Фиджи. Просто скажите «Була!»

The Epoch Times02.09.2015 Обновлено: 06.09.2021 14:24

Теплый прием: Ана, продавщица фруктов в городе Сигатока, приветствует фотографа. Фото: Уэс Лафортюн


Теплый прием: Ана, продавщица фруктов в городе Сигатока, приветствует фотографа. Фото: Уэс Лафортюн
«Була!» Это слово одно из первых, с которым знакомятся туристы, путешествующие по Фиджи, по мере своего продвижения по этому раю южной части Тихого океана, расположенному в более чем 1100 милях на север от Новой Зелландии.

«Була!» в переводе с языка фиджи означает «Привет».

Это не просто слово, произнесённое из вежливости, — оно говорит о том, что в тебе действительно заинтересованы как в собеседнике, как в личности.

Настоящее гостеприимство Фиджи

Гостеприимство фиджийцев чувствуется везде, даже на местном овощном рынке в небольшом городке Сигатока. Продавщица овощей по имени Ана представила мне свою дочь и мать, а потом предложила сфотографировать всех своих родственников.

Возможно, в других странах это стало бы поводом для того, чтобы потребовать от туриста купить что-то или вымогать у него деньги за фотографии, но на Фиджи — это лишь своеобразное проявление доброго расположения и гостеприимства, которые я смог ощутить в течение своего непродолжительного визита.

«Була! — сказала Ана. — Добро пожаловать на Фиджи».

Приветствие гостей из дальних стран на Фиджи это традиция. Местные фиджийцы примерно тысячу лет назад смешались с полинезийцами, а потом с меланезийцами, которые на своих каноэ приплыли на эту группу островов.

В 70-х годах прошлого столетия туда приехали рабочие из бенгальского региона Индии для работы на плантациях сахарного тростника.

Удивительное сочетание людей: большинство из индо-фиджийцев — это индусы. Они исповедуют веру методистской церкви, миссионеры которой приехали на Фиджи из Великобритании в 1880-х годах, чтобы обратить аборигенов в христианство. Другие исповедуемые в Фиджи религии — это католицизм и ислам.

Однако две традиции, которые уходят корнями в далекое прошлое жителей Фиджи, остаются самыми главными на острове — это кава и хождение по огню.

Дружеский тост

Кава (также известная, как ягона, произносится как «янг-го-на») — это древесного вкуса безалкогольный напиток, от которого немеют язык и губы.

Мой первый глоток кавы был сделан в гончарном селе Накабута, расположенном в конце грязной дороги в долине Сигатока на Вити Леву — самом крупном острове Фиджи. То, что вначале кажется парком развлечений, на самом деле оказалось натуральным селением.

Здесь из поколения в поколение женщины передают мастерство изготовления удивительных гончарных изделий, используя глину, собранную на берегах близлежащей реки Сигатока. Они обжигают изделия на открытом огне, а потом завершают свои произведения тем, что покрывают их глазурью, изготовленной из сока австралийских эвкалиптовых деревьев.

Еще одним ключевым моментом в посещении селения стала дегустация напитка кава, который с любовью готовят женщины деревни. Он готовится из высушенных корней перца. Порошок, похожий на муку, насыпается в мешочек, смешивается с водой в больших деревянных бутылках, а потом подается гостям в деревянных чашках.

«Була!» — закричал я по традиции перед тем, как поднести чашку к губам и опрокинуть внутрь эликсир, который по внешнему виду напоминал мутную воду.

Несколько часов спустя я понял, что кава, скорее всего, не мой напиток, так как на руках у меня появился неприятный сувенир — мелкая красная сыпь — и это вдобавок к онемению губ и языка.

Теперь я предпочёл бы любой другой безалкогольный газированный напиток, но купить dr pepper, к примеру, здесь практически негде.

Хождение по огню

Хождение по огню мне приглянулось гораздо больше. На радость туристов оно проводится каждую неделю в курортном городке Шангри-Ла. Говорят, что фиджийцы (преимущественно мужчины) с острова Бека, расположенного на южном побережье Вити Леву, — единственные из аборигенов, кто обладает способностью ходить по раскаленным добела камням.

Камни раскаляются целый день в золе от сгоревшей кокосовой скорлупы при температуре до 1000 градусов по Фаренгейту (или около 500 градусов по Цельсию — прим. ред.), температура, от которой при обычных условиях кожа на подошвах ног человека обугливается.

Мистическая сила, которая позволяет ступням человека выдержать такую температуру, уходит корнями в легенду о воине из Бека по имени Туинавикалита. Он был одарен этой способностью после того, как сохранил жизнь угрю, которого выловил на рыбалке. Легенда гласит, что этот угорь на самом деле оказался божеством. И до сегодняшнего дня потомки Туинавикалита обладают способностью ходить по раскаленным камням, тогда как простые смертные после подобных опытов навсегда остаются калеками.

Наблюдая за группой мужчин, готовившихся к ритуалу, я ясно увидел, что это не было непринуждённой игрой, так как все свое внимание они сосредоточивали на камнях под ногами. Они ходили по раскаленным камням по 6-10 секунд!

Фиджи, названный когда-то «Островом каннибалов» за давнюю омерзительную привычку нескольких вождей съедать посетителей острова, теперь как магнит притягивает любителей солнца со всего мира. Туризм — индустрия номер один в этой стране. Однако, за последние месяцы она несколько сбавила обороты из-за политической нестабильности в стране.

Политические игры вокруг Фиджи

«Эта политическая ситуация наносит нам вред», — сказал один из владельцев курорта.

6 декабря 2006 года на Фиджи произошёл бескровный переворот, который завершился тем, что правление страной взял в свои руки командор Фрэнк Байнимарама и его армия. Сегодня и США, и Австралия предупреждают своих туристов о нежелательности путешествия на Фиджи. Подобные их действия встретили открытую критику со стороны Байнимарамы, который взял на себя обязательство провести свободные выборы в 2009 году и заявил, что «согласится с любым результатом этих выборов».

Многие фиджийцы считают, что заявления о нежелательности въезда в их страну связаны с политикой некоторых западных стран. Последние, по их мнению, хотят таким образом оказать давление на их крошечную нацию (расположенную на 300 островах), чтобы она поскорее приняла демократическую форму правления.

Когда я путешествовал по Фиджи этой зимой, на улицах не было никакого террора. Я видел лишь то, что всегда можно найти на Фиджи: прекрасные пляжи, необыкновенно приветливые лица и невероятной красоты морской пейзаж. Последний обворожил всех благодаря известному Жаку Кусто (чей сын владеет одним из курортов на острове Вануа Леву) и актеру Тому Хэнксу — звезде фильма «Изгой», снятого на крошечном островке Монурики в 2000 году.

Культурная гармония

«Мы приехали сюда из Миннесоты», — сказал Роб, один из молодоженов, проводивших свой медовый месяц на Фиджи, занимаясь дайвингом, снорклингом и прекрасно проводя время в уединенном бунгало с соломенной крышей.

Прогуливаясь по пляжу, освещённому полной луной, я размышлял об этой земле «тысячи булов». Обычно ассоциируясь с беззаботным отношением к жизни, Фиджи для меня приобрел совершенно иной смысл. Я оценил по достоинству сложную культуру этой нации, живущей в относительной гармонии, несмотря на существенную разницу между культурами многочисленных народов.

До моей поездки на Фиджи этот остров существовал только в моем воображении, но теперь для меня это великолепное место на Земле, где, я знаю, меня всегда будут приветствовать сердечным «Була!»

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА