Аполлон Николаевич Майков
« Дорог мне, перед иконой
В светлой ризе золотой,
Этот ярый воск, возженный
Чьей неведомо рукой.
Знаю я: свеча пылает,
Клир торжественно поет –
Чье-то горе утихает,
Кто-то слезы тихо льет,
Светлый ангел упованья
Пролетает над толпой…
Этих свеч знаменованье
Чую трепетной душой:
Это – медный грош вдовицы,
Это – лепта бедняка,
Это…может быть… убийцы
Покаянная тоска…
Это – светлое мгновенье
В диком мраке и глуши,
Память слез и умиленья
В вечность глянувшей души…»
1868 год
А.Н. Майков принадлежит к тем русским поэтам, творчество которых вошло уже в плоть и кровь общества, стало неотделимою частью нашей наследственной психологии. Часто мы даже сами не подозреваем, что имеем дело с идеями, чувствами, навеянными поэзией Майкова. И этот процесс полубессознательного впитывания его поэзии продолжается и сейчас : романсы, исполняемые в концертах на слова Майкова, стихи его в хрестоматиях, эпиграфы и цитаты из его стихов совершают свой круговорот в жилах общества, часто без упоминания имени их творца. Майков может быть назван баловнем судьбы. Происходя из древнейшего дворянского рода, он с детства рос в среде талантов, искусства и красоты. Отец его был талантливый художник, мать – литературно-образованная женщина. Учителем Майкова в русской словесности был И.А. Гончаров.
В доме Майковых собирались лучшие художники и литераторы того времени. В такой- то эстетической теплице, как бы в ярком оазисе посреди мрачной пустыни тогдашней крепостной России, рано и безмятежно распустился этот душистый цветок поэзии. А.Н. Майков стал писать стихи 15-ти лет, и без всякого преувеличения можно сказать, что первые его стихотворения уже ничем не уступают в изяществе формы и силе выражения его лучшим, поздним вещам. Эта же ровная поэтическая сила сохранялась в нём 60 лет, почти вплоть до смерти.
В первый период своего творчества, примерно, до 1843 года ( до возвращения из Италии), Майков выступает перед нами чистой воды «антологистом» , поклонником- певцом древней, греко-римской культуры. Таким он и доселе сохраняется в представлении многих, несмотря на то, что в последующей своей литературной деятельности он круто изменил своё отношение к классической древности. Но тогда, в начале 40-х годов, все поэтические настроения Майкова имеют одну общую исходную точку: восторг перед античностью. Это до того верно, что даже в чисто-русской, северной картине «Зимнее утро» он явно сбивается на Овидия, почему и русским крестьянам даёт название «зверолова» и «рыбака», а не просто мужика. Об этом говорят и названия его всех стихотворений того времени : «Вакханка», «Плющ», «Приапу», «Горный ключ», «Горы» и т.п.
Интересно отметить, что, воспевая в 1841 году горы в великолепном стихотворении, замечательно схватывающем дико-нестройную физиономию огромных гранитных хребтов, Майков ещё ни разу в жизни не бывал в горах ! Это и показывает, что в те годы талант его питался не столько непосредственным вдохновением жизни и природы, сколько глубоким эстетическим проникновением в чужие создания — других людей , умерших народов. Но и самостоятельность Майкова, как поэта, сказалась в этот период именно предпочтением к классическому, — после того, как предшествующие поэты уже заложили фундамент народно – реального искусства.
Эта видимая аберрация (уклонение от чего –л.) от господствующего течения коренилась как в основательном классическом образовании Майкова по подлинникам так, без сомнения, и в том факте, что он готовился сперва к поприщу живописца, а не поэта, и обнаружил в данном большие способности . В живописи же тогда ещё безраздельно царствовала древность ( вспомним К. Брюллова и его сюжеты). Влиянием живописи можно объяснять и «пластичность» ранней майковской антологии, её объективно – зрительный характер.
Впоследствии Майков всё больше уходил от этой созерцательной, живописной поэзии в сторону чистой лирики и музыки слов, хотя всё же остался навсегда образцовым «Живописцем в Лирике». «Любование красотою жизни», в художественном преображении последней, — вот тон этого периода Майкова, со стороны содержания. Наиболее ярко этот тон звучит в двух «эпикурейских песнях» (1840): «Мирта Киприды мне дай»… и «Блестит чертог ; горит елей»… Но тут же видно уже более глубокое душевное переживание поэта : ужас поэта перед неминуемым уничтожением прекрасной жизни (образ скелета на пиру). Эта поэтическая антиномия (противоречие) – первый зародыш той антиномии, которая даёт общую тональность дальнейшему творчеству Майкова: ужас перед грубыми, слепыми силами действительности, восхищение скрытою, «свободной» красотой внутреннего человека. В «эпикурейских песнях» антиномия носит ещё наивно –материальную форму. Конец «антологическому» периоду поэта был положен очною ставкою с развалинами Рима.
В 1842 году Николай Первый взыскал поэта своею милостью за сборник стихов и велел выдать ему 1000 рублей на поездку в Италию. Майков пробыл год в стране, где камни слишком наглядно провозглашают о безвозвратном падении прошлого. И в стихах поэта отразился душевный перелом. Всё так же благоговеет он перед древностью ( см. «Древний Рим») :
Как пастырь посреди пустыни одинокой
Находит на скале гиганта след глубокой,
В благоговении глядит и, полн тревог,
Он мыслит : здесь прошёл не человек, а бог…
Но «бог» этот для него оказывается уже умершим, бессильным в современности. А это – моральный приговор и над исторической ценностью тех начал, начал гордой силы и материальной красоты, которыми пленяла поэта древность. Особенно ярко вылилось это разочарование в прежнем идеале в стихотворении «Campagna di Roma» (1844).
«Святость» античной культуры не выдержала испытания в душе поэта. Но этим колебалась его вера в саму красоту. Ведь он продолжал быть , оставался навсегда, верным учеником великого реалиста Пушкина в том отношении, что искал и жаждал красоты в реальной жизни, во всём обществе, в ежедневности. Поэтому он и был влюблён в полную ежедневной красоты античность. А нашёл в Италии лишь обломки да осколки… Поэт ищет выхода из этих противоречий. Сперва он было обратился к Греции, как воплощению мирной красоты, против Рима, который стал ему казаться грубым и жестоким насильником, врагом прекрасно – человеческого. Таково стихотворение « Игры» . Но потом быстро отказался от нового миража: ведь и изящные Афины создались на жестокой почве рабства, Рим же лишь усвоил и распространил греческую культуру… И тут впервые пробилась у Майкова идея «Смерти Люция» и «Двух миров»- о замене эпохи внешней, насильнической красоты Греции и Рима новою эпохой духовной красоты христианства. С этих пор Майков будет всё больше отворачиваться от всякой действительности, как от скучной и пошлой прозы, где нет места истинной красоте, где «одна случайность роковая являлась в ней и нам самим», как говорит христианин- патриций Марцелл в «Двух мирах» .
Истинную поэзию он будет находить в мечте, в добром чувстве, в невесомом, неосязаемом. Майков после Италии побывал в Париже и других местах Западной Европы, и европейская современность показалась ему ещё гнуснее древнего насильника Рима. Там, казалось ему, было хоть величие дела, героизм борьбы, здесь –
Всем благам есть один итог :
Набитый туго кошелёк;
Сей ключ под все подходит двери;
Вес, слава, честность, прямота,
Великодушье, красота,
Честь, ум — или, по крайней мере,
Названье «умный человек» —
Всё купишь золотом в наш век…
Так говорит у Майкова сам «Дух века» в поэтическом диалоге с «юношей» (1844) . Вообще, вся нынешняя западно – европейская цивилизация представлялась, повидимому, Майкову чем –то ложным, как бы дутым, вроде грибов – паразитов на изгнивших остатках мировой славы Рима. И, словно нищий мальчик среди развалин римского цирка ( Стих. «Campagna di Roma»), бродят здесь толпы бесприютных со злобным криком : «мы голодны !..» Царствует один закон – жадность.
У Майкова стало нарастать убеждение, что лишь в одной России остаётся оплот против духа разложения. Правда, в эти годы убеждение это находит ещё мало выражения. Майков сходится даже с Белинским и «западническим» кружком «Современника» , а также с Петрашевским. ( С.А. Венгеров, Оч. по истории русской литературы : «Долго и усердно посещал пятницы Петрашевского А.Н. Майков, но спасся от преследования только потому, что случайно прекратил свои посещения к тому времени, когда за пятницами был организован надзор» . Но туда привлекали его больше всего, надо думать, именно мечты о братстве людей, словом, «гуманная» или «христианская» сторона дела, а никак не «западничество» само по себе и не экономические проекты Фурье, Прудона и Луи Блана . ( См. собственное свидетельство об этом Майкова в письме Висковитову — Златковский, «Биография А.Н. Майкова» ). Поэтому- то он ближе всех сошёлся здесь с Ф.М. Достоевским, с которым у него и впоследствии было так много общего. Но в то же время у Майкова зрела вера в особо прекрасное будущее русского народа. Если в «Трёх смертях» мы видим ещё чистое отрицание действительности, выражающееся в пассивном бегстве от неё ( даже у стоика Сенеки, убеждённого в существовании лучшего, другого, загробного мира), то другие стихотворения этого периода стремятся уже извлечь из недр русской души, русского народа какие –то поруки положительного торжества красоты над чёрной действительностью. В задушевной «идиллии» «Дурочка» (1851) Майков даёт нам жизненный, действительно народный тип юродивой девочки ( впрочем, из помещичьей среды) , совершенно ни к чему негодной в условной, «культурной» жизни. И вот эта бедная Дуня, «безумная невеста» , всё бредит, что есть какой –то «город великий» ,
Где рабы со всяких стран;
Царь в том городе предикий
И гонитель христиан ;
Что он травит их там львами,
Чтоб от веры отреклись;
Что их кровь течет ручьями –
А они все не сдались…
Мечты её смешны и нереальны, но зато возвышают её над всеми окружающими, неудержимо привлекают к ней простые сердца, особенно детские. И когда она умерла :
Хоть пути в ней было мало
И вся жизнь ея был бред,
Без нея- ж заметно стало,
Что души –то в доме нет…
Лирические поэмы «Савонаролла» (1851) и «Клермонтский собор» (1853) определённо выступают против «искажённого» , западного христианства, где водворилась, под маскою любви, ненависть к людям и «гений смерти» . Во второй из этих поэм выдвигается целая историческая теория морального крушения Запада и прав России, как единственного наследника истинного Христа. При этом христианские притязания Майкова явно принимают здесь воинственный, «государственный» отпечаток : роковое недоразумение, которого поэт не замечал всю свою жизнь, но которое и позволяло ему беззаботно нести чиновничью лямку. Впрочем, воинственность здесь происходила также и от воздействия времени. Патриотизм Майкова задет был столкновением с Западом в Крымской войне. Поэт выпустил сборник стихов «1854 год» , проникнутый крайним национализмом . Последний доходит до славянословия всему существующему порядку , как, например, в стихотворении «Послание в лагерь» :
….Тот гордый идеал, который, окрыляя
Любовию наш дух в годину горьких бед,
Все осязательней и ярче тридцать лет
Осуществляется под скиптром Николая .
Здесь звучит, несомненно, неискренняя нота лести . Так или иначе, «севастопольский» сборник стоил Майкову сильного охлаждения публики. Некрасов поместил в «Современнике» язвительную рецензию, где, под формой похвалы добрым чувствам поэта, указывал на отсутствие в стихах обычного его таланта. И с этих пор читательская публика стала относится к Майкову, как к жрецу искусства, стоящему в стороне от прогрессивных чаяний эпохи, склонному к реакции. Майков же, в сущности, продолжал идти намеченным ранее путём внутреннего развития.
Начало нового царствования, облегчившее цензурную тяжесть, и для Майкова оказалось благоприятным. На эти годы ( начиная с 1856) приходится большое число тех лирических стихотворений Майкова, которые наиболее остаются в русской памяти. Стоит лишь перечислить их здесь : «Весна» , « Весна! Выставляется первая рама» , « Боже мой! Вчера ненастье»… « Поле зыблется цветами»…, «Под дождём» , «Утро» («предание о виллисах»), «В лесу» , «Все вокруг меня, как прежде» , «Вот бедная чья –то могила»…, «Журавли» , «Облачка» , «Ласточки» , «Осенний лес» , «Осень» , «Сенокос» , а также стихотворения : «Дочери» , «Мать» и др. Сюда же необходимо прибавить общеизвестные стихотворения по поводу крестьянской «воли» : «Картинка» ( «Посмотри, в избе, мерцая»…) , «Поля» и «Нива» ( « По ниве прохожу я узкою межою»…) . Интересно, что большая часть из всех названных выше стихотворений относится к одному — 1857 г.
Содержание большинства этих песен — какая –то ускользающая, неопределённая тоска о чём-то скрытом от нашего взора, о какой –то великой тайне, дающей жизни всю её цену и радость. Словом, это — как раз то «внутреннее» , то «божъе» , что открыл поэт в своей дурочке Дуне и что открывает он теперь в людях, вообще, и в природе. Зато здесь почти нет и следа былой живописной, «пластической» , «земной» красоты. Даже в «гражданских» стихах Майков выступает певцом неведомой широкой «дали» , открывающейся перед народом. Так, в гениально –простом и нежном восьмистишие «Весна» поэт как бы хочет подслушать скрытый «божий» смысл перехода от последних остатков злой зимы к первым проблескам радости – весны :
Голубенький, чистый
Подснежник –цветок !
И тут же сквозистый
Последний снежок…
Последние слёзы
О горе былом,
И первые грёзы
О счастье ином…
Приведём , в качестве примера, ещё «Облачка» , в виду того, что здесь поэт прямо выражает сущность своего интимного, душевного разговора с природой :
В лёгких нитях, белой дымкой
На лазурь сквозяс
Облачка бегут по небу,
С ветерком резвясь.
Любо их следить очами…
Выше – вечность, Бог !
Взор без них остановиться
Ни на чём не мог…
Страсти сердца! Сны надежды!
Вдохновенья бред!
