Психолог Маргарита Постникова: Чем выше наша жизнестойкость, тем мы терпимее к окружающим


Маргарита Постникова, доцент кафедры психологии Северного (Арктического) федерального университета им. М.В.Ломоносова  г. Архангельска, кандидат психологических наук, заместитель директора Института педагогики, психологии и социальной работы. Фото предоставлено М. ПостниковойМаргарита Постникова, доцент кафедры психологии Северного (Арктического) федерального университета им. М.В.Ломоносова г. Архангельска, кандидат психологических наук, заместитель директора Института педагогики, психологии и социальной работы. Фото предоставлено М. ПостниковойВ современном мире семейная жизнь уже не является приоритетом и значимой ценностью. Это частично объясняется увеличением брачного возраста, что связано с желанием молодых людей сначала получить образование, продвинуться по карьерной лестнице, укрепить свое материальное положение, а потом уже строить семейные отношения и планировать рождение ребенка. У среднего поколения возникает кризис семьи, именно на этот возраст приходится большая часть разводов.

В интервью с Маргаритой Постниковой, доцентом кафедры психологии Северного (Арктического) федерального университета им. М.В.Ломоносова г. Архангельска, кандидатом психологических наук, заместителем директора Института педагогики, психологии и социальной работы, мы говорили об отношениях между поколениями и о ценностях современных россиян – на тему ее докторской диссертации.

— Маргарита Игоревна, как Вы оцениваете актуальность научных исследований отношений между поколениями? Эта тема, похоже, «стара, как мир»?

М.П.: Об актуальности изучаемой нами проблемы свидетельствует тот факт, что ООН включила в число пятнадцати глобальных проблем современности проблему отношений между поколениями. В 1999 году была создана исследовательская межнациональная группа ЮНЕСКО по межпоколенным программам, в рамках которой проводятся крупномасштабные исследования межпоколенных отношений.

В 2002 году, на второй Всемирной ассамблее по вопросам старения были приняты программы «Межпоколенные связи» и «Достижение и сохранение солидарности поколений», в соответствие с которыми в разных странах разрабатываются государственные программы по реализации основных положений, принятых международными организациями, способствующие созданию гармоничных отношений между разными поколениями.

Генеральная ассамблея ООН объявила Международный год молодежи, стартовавший 12 августа 2010 г. под девизом «Диалог и взаимопонимание между поколениями».

Вместе с тем, реальные отношения между поколениями далеки от совершенства и гармонии.

В современном обществе при приеме на работу наблюдается такое явление, как эйджизм, т. е. дискриминация по возрасту. Чтобы разместить вакансию, не должно быть возрастных ограничений. И такой закон недавно был принят. Он запрещает устанавливать в объявлении о вакансиях какие-либо возрастные ограничения. Но соблюдается ли он в реальной жизни, судить читателям.

Взаимоотношения в семье между старшим и молодым поколениями всегда были сложными (извечная проблема «отцов и детей»), но сегодня, в силу разных обстоятельств, как показывают исследования, они еще более обострились.

В Германии предпринимается очень много инициатив в этом направлении. А в России эта тема только-только начала подниматься. В частности, примером реализации программных документов ООН может служить программа «Региональные особенности социальной политики и приоритетные направления деятельности органов власти по оздоровлению и укреплению межпоколенных связей в семьях Санкт-Петербурга».

— Что явилось критерием при определении поколений? Насколько они условны или верны?

М.П.: Мы выделяем пять поколений, живущих в современной России. Критериями дифференциации поколений стали: историческая эпоха, возраст и социальная роль человека в семье и обществе.

Историческая эпоха – это один из основных критериев выделения поколений. В контексте увеличения продолжительности жизни мне важно было понять психологию отношений между поколениями в современной России.

Из 5 поколений, которые я определила в своей работе, к 1-му поколению отнесены люди старше 61 года. Это довоенное, военное и послевоенное поколение. Люди, самосознание которых формировалось в эти исторические периоды.

2-е поколение – это люди от 45 до 60 лет, можно сказать, послевоенное поколение, поколение оттепели.

3-е поколение — от 31 до 45 лет, 4-е – от 16 до 31 года, 5-е – до 16 лет.

Если перейти в область психологии, психотерапия основывается на связи с предками, с тем, что происходило в семье. Дальтон, французский психотерапевт, назвал это синдромом предков. Он выявил интересную закономерность — жизнь предков повторяется в жизни потомков.

В процессе изучения проблемы отношений между поколениями в современной России встают вопросы, не ответив на которые, на наш взгляд, невозможно грамотно построить экспериментальное исследование.

Сколько поколений необходимо для одновременного изучения с целью получения наиболее полной и объективной характеристики отношений между поколениями?

Я обратилась к идеям Платона, в книгах которого сформулированы положения о поколенческой организации общества. Одной из основных и весьма интересных концепций Платона является концепция рода.

Родовая целостность (пять поколений) – главное связующее звено между человеком и обществом, обеспечивающее неразрывное единство индивидуального и коллективного бытия человека. Эта идея получила развитие в работах известных философов П. А. Флоренского и П. Сорокина.

Эта идея нашла свое развитие и в психологии, в частности, в психотерапии.

Метод геносоциограммы позволяет распутать сложный клубок семейных взаимоотношений, выявить связи между поколениями и прервать цепь бессознательных повторений, чтобы человек мог осознать собственное предназначение и использовать свой шанс в жизни.

И еще один важный, на наш взгляд, вывод: с уходом человека из жизни ничего не заканчивается, дети расплачиваются за грехи своих предков.

— Получается, что все предрешено в этой жизни?

М.П.: Нет, с точки зрения А. Шутценбергера и Ф. Дольто, фатализма событий можно избежать путем понимания, осознания и принятия событий и фактов из жизни наших предков, и ни в коем случае нельзя копить обиды на них.

Когда человек осознает и принимает то, что было в жизни предыдущих поколений, и прощает своим предкам все плохое, тогда, по утверждению психотерапевтов, прерывается цепочка негативных событий.

— Что значит «осознать и простить»?

М.П.: «Осознать и принять» — значит, что ни в коем случае нельзя отрекаться и отказываться от своих родственников, тем более, проклинать их. Надо постараться понять те события и поступки, которые совершили предки.

Не стоит замалчивать их, считая, что таким образом оберегаем своих детей от повторения ошибок предков. Нужно сказать себе и близким «Да, это произошло в нашей семье. Но мы закрываем эту страницу, отпуская тяжелую ситуацию».

В 1995 году были опубликованы очень интересные результаты исследования, проведенного Ю. Б. Гиппенрейтер, профессором МГУ им. М.В. Ломоносова, и К. Бейкером, американским психологом. В исследовании принимали участие потомки людей, репрессированных в 30- е годы.

Оказалось, что люди, которые знают и помнят о трагических событиях, случившихся в жизни их близких, не скрывающих это от своих детей, оказались более успешны в жизни, чем потомки тех, в чьих семьях замалчивали, скрывали эти факты, старались забыть о них.

Психотерапевты называют это явление «скелет в шкафу», когда в семье есть тайна, но о ней не говорят, стараются скрыть. Гипотеза полностью подтвердилась в результате проведенного исследования. Те, кого заинтересовали результаты этого исследования, могут прочитать об этом в журнале «Вопросы психологии» № 2 за 1995 год.

«Мы понимаем их, принимаем и прощаем» – такое осознание приводит человека на другой уровень, тогда цепочка трагических событий прерывается. В противном случае, она может повторяться из поколения в поколение, совпадая порой даже по датам.

— Есть ли какие-то различия в характере отношений между поколениями в семье и в обществе? Ведь поведение людей в обществе и в семье может сильно отличаться?

М.П.: Тем, кто принимал участие в нашем исследовании, давались разные установки: одни оценивали свои отношения со сверстниками и со старшими в обществе, другие оценивали отношения между представителями разных поколений в своих семьях.

У представителей старшего поколения оценки отношений в семье и обществе не особо различаются. Что касается оценки отношений молодежью, они отличаются кардинальным образом: молодежь считает более гармоничными семейные отношения со старшим поколением, нежели со своими ровесниками; выявлены также низкие оценки гармоничности отношений со своими братьями и сестрами.

Однако стоит отметить, что если в семье прививается любовь и уважение к старшим, то ребенок, став взрослым человеком, будет транслировать эти же отношения и на окружающих в обществе, а не только в семье. Особую роль, на наш взгляд, играет факт преемственности, сохранения семейных традиций.

— Интересно, какие традиции были названы?

М.П.: Мы провели опрос студентов, задав, среди прочих, следующие вопросы: какие традиции существуют в их семьях, как они передаются от дедушек и бабушек, поддерживаются ли их родителями, и будут ли они стараться их поддерживать в будущем, воспитывая своих детей.

К сожалению, студенты затруднялись назвать добрые традиции, передающиеся из поколения в поколение в их семьях. Ушли в прошлое воскресные семейные обеды, чтение вслух и т. д. Упомянули только о праздновании Нового года, дней рождения, и на этом список семейных традиций, как правило, исчерпывался.

А ведь семья — это то, что нас объединяет и укрепляет наши отношения, делает нас защищенными. В современном обществе много жестокости и агрессии. Когда человеку плохо, он ищет помощи и поддержки в семье. Для него очень важно получить поддержку близких людей, взаимопонимание в семье. Человек осознает это на интуитивном уровне.

Сегодня очень многие начинают обращаться к истории своих предков. Во многих семьях сейчас наблюдается рост интереса к своей родословной. То, что десятилетиями выдавливалось из сознания советского человека (ведь было время, когда многим было просто страшно рассказать о своих корнях, о своих предках), сейчас многие стремятся восстановить, узнать, кто были их предки, откуда они родом.

— Что, по-вашему, можно было бы сохранить еще?

М.П.: Одной из традиций могут стать семейные обеды, когда мы можем за столом собраться вместе и побеседовать. Ведь не секрет, что это уже становится большой редкостью, а если такое и случается, общение заменяет телевизор, который стоит на кухне или в гостиной. А потом многие удивляются, почему дети не слышат своих родителей.

— Нелегко собраться всей семьей еще и потому, что все меньше становится полных семей. Какие наиболее типичные причины приводят к разводу?

М.П.: В 80-е годы я впервые столкнулась со статистикой семейных разводов. В те годы у нас разводилась почти каждая вторая семья, а сегодня распадается уже 70-80% браков. Психологи говорят о кризисе семьи в современном обществе. Причины тут разные.

Одна из них, на наш взгляд, заключается в том, что люди, живущие вместе, не умеют слушать и слышать друг друга. Очень часто причиной конфликтов становится то, что супруги не умеют разговаривать и обозначать свои проблемы. Каждый из супругов думает, что другой должен понимать, знать и априори представлять, что она или он хочет.

Мужчина и женщина должны понимать, что они разные, и думают совершенно по-разному. Я сама поняла это не сразу, а только прожив с мужем 26 лет! Раньше я думала, он должен понимать, что мне хочется в подарок, знать, что мне надо, зачем лишний раз говорить, и так все понятно.

Поэтому я часто говорю – научитесь проговаривать свои проблемы, чтобы другой вас услышал, при общении не надо срываться на крик, на обвинения, на угрозы, не надо замыкаться, не то диалога или разговора не получится. Научитесь делать друг для друга добрые сюрпризы, которые говорят другой половинке о том, что Вы его или ее помните и любите.

— Другими словами, одной из причин развода может стать так называемый синдром напрасного ожидания?

М.П.: Да, чтобы этого не было, надо научиться разговаривать. Сегодня современные родители умиляются, что ребенок трех-четырех лет уже не отрывается от компьютера, устраивает истерики, если отнять у него эту игрушку.

Нужно понимать, что если у ребенка нет полноценного общения со сверстниками и с взрослыми, в будущем для него выстраивание отношений с окружающими может стать серьезной проблемой.

Сегодня не у каждой семьи есть возможность устроить ребенка в детский сад, а иные родители намеренно не отдают своего ребенка в детсад, предпочитая нанять ему няню или гувернантку. Поэтому у многих детей не всегда есть возможность общения со своими сверстниками.

Психолог из Швейцарии Жан Пиаже в свое время открыл феномен эгоцентризма, развивающийся у детей в возрасте пяти-шести лет, когда ребенку кажется, что весь мир крутится вокруг него, создан для него. Пиаже открыл этот закон, и сам же предложил механизм его преодоления в процессе общения со сверстниками. Никакого другого механизма пока не придумано.

— Что это за механизм?

М.П.: Если ребенок в процессе игры со сверстниками что-то не так сделал, ему скажут, забирай свои игрушки, уходи отсюда, мы не будем с тобой играть. Он начинает соображать: чтобы тебя приняли, ты должен вести себя по-другому. И таким образом ребенок начинает выстраивать отношения со своими сверстниками.

Для преодоления феномена эгоцентризма ребенку необходимо общение со сверстниками, это помогает ему выйти на новый уровень в своем развитии. В противном случае, эгоцентризм закрепляется как личностная характеристика, что затрудняет впоследствии адаптацию в школе, вызывает трудности в обучении и т.д.

Вторично феномен эгоцентризма появляется в подростковом возрасте. В 13-14 лет подростку кажется, что весь мир смотрит на него, что бы он ни сказал, что бы ни сделал, весь мир оценивает его. В этом возрасте важно уже другое – кто я, что я, что я несу в этот мир?

У подростков в этот период переживания наслаиваются одно на другое, и если этот феномен не преодолевается в подростковом возрасте, то в дальнейшем очень трудно выстраивать отношения с противоположным полом, со своими сверстниками. Они становятся людьми, для которых существует только две точки зрения – «моя» и «неправильная».

— Откуда у детей появляется ненормативная лексика? Почему подростки используют ее при общении со сверстниками?

М.П.: Во-первых, есть семьи, в которых говорят на таком языке, поэтому ребенок часто транслирует то, что слышит. В гостинице, в которой я остановилась в Москве, стенки тонкие, слышно, о чем говорят в соседнем номере. Пришли муж и жена в номер, разговаривают между собой, а у мужчины после каждого слова нецензурная брань. Он не ругается, нет, он просто так разговаривает.

У некоторых, к сожалению, это стало нормой, и они этого даже не замечают. В булочной стоит мама с ребеночком, ему лет пять, и он так нудно и монотонно ноет, и просит купить все подряд, что увидел на прилавке. Мама ему отвечает, используя нецензурные слова. Ребенок слушает, это становится для него нормой общения. Потом эти «нормы» он транслирует в общении с другими людьми.

Есть другие семьи, где так не разговаривают, но, тем не менее, ребенок, выходя в социум, слышит эти слова от других, пробует повторить и посмотреть на реакцию окружающих взрослых, чтобы очертить границы того, что можно, а что нельзя.

Но если у взрослых хватает терпения и такта объяснить ребенку, почему так говорить нельзя, и если это не является нормой общения в семье, то, как правило, ребенок быстро забывает «неправильные» слова.

Что касается детей старшего возраста, то частично это можно объяснить тем, что главное психологическое новообразование подросткового возраста – чувство взрослости.

Мы смотрим на подростка как на ребенка, а он себя видит и чувствует большим и взрослым, у него обувь большего размера, чем папина, на отца он глядит сверху вниз, и считает себя уже взрослым, вполне состоявшимся. А взрослые к нему так не относятся. Что делать?

Детям легче всего использовать какие-то внешние атрибуты для того, чтобы казаться взрослыми. Чаще всего начинают курить, сквернословить. Если дома не придерживаются нормы общения, культуры речи, то от ребенка бесполезно требовать что-либо, он смотрит на то, как реагируют родители.

— В своей работе Вы пишете о том, что семейная жизнь уже не является приоритетом и значимой ценностью для молодежи. К чему может привести такая ориентация?

М.П.: В ходе наших исследований, проведенных в Архангельской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Чувашии, Татарстане и Смоленске выявлено, что ценность семьи очень значима для россиян старших поколений, людей старше 45 лет, но для молодежи от 16 до 31 года она не является приоритетной.

У них эта ценность стоит на третьем месте, а на первом месте — образование и карьера. Понятно, что они учатся, строят карьеру, по этой причине мы наблюдаем, что вступление в брак отодвигается на более поздние годы.

Для людей третьего поколения, в возрасте от 31 до 45 лет, семья тоже не является приоритетной ценностью. Мы объясняем это тем, что очень многие из них уже имели опыт семейной жизни, по тем или иным причинам разошлись, они разочарованы в семейных ценностях.

У поколения старше 61 года ценность семьи очень велика, так же как и материальное благосостояние семьи. И тут важно сохранить связь поколений, мы не говорим о том, какая ценность важнее, а какая нет.

— Что можно сделать, чтобы вернуть утраченные ценности?

М.П.: В ходе исследования мы сделали вывод, что ценности являются особым содержанием субъектных отношений личности, проявляющихся в понимании человеком этого мира и окружающих его людей.

Для снятия напряженности, изменения стереотипов, преодоления конфликтности, эйджизма, обусловленных непониманием и неприятием, необходима грамотная государственная социальная политика, повышение общего культурного уровня, психологической грамотности представителей всех поколений.

Это позволит развенчать мифы о молодежи и пожилых, присутствующие в обыденном сознании россиян, и будет способствовать пониманию и принятию поколениями друг друга. Это может стать частью общенациональной идеи, поиски которой сейчас активно ведутся, целью которой является единение российского общества для достижения максимального благополучия его граждан, независимо от возраста.

— Какие факторы более всего влияют на качество жизни россиян?

М.П.: Мы изучали жизнестойкость разных поколений, т. е. их способность справляться со стрессом, трудностями, что, безусловно, важно в условиях кризиса. Выяснилось, что уровень жизнестойкости всех поколений ниже нормативного, а с возрастом он понижается.

Если мы видим, что у нашей молодежи он и так ниже нормативного, а с возрастом он понизится, значит, когда они перейдут в старшую поколенческую группу, уровень жизнестойкости у них будет очень низким.

Исследования зарубежных психологов выявили прямую связь уровня жизнестойкости с соматическим здоровьем. Значит, уже сейчас надо думать о том, как должна быть построена система здравоохранения. Мы должны быть готовы к определенным вызовам и угрозам, потому что здоровье будет не самым лучшим у поколения, которое взрослеет и переходит в старшую поколенческую группу.

Это не наши бабушки и дедушки, которые пережили революции и войны. В прежние годы был естественный отбор, когда в семье рождалось много детей, и выживал сильнейший.

— Чем еще определяется жизнестойкость поколений?

М.П.: Еще есть прямая связь жизнестойкости с толерантностью. Чем выше жизнестойкость, тем мы терпимее к окружающим, и наоборот. Сейчас мы наблюдаем в обществе отсутствие терпимости, понимания того, что мы разные.

Это очень важно и в семейной жизни. Почему случаются разводы? Часто женщины, выходя замуж, рисуют себе некий образ того, кого они хотели бы видеть в качестве мужа.

А когда начинают жить вместе, если что-то не вписывается в заданный образ, супруги начинают исправлять друг друга, что, естественно, не нравится обоим. В этом причина ссор и непонимания.

Нам хочется всего и сразу, чтобы дети стали сразу умными и послушными, способными и одаренными, но в жизни так не бывает. Хотелось бы понимания и на разных уровнях общества, чтобы в стране комфортно жилось людям разного возраста. В мире есть очень много примеров реализации этой идеи.

Во многих странах созданы и действуют институты для людей старшего возраста, так называемые университеты старшего возраста. Там желающие изучают экономику, чтобы лучше ориентироваться в мире, компьютерную технику, психологию, юриспруденцию и т.д.

Мы проводили исследования с нашими студентами, и выявили огромный интерес к психологическому знанию не на уровне университета психологии, а на культурологическом уровне, как выживать в этом сложном мире, как выстраивать отношения с другими людьми, как сделать жизнь неконфликтной хотя бы на уровне своего окружения.

— Какое практическое применение может иметь Ваша работа?

М.П.: Нами разработаны и представлены просветительские, образовательные, развивающие программы для людей разного возраста с учетом возрастных особенностей субъектов межпоколенных отношений, выявленных проблем во взаимоотношениях между ними, специфики психологического знания и особенностей отношения к этому знанию людей разного возраста, их запросов.

С учетом выводов, сделанных по результатам исследования, строится практика психологического консультирования по проблемам межпоколенного взаимодействия.

Результаты исследования нашли отражение в учебных, образовательных, просветительских и коррекционных программах для школьников и их родителей, учителей школ, учащихся средних учебных заведений города Архангельска.

В качестве организационных действий целесообразно, на наш взгляд, создание Совета по выработке программных документов, в которых будут обозначены наиболее острые проблемы, связанные с межпоколенным взаимодействием, и предложены пути и механизмы их решения, что позволит определить приоритетные направления социальной политики государства в отношении представителей разных поколений.

Необходимо, чтобы на государственном уровне было ясное понимание того, какие ценности необходимо воспитывать у подрастающего поколения.

— Большое спасибо за интересную беседу.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Объединение Германии еще не завершено, считает бундесканцлер Меркель
  • Лечение алкогольной зависимости – тема исследований ученых Университета Аделаиды
  • Предсмертные переживания: 30 лет исследований. Часть 2
  • Ученые изобрели таблетки, позволяющие не пьянеть
  • Adobe Carousel: социальный «облачный» Photoshop


  • Top