопоказы у нас дома. Выбирали интересное кино и смотрели. Им это очень нравится! Кроме того, очень хорошее место, которое сплачивает — лагерь. За прошедший год была два таких лагеря. В ноябре был такой трёхдневный слёт, который подружил подростков трёх групп, и подростков, не участвующих в группах.

Момент был весьма воодушевляющий. В течение трёх дней подростки продвигались по своей программе. Они многому научились. Эта дружба и сейчас сохраняется, они очень тепло общаются друг с другом и сейчас. На втором мероприятии мы в течение трёх дней готовили проекты добрых дел. Например, это была очистка снега, уборка помещения и много всего того, что они сами придумывали. И каждый вечер они сами делали концерт, где показывали, чему научились в течение дня, что извлекли из подростковых книг. Им очень понравилось быть вместе.

Участники программы — ребята с нашего двора

Творчество. Фото предоставлено Музой Саттаровой


Творчество. Фото предоставлено Музой Саттаровой

— А какое количество сейчас подростков? Как Вы планируете привлечь к своей программе большее количество ребят?

М. С.:
Сейчас у нас занимаются около 30 подростков в трёх разных районах Москвы: Марьина Роща, Нагорная и Северное Тушино. Мы рассказываем о программах везде, молодёжи по соседству. Есть уже ребята, которые готовы пройти курсы по подготовке вожатых. И мы вместе, как команда единомышленников, будем стараться открывать новые подростковые группы. Хотим создать в каждом районе по несколько групп. Чтобы эти группы активно взаимодействовали межу собой.

Ю. Р.:
Представьте себе, что в каждом районе будет 5-6 групп, которые будут планировать проекты добрых дел. В таком случае, тот факт, что подростки — это весьма заметная созидающая сила, будет видимым для взрослых. Потому что есть такой стереотип, что подростки — это трудный возраст, неизменно сопровождаемый кризисом, трудностями в общении. Что этот возраст просто надо переждать. На самом деле это далеко не так. Ведь программа помогает подросткам стать именно созидающей силой в обществе. Поэтому мы стараемся увеличить число групп.

А подростков находим просто во дворе: выходим, общаемся, играем. И ребята активно откликаются, они всегда рады людям, которые готовы выслушать их, дружить с ними, общаться. Взрослые чаще всего заняты, чтобы обеспечить жизнь семье. Однако подросткам свойственно тянуться к старшим за советом, за общением. Их легко найти, вопрос в том, где найти молодёжь, которая будет общаться с подростками. Но такие есть, и их немало. Мы — группа энтузиастов, которая делает всё это бесплатно, не за деньги. Подростки ничего не платят, вожатые ничего не получают. Но зато получают огромную возможность для развития! Чтобы группа функционировала, особенных затрат и не нужно, каждый может принести с собой необходимые материалы. Чтобы найти место для занятий, мы обращаемся в местный муниципалитет, в управы, к местным властям, в выставочные залы. И, как правило, нам с радостью выделяют всё необходимое. Иногда также родители предоставляют помещения.

Мы хотим, чтобы поколение было подготовлено, чтобы взять на себя глобальные задачи

— А как местные власти помогают Вам? И какие перспективы развития данной программы?



М.С.:
Летом мы, бывало, занимались на открыто воздухе. Как только начинаются дожди, становится холодно, мы активно ищем помещения. В нашем районе ходили в управу. И нас сразу же направили в «Молодёжное движение Москвы», где нам выдали помещение. Выдали абсолютно безвозмездно. Там мы встречались каждую неделю.

Ю. Р.:
Мы нередко обращались к местным депутатам, в муниципальное управление. Активно стараемся взаимодействовать с властями.

Что касается развития, пока, конечно, рано говорить о громких результатах, но я думаю, мы должны накопить опыт групп, которые вырастут в соседствах. Тем больше будет трансформации, которая будет происходить с подростками, тем больше будет результатов. Мы понимаем, что устойчивые изменения приходят с начального уровня. Невозможно прийти сразу и достигнуть какой-то высшей планки. Всё должно происходить постепенно и естественно.

М. С.:
Мы инициативная группа, по сути своего рода волонтёры. Когда нас станет больше, когда мы окрепнем, когда плоды будут видны и ощутимы, тогда, я думаю, будем развиваться в более глобальных масштабах. Сейчас нас не так много. Мы также постепенно накапливаем опыт, развиваемся, сами учимся. У нас проходит свободный органический рост. Ненавязчивый, когда молодёжь сама хочет узнать больше о программе. Всё должно быть естественно.

Ю. Р.:
Мы видим, что группа растёт в том случае, если подросткам это нравится. Они вовлечены в процесс. Тогда они даже приводят с собой друзей. А те приводят своих друзей. Таким образом, группа постепенно вырастает.

То же самое, можно сказать о вожатых. Они понимают, сколько всего хорошего получают от такой работы. Вклад в улучшение мира через образование привносит невероятные положительные перемены в обществе!

Мы хотим, чтобы поколение было подготовлено к тому, чтобы взять на себя глобальные задачи. Фактически создавать новое общество, в котором было бы единство, честность, гармония, справедливость. Эти люди сами собой не смогут появиться, необходимо взращивать такие навыки, способности, сотрудничать, а не соперничать. Это наша общая цель, будем искать таких людей, кто, как и мы с ней стремится!

– Большое спасибо, Юлия и Муза, за интересную беседу! И в заключение, что Вы пожелаете нашим читателям, в частности, молодёжи?

Юля и Муза: – Молодёжи свойственна сила и энергия. И у них сейчас как никогда есть огромный потенциал улучшать мир! Я бы пожелала читателям, чтобы они воспользовались данным шансом и стремились помогать людям и особенно младшему поколению.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА