Воспитание без насилия

The Epoch Times17.08.2017 Обновлено: 06.09.2021 14:29

Воспитание без насилия


Участники дискуссии на тему «Бью — значит воспитываю?». Фото: Юлия Цигун/Великая Эпоха

Воспитание без насилия


Заместитель председателя правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Нина Шахина: «В рамках общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми в мае этого года в сети Интернет начнет свою работу сайт «Ответственное родительство». А в конце августа – начале сентября по всей территории России будет работать детский единый телефон доверия». Фото: Юлия Цигун/Великая Эпоха

Воспитание без насилия


Ведущий научный сотрудник Института социологии РАН, доктор социологических наук Михаил Черныш: Дети воспроизводят образцы поведения своих родителей». Фото: Юлия Цигун/Великая Эпоха

Воспитание без насилия


Автор и ведущий программы «Пока все дома» Тимур Кизляков: «Педагогическое бессилие перетекает в насилие». Фото: Юлия Цигун/Великая Эпоха

Семья – это зеркало. Ребенок смотрит в его отражение. И как губка впитывает манеру поведения, общения родителей, установленные ориентиры и ценности. И все то, что он там увидит, непременно скопирует и перенесет в свою будущую семью.

А увидеть он может разное. Ребенок, воспитанный в любви, доброте, доверии и терпимости, пронесет с собой эти знания по жизни. Малыш, наблюдающий бесконечные ссоры, неуважение, порицание и осуждение, изберет в качестве ориентира эти качества.

Насилие как норма жизни общества

По данным исследования, проведенного Институтом социологии РАН по заказу Фонда поддержки детей, 52% родителей в России используют физические наказания в процессе воспитания. При этом, большинство родителей искренне считает, что ребенок – их собственность, а физические наказания – адекватный способ его воспитания. Такие данные привела на заседании дискуссионного клуба «Защитим детство», созданного Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в рамках общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми, заместитель председателя правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Нина Шахина.

Не менее неутешительную статистику приводит и Следственный комитет при прокуратуре РФ. По данным комитета, за последние 10 лет общее число преступлений против детей возросло в 4 раза. В результате, ежедневно погибают пятеро детей, порядка двух тысяч – ежегодно. Более 1, 5 тысяч лишений родительских прав происходит на основании жестокого обращения с детьми.

«Конфликт и насилие сегодня являются нормой жизни общества, — отметила Шахина. — Если мы научимся искоренять их в своей семье, то это и будет началом преобразования общественных отношений».

Откуда берутся жестокие взрослые?

«Надо понимать, что те люди, которые сейчас прибегают к насилию над детьми, не просто так такими стали», — говорит психолог, руководитель регионального общественного Фонда по работе с несовершеннолетними группы социального риска «Отклик» Ирина Анисимова. «У них ярко выражено осуждение других, — подчеркнула она. — Но когда я с ними пообщалась ближе, то поняла, что это те же самые, уже выросшие, пострадавшие». «И в таком случае должно идти не осуждение, а оказание помощи таким родителям, — уверена И. Анисимова, — их нужно поддержать, а не просто говорить, что нужно быть добрее».

Она рассказала о том, как, работая в школе психологом, обратила внимание на то, что «молодые, имеющие идеалы» педагоги, только что пришедшие в школу и желающие «воспитать чудесных детей», в конце года «буквально зверели».

По ее мнению, во всем виновата система. «Как научить педагогов воспитывать детей без насилия, — недоумевает она, — когда сама школьная система, взаимоотношения в коллективе очень часто сопряжены с насилием и психологическим прессингом?!»

«Нужно, чтобы этого насилия не было в самом обществе, — считает психолог. – И начинать надо с воспитания взрослых».

Родителей тоже надо воспитывать

В том, что взрослых тоже надо воспитывать, уверена и уполномоченный по правам ребенка Французской Республики г-жа Доминик Версини, которая принимала участие в дискуссии посредством видеомоста.

Она подчеркнула, что ребенка можно начинать воспитывать только тогда, когда родитель сам задумался над своим детством, а также над тем, что он хочет своему малышу передать, какие ценности в нем воспитать. По ее мнению, родителей нужно научить пользоваться другими формами взаимодействия, объяснить, что, помимо шлепков и подзатыльников, есть другие способы, что нужно научиться устанавливать границу поведения.

Этой точки зрения придерживается и председатель благотворительного фонда «По зову сердца» Диана Гурцкая, считающая, что с детства нужно объяснять ребенку, что такое хорошо, а что плохо. «Дети многое понимают, даже если мы думаем, что они ничего не могут понять», — говорит она. По ее словам, если в сердце ребенка посеяны доброта и любовь, то, несмотря ни на какие отрицательные внешние воздействия, ребенок будет расти с этими качествами и дальше.

Насилие – не метод

О том, что все закладывается в детстве, и дает свои всходы тогда, когда человек вырастает, говорил ведущий научный сотрудник Института социологии РАН, доктор социологических наук Михаил Черныш. Опираясь на данные экспертов, которые работают с трудными подростками, он подчеркнул, что результат применения насилия к детям один – «исковерканные судьбы, исковерканная психика».

«Если бы только любящий родитель представил бы, как от шлепков и подзатыльников содрогаются внутренние органы и мозг ребенка, то он никогда бы этого не сделал, — уверен автор и ведущий программы «Пока все дома» Тимур Кизляков. «При выплеске эмоций удар по столу воспринимается также», — добавил он.

Когда у взрослого человека не хватает сил, и нет достаточной внутренней близости с ребенком, то наступает «педагогическое бессилие», которое плавно перетекает в насилие, утверждает телеведущий. Он напомнил, что наказание – это наказ, некий урок, который ребенок должен вынести из разговора с родителем. И, по его словам, «если наказание жестокое, то урок может быть вынесен такой: наверное, меня не любят, нужно опасаться и скрывать то, что я доверил родителям».

Задача родителя – научить ребенка тому, чего умеем и знаем сами. И, если нам, родителям, часто не хватает терпимости, милосердия по отношению к детям, тогда чего ждать от общества?

Так или иначе, считают участники дискуссии, нужна комплексная политика, которая сразу бы работала на нескольких уровнях. По их мнению, необходимо изменить ценностную систему общества в целом.


Жизнь – это общение с окружающими, особенно для современных людей. Чтобы получить наибольший успех в личной жизни, учебе, на работе, в бизнесе и политике, нужно уметь общаться. Люди теряют уважение к тем, кто не может говорить, как следует, и они проникаются уважением к другим, кто манипулирует словами с необычайной легкостью. Если вы решите повышать свое умение в этой области, курсы ораторского мастерства вам помогут, ораторское мастерство студии “Аргументъ” к вашим услугам.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА