Китай. «Семь мудрецов бамбуковой рощи». Часть 3. Жуань Цзи

The Epoch Times26.02.2016 Обновлено: 06.09.2021 14:27

Семь мудрецов бамбуковой рощи — знаменитые интеллектуалы древнего Китая. Они жили в 3 веке н.э., в эпоху Вэй и Цзинь, но и в настоящее время они являются одним из символов китайской культуры и духовным идеалом многих интеллектуалов Китая. «Семью мудрецами» были Цзи Кан, Жуань Цзи, Шань Тао, Сян Сю, Дю Лин, Жуань Сянь и Ван Жун. Они собирались в бамбуковой роще, вели ученые беседы, пили вино и музицировали.

Жуань Цзи. Фото: watexx.ru
Жуань Цзи. Фото: watexx.ru

Одним из важных участников встреч «Семи мудрецов» был Жуань Цзи (Жуань Ди), также известный как Сы Цзун. Он родился в 210 году в уезде Вэйши провинции Хэнань, его отец Жуань Юй, соратник основателя царства Вэй Цао Цао, был известным поэтом, прозаиком и музыкантом. Отец умер, когда Жуань Цзи было всего 3 года, и Цао Цао взял на себя заботы о ребёнке и его матери. Жуань Цзи с детства обладал литературным талантом, повзрослев, он стал силён в прозе, но особенно хорошо писал стихи. Естественно, что такого образованного человека призвали ко двору.

Начальник военного ведомства предложил ему служить у себя, но Жуань Цзи ответил отказом, ссылаясь на слабое здоровье. Все же под давлением семьи он принял должность, но вскоре вышел в отставку. Эта история повторялась дважды — Жуань Цзи предпочитал музицировать и гулять по окрестным горам, где и познакомился с Ди Каном.

Сыма И после переворота и захвата власти сразу вспомнил о Жуань Цзи из-за того, что он когда-то отказался служить Цао Шуану, и пригласил его на службу. Жуань Цзи пришлось, скрепя сердце, покинуть бамбуковую рощу и стать штабным офицером, в случае отказа ему грозила смерть. Он вёл жизнь отшельника при императорском дворе.

После смерти Сыма И в 251 г. власть захватил его старший сын Сыма Ши. Свергнув императора Цао Фана, он в 254 г. посадил на трон его 14-летнего сына Цао Мана и стал раздавать чины и подарки. Жуань Цзи получил княжеский титул и должность советника императора, он понимал, что попал в опасную ситуацию: будучи офицером, он подчинялся только роду Сыма, будучи чиновником при дворе, он подчинялся императору и должен был преданно ему служить, став при этом врагом рода Сыма. Жуань Цзи решил избавиться от опасной должности. Случай ему вскоре представился.

В 255 году Сыма Ши умер, и власть перешла к его брату, полководцу Сыма Чжао. Жуань Цзи тут же попросил его о переводе в уезд Дунпин провинции Шандун на должность префекта. Он сказал, что ему нравятся люди и обычаи уезда Дунпин. Сыма Чжао не возражал, и Жуань Цзи верхом на осле отправился в Дунпин.

На самом деле ему не нравился Дунпин, он описал его так: «Здесь всюду веет запустеньем, заброшены поля с садами, водою мутною полны пруды». В Дунпине Жуань Цзи приказал снести перегородки в служебных помещениях и разобрать стены перед входом, чтобы люди видели, как работают чиновники, а также упростил служебные процедуры — всё это мотивируя даосским стремлением к простоте, а вовсе не ради упразднения бюрократии. После этого, пробыв в Дунпине всего 10 дней, он также верхом на осле отправился обратно.

Вернувшись в столицу, он попросил о переводе на должность капитана сухопутных войск. В «Истории династии Цзинь» говорится, что в полку сухопутных войск было 30 000 литров отличного вина, и Жуань Цзи интересовался вином, а вовсе не должностью. Но не всё так просто — капитан сухопутных войск не обладал военной властью и не мог вызвать подозрений у рода Сыма — вступление в эту должность помогло Жуань Цзи избежать политических проблем.

Жуань Цзи прославился как выдающийся литератор. До нашего времени дошло 82 стихотворения из его сборника «Пою о чувствах», которые отличаются глубиной и особой задушевностью. Жуань Цзи чувствовал себя на службе у Сыма очень одиноким, он тосковал по своим друзьям и счастливым временам, проведённым в бамбуковой роще, что нашло отражение во многих его стихах.

Жуань Цзи. «Воспоминанье» (отрывок). Перевод В. Журавлева


Пусты мои залы, пуста и округа. И нет здесь со мною любимого друга.


Гляжу на дорогу и сердцу обидно, что снова друзей на дороге не видно.

Взбираюсь на гору, поднявшись с зарею,

одна лишь пустыня лежит предо мною.

Летит сиротливая птица из сада, да буйвол блуждает, отбившись от стада.

Пишу я о друге, мечтаю о встрече. Склоняется солнце и близится вечер.

Разочаровавшись в реальной действительности, Жуань Цзи стал много времени отдавать метафизическому учению Лао Цзы. Он отправился в горы к отшельнику Сунь Дэну, чтобы получить ответы на мучившие его вопросы. После долгих поисков Жуань Цзи нашёл Сунь Дэна и со страхом задал ему свои вопросы, но ответом ему был только свист мудреца, похожий на пение феникса. Но этот свист заставил Жуань Цзи забыть все свои заботы.

Вернувшись, он написал эссе «Повествование о великом наставнике», описав в нём образ совершенного человека. Кроме этого эссе, Жуань Цзи создал ещё много трудов по философии, которые оказали большое влияние на творчество последующих мыслителей.

После смерти своего друга Цзи Кана в 262 г. Жуань Цзи ни дня не обходился без вина, все эти дни он был печален и полон душевных мук. В октябре 263 года умер император Цао Мао, на трон взошел Цао Хуань, и Жуань Цзи заставили написать указ о принятии императорского титула — по словам современников, это был волшебно красивый текст.

Но он с трудом заставлял себя писать этот текст. Дух его был сломлен из-за того, что он был вынужден служить неправедным правителям, и печаль об умершем друге навсегда поселилась в его сердце. «Ночь сменяет день, утро сменит ночь, блекнут все краски и дух угасает. Огонь полыхает в груди, и влекут к себе перемены. Неиссякаемы мирские дела, страданья не знают снисхожденья…» — писал когда-то давно Жуань Цзи. Спустя два месяца после написания указа, в 263 г. Жуань Цзи умер, ему было всего 54 года.

В августе 265 года умер Сыма Чжао, а спустя 4 месяца — его сын Сыма Янь заставил Цао Хуаня отречься от престола и взял власть в свои руки. Сыма Янь провозгласил новую династию Цзинь, которая вошла в историю как Западная Цзинь со столицей в Лояне.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА