Пифагор — не только математика

Пифагор и его ученики. Художник - Фёдор Бронников, 19-й век.Пифагор и его ученики. Художник — Фёдор Бронников, 19-й век.Сегодня мы слышим о Пифагоре только в связи с его знаменитым геометрическим доказательством, именуемым «Теоремой Пифагора». Интересно узнать о других аспектах его жизни: о скромности в быту, доходящей до аскетизма, о его взглядах на мораль, о духовно-научных исследованиях, в которых к нему примкнуло много учеников.

Чрезвычайно мало известно не только о жизни Пифагора, но и о его математических исследованиях. В отличие от других греческих учёных, его современников, ни одно из писаний Пифагора не дошло до нашего времени. И Пифагор, и его ученики соблюдали секретность во всём, касающемся своих открытий и духовных убеждений. Во многих рассказах о Пифагоре правда смешана с мифами настолько, что трудно отделить одно от другого.

Бродячая жизнь

Пифагор родился приблизительно в 570 году до н.э. на греческом острове Самос. Его отец часто отсутствовал дома, много бывая в Греции и Италии, занимаясь торговлей. В некоторых путешествиях Пифагор присоединялся к отцу. Он многому учился у мудрецов того времени, среди которых были Фалес из Милета — один из 7 греческих мудрецов, его ученик Анаксимандр из Милета.

Как и множество других образованных людей в его годы он прибыл в Египет и есть предположения, что он прожил там долгие годы. Затем он отправился в Саудовскую Аравию, Феникию, Иудею, Вавилон, Персию, и, вероятно, в Индию. За годы проведенные в этих центрах культуры он углубил свое познание в математике, астрономии, музыке, но самым важным для него в этот период являлось то, что он впитывал в себя знания, которыми были насыщены религиозные и мистические сообщества, имевшиеся в этих богатейших культурах. Только к пятидесяти годам, после продолжительных лет учений и скитаний, он вернулся на родину. В начале на остров Самос, на котором родился, а затем в Кротон -греческое поселение, находящееся на территории Италии, где он основал философскую школу со множеством учеников. С некоторыми из них он развил и усовершенствовал свою теорию.

Пифагор и его ученики организовали философско-религиозное сообщество, которое сегодня называется «школа Пифагора». Области науки, в которые они углублялись, были многообразными — физика, астрономия, медицина, философия, политика, музыка, математика, религия, мистика, существует мнение , что и борьба. В сообществе было принято вести упорядоченный образ жизни со своими правилами, соблюдающими секретность, в особенности в том, что касается духовного обучения и религиозных обрядов. Пифагор мог предвидеть будущее, когда он посещал различные места в Греции, его воспринимали как человека религиозного или законодателя. Даже Аристотель характеризовал его как человека способного совершать чудеса, обладающего сверхъестественными способностями. Другие полагают, что он мог общаться с растениями и животными.

Земля круглая

Несмотря на то, что в эти годы Пифагор был известен в основном благодаря своим духовным и мистическим изысканиям и способностям, с точки зрения современности видно, что он достиг впечатляющих результатов как учёный. Опишем некоторые из них.

Наблюдая за лунным затмением, Пифагор понял, что Земля постоянно движется и что она круглая. Его также интересовала музыкальная гармония. Пифагор был первым, кто записал гаммы и разделил музыкальный ряд на октавы. Пифагор и его ученики проверяли связь между числами, звуками и движением небесных тел. Долгие наблюдения за космосом и анализ числовых отношений между планетами дали Пифагору основу утверждать, что совершенные отношения между планетами создают небесную музыку.

Пифагор достиг впечатляющих успехов в мире математики. Считается, что Пифагор открыл таблицу умножения, иррациональные числа и, конечно, самое известное его открытие это «Теорема Пифагора» (несмотря на то, что принцип теоремы был открыт намного раньше учёными Вавилона, Индии и Китая).

Гармония чисел в природе

Пифагор со своими учениками пытались найти гармонию в природе. Они утверждали, что за этим стоят числа и пробовали описать природу, используя математические отношения, изучая их при помощи наблюдений и исследований. Научные наблюдения Пифагора были коренным образом религиозными и духовными — при изучении гармонии в природе он пытался обнаружить божественную основу.

Углубляясь в наблюдения, Пифагор видел моральные ценности, наблюдал интеллектуальное очищение души. Он полагал, что «каждый человек создан богом, чтобы приобретать знания и наблюдать». По его мнению, человек может выбирать между тремя жизненными путями: поиск земных удовольствий, поиск чести и славы или поиск мудрости. Философия (Филон — любовь, София — по-гречески мудрость) достойнейшая из них и самым лучшим образом гармонирует с душой. Наблюдая космос (космос по-гречески аккуратный, красивый), человек очищает душу и ассимилируется с божеством.

Школа Пифагора основывалась на принципах морали. От студентов требовалось вести нравственный образ жизни, любить всех и вся, быть пацифистами. Они предпочитали молчание, утверждая, что лучше промолчать, чем сомневаться в том, что сказал. Еще одна особенность школы Пифагора — это зачисление женщин в ряды студентов. Женщинам было разрешено учиться в группе, как равным среди мужчин.

Учение Пифагора подобно и близко концепции орфизма. Пифагор так же верил в реинкарнацию. Он видел, что после смерти душа может отделиться от тела и переселиться в другие тела, иногда, даже, в животных или растений.

Согласно теории Пифагора — учение, наблюдение и жизнь в соответствии с высокими нравственными критериями могут положительно влиять на совершенствование души, что обеспечит будущим жизненным циклам хороший статус; повышение морального уровня человека может позволить ему достичь бессмертия.

Реинкарнация согласно мудрости Орфея

В это же время в Греции было распространена теория, носящее имя «орфизм», родственная теории Пифагора. Это направление пользовалось большим влиянием в древней Греции. Согласно концепции орфизма, человеку свойственна двойственность. Каждый человек имеет с одной стороны божественное небесное начало, а с другой — является злым и порочным, что душа, имеющая небесное происхождение, переходит из одного цикла жизни в другой. Они утверждали, что вечное благословение может быть достигнуто только после того, как душа человека сможет занять божественную сторону. Поэтому мудрецы орфизма определили жесткие стандарты этического и морального поведения. Приверженцы орфизма так же считали, что зло и деморализация «будут наказаны в будущем в преисподней (в аду), а божественное и небесное будет вознаграждено». Согласно концепции орфизма, человеческие души божественные и небесные будут жить вечно, в то время, как телесным существованиям положено пребывать определенный промежуток времени в «кругу болей», идущим одна за другой, быть заложниками своего тела.

Течение орфизма оказало большое влияние на древнегреческую культуру, а позже на мистику и западный оккультизм. Начиная с шестого века до нашей эры, орфизм связан с мифологическим образом Орфея. Вероятно, в те времена было множество мифов Орфея, но лишь некоторые из них дошли до сегодняшних дней. Среди выдающихся греческих интеллектуалов орфизма были Платон, Пифагор.

Версия на иврите


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Олег Дерипаска готов ответить на все вопросы испанского правосудия
  • Коалиционный договор между ведущими партиями Германии будет заключен в ближайшее время
  • Израиль отверг резолюцию Совета ООН по правам человека
  • Теракт в Пакистане унес жизни более 30 человек, в том числе 6 офицеров Корпуса стражей исламской революции
  • В Украине стартовала предвыборная гонка


  • Top