
Фотографы запечатлели жизнь оленеводов, живущих на границе Монголии и Сибири
Законы Монголии о сохранении тайги угрожают выживанию общин дукхаОба уроженца Леона (Испания), 52-летняя медсестра Сандра Баллестерос и 55-летний банковский служащий Мигель Селис Пуэнте отправились на встречу с дукха в сентябре 2019 года.

Предоставлено Группой из двух фотографов (Una banda de dos photography)
«Осталось всего около 40 оленеводческих семей, разделенных на две группы, одна из которых находится к западу от Цагаан Нуур, а другая — дальше на север, на границе с Россией, — рассказала Сандра изданию The Epoch Times. — Добраться до народа дукха — задача не из лёгких».
Путешествие пары в Цагаан Нуур из Улан-Батора, столицы Монголии, было организовано специалистами экспедиции «Ветер Монголии». Путешествие включало три дня на автомобиле по дорогам и грунтовым тропам. Оттуда они продолжили путь пешком и верхом на лошадях, чтобы пересечь Дархадскую впадину.

Предоставлено Группой из двух фотографов (Una banda de dos photography)

Предоставлено Группой из двух фотографов (Una banda de dos photography)
«Дукха ведут полукочевой образ жизни и, в зависимости от времени года, могут находиться в глубине тайги, поэтому мало кто решается посетить это отдалённое место», — говорит Сандра.
Однако для Сандры и Мигеля их фотографии подразумевают тесный контакт с объектами съёмки. По их словам, это очень важно «для достижения того соучастия, которое позволяет нам разрушить барьеры и позволить эмоциям выйти на поверхность».
Во главе с проводником Батом и командой всадников они благополучно добрались до поселения Дукха. В течение следующих пяти дней их проводник помогал им установить контакт с принимающей семьёй Дукха, пока вокруг них падал первый снег.

Предоставлено Группой из двух фотографов (Una banda de dos photography)
Рассказывая об их культуре, Сандра поделилась, что община дукха состоит из двух-семи кочевых семей, называемых олал-лал, что на тувинском языке означает «они». Они переходят из лагеря в лагерь в поисках пастбищ для своих оленей, которые питаются лишайником, растущим только в очень холодных местах, поэтому они вынуждены переезжать несколько раз в год.
Олени — основа существования их пастухов, поскольку они получают от них молоко, мех и рога; однако они не едят их мясо. Вместо этого, дукха охотятся на кабана, оленя и лося, дополняя свою пищу солёным чаем из оленьего молока, йогуртом, сыром и кукурузными лепёшками.

Предоставлено Группой из двух фотографов (Una banda de dos photography)
Зимой температура опускается до минус 40 градусов. Чтобы защититься от холода, дукха носят традиционные «дил» — похожие на туники пальто длиною ниже колен, которые запахиваются на одну сторону, а затем застёгиваются на пояс.
Для обуви дукха используют оленью кожу или мех животных, на которых они охотятся, таких как кабан, олень и некоторые лоси. Однако сейчас многие стали покупать резиновые сапоги вместе с мукой, солью и сахаром в близлежащих городах Цагаан Нуур или Морон.
Дукха живут в конических вигвамах, построенных из палок и шкур — сейчас большинство из них покрыты брезентом — с дровяными печами внутри. В некоторых из них есть деревянные полы для изоляции, но во многих нет.

Предоставлено Группой из двух фотографов (Una banda de dos photography)
«Температура внутри приятная, пока длится жар от дров, который расходуется очень быстро, затем холод пронизывает как нож, — говорит Сандра. — Батареи фотоаппаратов разряжаются при минусовой температуре, поэтому иногда нам приходилось держать их в тепле между одеждой».
«Но опыт жизни с этими людьми посреди леса стоил того, несмотря на холод и трудности, связанные с тем, как туда добраться».

Предоставлено Группой из двух фотографов (Una banda de dos photography)

Предоставлено Группой из двух фотографов (Una banda de dos photography)
Сандра «с особой нежностью» вспоминала последнюю ночь, которую они провели с одним из хозяев Дукха по имени Дабааб и его женой Гантуи.
«Мы привезли с собой колбасу и вино с нашей земли и делились с ними, пока пели у дровяной печи, — сказала она. — Это был очень трогательный момент».

Предоставлено Группой из двух фотографов (Una banda de dos photography)
Во время своего пребывания Сандра и Мигель также узнали, что дети дукха учатся ухаживать за оленями с самого раннего возраста. Девочки и молодые женщины доят оленей и готовят йогурт, сыр и чай, а мужчины, молодые женщины и старейшины помогают пасти оленей.
Некоторые мужчины-дукха остаются со своими оленями на всю зиму, перенося низкие температуры на улице, чтобы защитить свои стада от волков и других хищников.

Предоставлено Группой из двух фотографов (Una banda de dos photography)
Однако действующие законы монгольского правительства о сохранении тайги угрожают выживанию общин дукха, запрещая им охотиться на некоторых животных, заготавливать дрова для костров и свободно пасти скот. Численность как оленей, так и дукха сокращается.
Решимость дукха сохранить свои традиции и их способность выжить в таких враждебных условиях заставила Сандру и Мигеля поделиться своей историей в виде трогательной фотосерии и открыть дебаты:
«Что должно преобладать, — задалась вопросом Сандра, — защита леса или люди, которые на протяжении многих лет считают этот лес своим домом и зависят от него и его ресурсов, чтобы выжить?».

Предоставлено Группой из двух фотографов (Una banda de dos photography)

Предоставлено Группой из двух фотографов (Una banda de dos photography)
Сандра и Мигель купили свою первую камеру вместе более 25 лет назад и путешествовали в течение десятилетий в «непрерывном поиске» новых способов понять обычаи, культуру и жизнь, отличные от их собственных. Они специализируются на портретной съёмке.
«Наша фотография развивалась вместе с нами, потому что уже стала частью нас самих, — говорит Сандра. — Со временем мы усовершенствовали свои технические средства, но страсть к пониманию и запечатлению других культурных реалий осталась неизменной».
Сандра и Мигель делятся своими фотографиями на своём сайте.
Ирина Волкова — обозреватель и журналистка The Epoch Times, специализирующаяся на интересных, ярких и вдохновляющих историях со всего мира.
мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.
С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times