Был бы чужд без вас и страшен
Сердцу Божий свет !
Вас развеят с неба жизни, —
И вся жизнь тогда –
Сил слепых, законов вечных
Вечная вражда.
В наиболее общей форме, впрочем, лирическая философия природы выражена Майковым гораздо позднее – в 1870 году, звучащем, как музыка эльфов , гимне природы «Пан» . Бог Пан ( говорит в примеч. Поэт ) — «олицетворение природы ; по –гречески Пан значит : всё» . Майков изображает жаркий , тихий полдень в лесу , как сон бога Пана, грезящего о чём – то сокровенном. О чём же? В том и отличие лирического пантеизма Майкова от объективного пантеизма , напр., спинозиста – Гёте, что майковский Пан видит сны, которые слетают к нему «из самой выси святых небес» . Это, — так сказать, языческий Пан, крещёный в христианство, символ сокровенного нравственного миропорядка, творимого любвеобильным Богом.
В 1872 году Майков окончил трагедию «Два мира». В ней, как в фокусе, сходятся все отдельные лучи поэзии Майкова. С её высоты легко проследить весь путь разветвления его идей, вплоть до самых малых его творений. Центральная же идея самой трагедии – столкновение погибающего Рима с новорождённой религией рабов, христианством, — ясно отзывается философией истории Гегеля. Конечно, Майков решает задачу по –своему, но постановкой её он обязан немецкой философии конечно, через посредство русских гегельянцев — Белинского и славянофилов.
С художественной стороны трагедия вообще говоря, производит непосредственное и сильное впечатление. Но глубокий внутренний разлад , ей присущий, становится заметен, как только обратимся к идейным целям автора. Он, конечно, ставит в идеал для русского читателя, для всего народа самоотверженную веру римских рабов. Исходя из этого нередко получается «рабья» тенденция. В уста своих христиан он не раз вкладывает похвалу той «свободе» , какая царствует в области духа ; здесь оказывается даже полная, равноправная духовная демократия. Но эта «свобода» достигается бегством от жизни, от действительности, т.е. почти от всякого действия, поведения. Задача немыслимая, утопическая, хотя и признававшаяся поэтом всю жизнь за высшую мудрость. Опасность её видна хотя бы из слов Марцелла (2-й акт) : «Наше тело есть кесаря. Наш дух всецело Господень». Ещё раньше он говорит о кесаре :
… Поставлен
От Бога он царем племен.
Во всем, чем может быть прославлен
Он на земле и вознесен –
Победой над неправдой, славой
В защите сирых, торжеством
Хотя –б меча и мзды кровавой
Над буйной силой, над врагом
Ему поверенного царства, —
Служить ему наш Бог судил…
Вот что значит : «отдавать кесарево кесарю» . В конце –концов в земной жизни люди всегда остаются рабами внешней силы, складывая с себя лишь ответственность за свои рабские деяния. «Свобода» остаётся лишь для вольной смерти, да для взаимного утешения, в обидах от «кесаря»… Но это ведь полный отказ от строения «земной» жизни и фактическое одобрение всякой, самой чёрной действительности ! «Двумя мирами» закончилось развитие таланта Майкова. В дальнейшем он напишет ещё немало крупных произведений – напр., «Емшан» , « Пульчинелль» , «Весна» ( «Уходи, зима седая»…) , « Excelsior» (ряд стихотворений), «Суд предков» ( род художественного обоснования дворянского консерватизма) и проч. Но всё это — больше перепевы старых песен Майкова. Усерднее всего занимается он на склоне лет стилистической чисткой прежних произведений и переводами. В переводах ( «Кассандра» -отрывок трагедии Эсхила «Агамемнон» ; «Слово о полку Игореве») интересен, главным образом, выбор поэтом тем, рисующих также столкновение «двух миров» ; в частности, в « Слове о полку Игореве» сам Майков видит столкновение высшей культуры «Дажьбожьих внуков» (т.е. детей Солнца – русских) с «Дивовыми сынами» ( сынами Тьмы, степными варварами) . И даже в прозаических «Рассказах из русской истории» для народа Майков преследует ту же идею столкновения культур : русской с татарской, Востока с Западом.
Идея «Двух миров» доминирует над всем творчеством поэта с юности до могилы. Это понятно для писателя эпохи, когда совершился перелом русской истории. Крепостное рабство уступило место высшим формам культуры. Правда, поэт, корнями своими неразрывно связанный с одним из крепостнических классов – дворянским, не в силах был объять весь смысл огромного явления ; но он живо чуял его своей поэтической душой и отразил в своих произведениях, как мог. Его хрупкая, «неземная» концепция нового мира слишком узка, ограниченна; но она всё же живая концепция, верно схватывающая часть нравственных черт грядущего общества, именно — идею великой ценности каждой человеческой личности.
Поддержите нас!
Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!
Поддержать