Китай: когда трудно остановиться

The Epoch Times04.09.2015 Обновлено: 06.09.2021 14:25

Расследование здесь проводиться не будет. Три бульдозера уничтожили вагоны вместе с важными уликами. Фото: STR /AFP /Getty Images


Недавняя железнодорожная катастрофа разрушила один из символов экономического роста Китая. Лишь один взгляд на работу самой скоростной железной дороги в мире позволяет увидеть многое: халатность инженеров, воровство технологий, гонка за высокими показателями ВВП.

23 июля произошло столкновение двух поездов с 400 пассажирами, что привело к большим разрушениям и гибели десятков людей. Через несколько часов после аварии на место катастрофы прибыло три больших бульдозера, которые зарыли в землю искореженные вагоны.

Однако на фотографиях и видео, помещенных на Youku, китайской версии YouTube, видно, что один бульдозер уничтожил не только вагоны. После изучения снимков выяснилось, что там были погребены не только мертвые. «Среди обломков оставались и живые люди», — сообщает радио «Свободная Азия». — «Г-н. Ян потерял свою беременную жену, обоих родителей и трехлетнего сына».

Расследование после аварии проводиться не будет. Об извлечении уроков и решении проблемы безопасности можно только мечтать.

Вагоны были уничтожены вместе с важными находками, которые помогли бы выявить несоответствие нормам. По словам Чжана, работника министерства путей сообщения, в южно-китайском городе Гуанчжоу раньше уже произошло несколько незначительных аварий. Однако эта катастрофа оказалась слишком крупной, чтобы о ней полностью умолчать. «Она выглядит случайностью, но на самом деле это была неизбежность», — сказал он корреспонденту «Великой Эпохи».

Бывший работник административного отдела министерства путей сообщения Гуан Чжоу рассказал в интервью «Великой Эпохе» о плохом планировании и низких стандартах китайских экспресс-поездов. «Строго говоря, экспресс-поезд не должен двигаться настолько быстро. В этом главная причина аварий», — считает он.

В феврале этого года в контролируемой режимом газете Peoples Daily было приведено высказывание бывшего железнодорожного инженера, который заявил: «Никогда не ездите на скоростных поездах в Китае. Мы не в состоянии гарантировать качество нашей работы. Некоторые проекты осуществляются по этапам параллельно с другими. Ситуация с исполнением других проектов еще хуже».

Символ модернизации Китая

Железные дороги для скоростных поездов строились и продолжают строиться. Проект, на осуществление которого в Тель-Авиве ушли бы десятки лет, в Китае заканчивают за несколько лет. В основе всех этих начинаний лежит одна идея: создать сеть скоростных железных дорог, которая бы связала между собой китайские города.

В 2003 году центральное правительство Китая приняло решение строить скоростные железные дороги, используя иностранные технологии, и подписало соглашения с японской компанией «Кавасаки», «Сименсом» и другими компаниями.

«Кавасаки» построила три поезда и по морю отправила их в Китай. В это же время в Японии было изготовлено шесть дополнительных поездов, которые затем собрали в Китае. В результате местные китайские компании начали производить поезда сами, нарушив подписанное соглашение. Нечто похожее произошло и с продукцией компании «Сименс».

Китайские власти признали, что используемые технологии изначально были разработаны иностранными компаниями, но также заявили, что китайские компании усовершенствовали эти технологии, увеличив скорость поездов. Таким образом, конечный продукт — китайского производства. Компания «Кавасаки» возразила, что, хотя Китай и считает, что имеет эксклюзивные права на данные технологии, «Кавасаки» и другие компании придерживаются иного мнения.

«Несмотря на то, что Китай украл у нас технологии по строительству скоростных поездов, он забыл украсть нашу систему безопасности», — так отреагировала на аварию одна из крупнейших японских газет на прошлой неделе. По словам Сейджи Абэ, японского эксперта по безопасности железных дорог из Кансайского Университета, если бы Китай позаимствовал существующую в Японии систему безопасности для поездов, аварии можно было бы избежать. Абэ сказал, что китайские поезда — это копия японских поездов, но более быстрая.

Скорость в ущерб качеству

Согласно задумке авторов проекта, сеть скоростных железных дорог должна была объединить сельские районы с городами. Экспресс-поезда должны способствовать активному перемещению рабочей силы. Сельские жители смогли бы легко ездить на работу на отдаленные предприятия, которые в настоящее время сосредоточены в прибрежных зонах индустриализированной восточной части Китая, а жители восточной части страны — беспрепятственно добираться до сельских районов.

Некоторые считают, что истинная цель данного проекта — укрепление режима. Короткие расстояние и сообщение между городами увеличат концентрацию власти. Вместо разрозненных городов будут созданы агломерации, а центральное правительство сосредоточит в своих руках всю власть, принадлежащую децентрализованным провинциальным правительствам.

В конце января этого года многие СМИ сообщали, что Китай планирует создать крупнейший город в мире, объединив девять отдельных городов, расположенных в коммерческой зоне Жемчужной реки в юго-восточном Китае. Население города составит 42 миллиона человек. Отмечалось, что для объединения городов будут использоваться экспресс-поезда.

Сеть железных дорог также является средством решения главной проблемы локальных властей: производственный план. Каждый год местные власти получают план от центрального правительства: показатели ВВП, которых они должны достичь. Скоростные железные дороги — хорошее подспорье в этом деле. «100 миллионов юаней, которые местные власти инвестируют в строительство, принесут дополнительные 263 миллиона в ВВП», — сказал Чжан Янь, генеральный секретарь китайской ассоциации гражданских инженеров.

По его словам, последний пятилетний план (2011 — 2015 гг.) предполагает инвестирование триллиона юаней в строительство железных дорог — шаг, призванный повысить ВВП более чем на три триллиона юаней. Гонка местных властей за ВВП приводит к тому, что мэры стремятся в рекордные сроки осуществить проекты, на реализацию которых в западных странах ушли бы многие годы. Несмотря на то, что согласно пятилетнему плану инвестиции будут уменьшены через пять лет, политики стараются добиться скорейшего финансирования для многих городов, и построить железные дороги в сжатые сроки.

Наращивание производства имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, то, что на Западе осуществляется в течение десятилетий, в Китае строят за несколько лет. Однако осуществление проектов за столь быстрые сроки приводит к проблемам безопасности и качества.

Версия на иврите

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА