Королевский корабль ВАСА. Путешествие во времени

The Epoch Times23.02.2008 Обновлено: 06.09.2021 13:37

Королевский корабль ВАСА. Путешествие во времени


Фигурки, украшающие «Васу». Фото: Ирина Рудская /Великая Эпоха

«Васа» был построен для того, чтобы впечатлять не только пушками, но и богатством скульптур», — написано в каталоге корабля «Васа».

В Стокгольме есть музей, в музее — древний корабль. Имя ему — «Васа».
Судьба этого судна напоминает мне судьбу «Титаника» — тот же размах строительства, та же роскошь, те же амбиции и такой же исход — в первом же плавании судно затонуло. Это случилось в XVII веке.

«Королевский корабль «Васа» был одним из самых дорогих и самых разукрашенных военных кораблей, построенных в Швеции в то время. Когда «Васа» вышел в свое первое плавание, жители Стокгольма стояли по берегам, чтобы пожелать удачи», — пишет автор повествования о «Васе» Эрлинг Матц.

Около 500 скульптур и 200 резных орнаментов, многие из которых были позолоченными, другие раскрашены яркими красками, — украшали корпус корабля. Все это выглядело весьма роскошно.


Строительство

Три года плотники, пильщики, кузнецы, канатчики, стекольщики, парусные мастера, маляры, лафетчики, резчики и другие специалисты работали на новом королевском корабле флота «Васа», который должен был стать главным кораблем, как сказано в музейном каталоге. На корпус пошло 1000 дубов. Мачты достигали в высоту 50 м. За границей с интересом следили за этим строительством. Новый корабль вызывал восхищение у жителей Стокгольма и страх — у врагов страны.

Королевский корабль ВАСА. Путешествие во времени


Швеция в 17 веке. Фото: Ирина Рудская/ Великая Эпоха


333

Корабль пролежал на дне Балтийского моря 333 года. В 1961 году его удалось поднять со дна, и после кропотливых восстановительных и научно-исследовательских работ корабль был представлен на обозрение широкой публике. Интерес к «Васе» был колоссальный.

В 1990 году король Швеции Карл XVI Густав в торжественной обстановке открывает новый просторный музей «Васа» с кинозалом, где демонстрируются документальные кадры по подъему и восстановлению корабля с картинами и макетами декорации бытовых сцен из жизни скандинавов XVII века.


Время остановилось

Еще до подъема, при осмотре судна в воде, оказалось, что оно очень хорошо сохранилось в водах Балтийского моря, где нет жучка, который разрушает дерево. Но сохранилась не только обшивка и остов корабля, а также законсервированные бочонки с едой, матросские сундучки с личными вещами, адмиральский стол в каюте, бронзовые подсвечники, оловянная и фаянсовая посуда для офицеров, деревянная посуда матросов. Даже наперсток, игла и гребенка были найдены на «Васе».

По этим находкам, а также по останкам погибших членов экипажа ученые восстановили картину быта на судне, род занятий, а также какую пищу употребляли матросы и офицеры, чем скрашивали часы досуга, как защищались от непогоды.

«Васа» — это машина времени, — говорит Матц, — свидетельствующая, как о жизни на борту и на суше в начале XVII века, так и о событиях того мирного прекрасного воскресенья в августе 1628 года».


Немного истории

По словам Эрлинга Матца, в Швеции XVII века в моде были излишества. Жизнь во дворцах, усадьбах и домах состоятельных бюргеров изобиловала блеском и роскошью. Пиры с дорогими напитками и изысканной едой, богатые одежды, развлечения — все говорило о том, что государство было богатым и сильным. Но это надо было продемонстрировать соседним державам, чьи порты намерена была посетить «Васа». И кораблестроителям это удалось. Современники, глядя на «Васу», приходили в трепет не только от мощи орудий на борту, но и от сотен скульптурных фигур. Судно поражало своими величиной и яркостью раскраски.


Мир в миниатюре

Колоссальная работа была проделана учеными, чтобы доподлинно реставрировать все предметы, которые были найдены. Всего зарегистрировано 14 000 находок.

Главный археолог Пер Лундстрем и его сотрудники вынуждены были сделать прививки от тифа, желтухи, столбняка и другие, прежде чем ступить на борт только что поднятой «Васы».

И все-таки, более 300 лет под слоем ила дали о себе знать. Корпус ее был целым, но большая часть кормы, верхняя палуба были разрушены.

Собранные детали — их оказалось 13 500 — нужно было водрузить на место. А чертежей не было. Тогда научные сотрудники музея и артель плотников взялись за дело и реставрировали судно. Эскизы, наброски, зарисовки делались попутно, чтобы понять расположение найденных деталей, а в результате появились первые в мире чертежи корабля XVII века.

Интерес к «Васе» был настолько велик, что, когда в Скандинавии был объявлен конкурс на архитектурный проект музея, результаты побили все рекорды. Было представлено 384 предложения.

Комментарии
Уважаемые читатели,

Спасибо за использование нашего раздела комментариев.

Просим вас оставлять стимулирующие и соответствующие теме комментарии. Пожалуйста, воздерживайтесь от инсинуаций, нецензурных слов, агрессивных формулировок и рекламных ссылок, мы не будем их публиковать.

Поскольку мы несём юридическую ответственность за все опубликованные комментарии, то проверяем их перед публикацией. Из-за этого могут возникнуть небольшие задержки.

Функция комментариев продолжает развиваться. Мы ценим ваши конструктивные отзывы, и если вам нужны дополнительные функции, напишите нам на [email protected]


С наилучшими пожеланиями, редакция Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА