О стиральном порошке, афрофобии и расизме в Китае

The Epoch Times11.05.2021 Обновлено: 14.10.2021 12:57

Примерно два месяца прошло с тех пор, как рекламный ролик моющего средства Qiaobi наделал много шуму. Видео, в котором молодая китаянка засунула темнокожего человека в стиральную машину, и оттуда появился светленький азиат, западные СМИ назвали «самым расистским рекламным объявлением». Комментаторы во всём мире бесконечно ссорились по поводу того, является ли Китай расистским обществом. В конце концов, китайское правительство вмешалось, и компания извинилась за оскорбительное видео. /epochtimes.ru/

В социальных сетях и академических кругах это рекламное объявление вызвало бурную реакцию. Каждый из трейдеров, учёных и рекламодателей сказал своё слово. Африканские торговцы в Гуанчжоу сразу указали на то, что китайское невежество в расовых вопросах, вероятно, стоит за этой скандальной рекламой.

Учёные говорили о необходимости «контекстуализировать» расизм и расовые предрассудки в Китае. Они также обратили внимание на то, что международные средства массовой информации, как правило, изображают Китай в негативном свете (особенно в контексте китайско-африканских отношений). Рекламодатели отметили, что такая реклама, как Qiaobi, создана под влиянием долгой истории расистской рекламы на Западе. Они также объяснили, что китайские рекламодатели не знали, что их реклама может иметь глобальный охват.

Расизм и подъём Китая

Несмотря на то что понятие «расы» как биологической категории давно дискредитировано, расовое мышление всё ещё широко распространено в Китае. Расизм является убеждением в том, что люди естественным образом делятся на биологические категории, так называемые расы.

Современное расовое мышление в Китае сформировано в соответствии с историческими представлениями об «инаковости». Людей различают по цвету кожи, этнической принадлежности и другим признакам. Контакт с европейским колониализмом и расовой теорией XIX века также оказал влияние. «Подъём Китая» в контексте глобальных консюмеристских обществ всколыхнул этнонационалистические чувства, что повлияло на расовые представления китайцев.

В Китае, как и в других странах, расовое мышление часто сопровождается стереотипами и предрассудками. Тёмная кожа, например, часто воспринимается негативно. Это многие из нас, иностранцев в Китае, пережили на своём опыте.

В этом контексте рекламный ролик Qiaobi был воспринят некоторыми как доказательство того, что в Китае есть расизм, и афрофобия на подъёме. Они указывают на то, что в китайской практике найма предпочтение отдаётся белым иностранцам.

Любой небелый иностранец, живущий в Китае, знает, что дискриминация распространяется не только на чернокожих людей, но на всех темнокожих людей. Таким образом, это не совсем афрофобия.

Несмотря на малое количество конкретных доказательств существования афрофобии или «антиафриканской» кампании, западные СМИ часто спекулируют на этом. Некоторые журналисты, кажется, всегда готовы представить Китай как «расиста», а африканцев — как жертв. Эта модель тиражируется в освещении Китая как «неоколониальной» власти в Африке.

Однако приравнивание китайского расизма к расизму на Западе является интеллектуально и исторически нечестным. Рacизм и расовые предрассудки в Китае всё ещё далеки от эксплуатации, угнетения, дискриминации и убийств, вызванных расистским мировоззрением на Западе.

Расы и расизм в мировых СМИ

В большинстве статей и комментариев по поводу китайского «расистского рекламного ролика» люди со всего мира использовали термины «расизм», «стереотип» и «расовые предрассудки» как взаимозаменяемые. Стало ясно, что мы ещё не выяснили, как говорить о расах и расизме в глобальном масштабе недискриминационными способами.

В таких разговорах, как правило, доминирует американский способ говорить о расах и расизме. Само собой разумеется, что использование двоичной парадигмы чёрный/белый в расовых вопросах в глобальных и незападных условиях является проблематичным.

Выяснять, кто является или не является расистом, — это пустая трата времени. Дело не в том, что кто-то чёрный или белый, а в существовании глобальных систем эксплуатации и угнетения. Несмотря на цвет кожи, пол, сексуальную ориентацию, расу, национальность или веру, мы все в разной степени участники этих систем.

Превосходство белой расы — китайский путь?

Как уже было отмечено, эта реклама является модифицированным повторением западных расистских тем. Такие повторы появляются в Китае и в других странах Азии потому, что современная реклама находится под влиянием старых расовых теорий и идей о превосходстве белых.

В то время как я пишу эту статью в моём офисе в Гонконге, перед окном остановился трамвай с рекламным плакатом, на котором изображён молодой, красивый, белый парень в костюме, летящий перед каким-то зданием. Надпись рядом с ним говорит о лидерстве и успехе.

На следующем трамвае белый юноша любуется роскошной блондинкой, на руке которой кольцо Swarovski. В этом или любом другом большом азиатском городе белые тела широко используются в уличной рекламе в качестве символов успеха, власти, красоты и романтики.

Глобальные средства массовой информации сформированы в соответствии с расовой иерархией, с представлениями о том, что белое тело является высшим состоянием бытия. Интересно, что эти представления передались китайцам и изменили их взгляды на себя и мир, в котором они живут.

Я считаю, что есть несколько признаков того, что Китай захочет (или сможет) преобразовать старые имперские, капиталистические и патриархальные структуры, в том числе превосходство белой расы, на которых держится современный капитализм, и которые в конечном счёте стоят за рекламой моющего средства Qiaobi.

Автор статьи Роберто Кастильо, преподаватель китайско-африканских отношений в Университете Гонконга

Источник: The Conversation

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА