(Hamish Blair/Getty Images) | Epoch Times Россия
(Hamish Blair/Getty Images)

Почему незаменимы отцы: забытая отцовская любовь

Автор: 23.12.2021 Обновлено: 23.12.2021 19:35
Ещё на рубеже веков отец считался непререкаемым авторитетом, патриархом семьи.

«Помимо идентификации с отцом, именно взгляд, которым отец смотрит на своего ребёнка, формирует его самовосприятие. Это относится как к его самооценке, так и к академическим и профессиональным достижениям», — пишет Виктор Чу.

В своей книге Vaterliebe (прим. ред. «Отцовская любовь» — опубликованной издательством Klett-Cotta), Виктор Чу описывает счастье и трудности отцовства. Как писатель и терапевт он посвящает себя теме, к которой за последние 100 лет относились более чем по-отцовски, особенно в Европе.

И он не может не отметить — почти как в классическом клише — что даже в глобализированном мире и обществе самой элементарной вещью является любовь — точнее, родительская любовь.

В центре внимания — вопрос: насколько важна отцовская любовь? В современном обществе, где считается само собой разумеющимся, что отец может уйти из семьи или мать сознательно решает воспитывать ребёнка одна?

Но как этот недостаток отцовской любви сказывается на ребёнке? Какие следы оставляет этот разрыв, когда один из родителей, особенно отец, никогда по-настоящему не присутствует?

Как терапевт Виктор Чу даёт понять, что отцовская любовь так же уникальна, как и материнская, потому что она тоже длится всю жизнь и постоянно меняется.

Для ребёнка эта отцовская любовь гарантирует защиту и ориентацию, а для отца она открывает совершенно новый смысл жизни. Потому что быть отцом — это, пожалуй, самая важная задача в жизни мужчины — по мнению Виктора Чу.

В своей книге он на конкретных примерах показывает, какие трудности должен преодолеть мужчина, чтобы стать хорошим отцом, а также чтобы оставаться им.

Для Виктора Чу родители — это как большие деревья. Если они устойчивы, молодые растения в своё время смогут расти на них вверх.

Отец — это не только пример для подражания в плане успехов, которые он переживает, а также является примером для детей в том, как справляться с разочарованиями, неудачами и поражениями. Поэтому роль отца незаменима, особенно в подростковом возрасте молодых людей.

Но насколько изменилась роль отца в течение этого столетия? Какое влияние оказывает партнёрство на отцовство сегодня и какие психологические последствия может иметь отсутствие отцов для дочерей и сыновей?

Потому что отсутствие отца считается нормальным и социально приемлемым; в то время как мать, бросившая ребёнка, изображается как плохая мать.

Христианский образец для подражания?

На большинстве рождественских картинок всё внимание сосредоточено на Матери Марии и её ребёнке Иисусе. Иосиф, «суррогатный отец», остаётся на заднем плане как второстепенная фигура. Между ним и ребёнком никогда нет физического контакта.

В истории Христа отцовство Иосифа практически отрицается. И, говоря несерьёзно, можно подумать, что Иосиф был как-то использован и нужен для воспитания ребёнка, которого мать принесла в брак с помощью «Святого Духа».

В западном мире фигура отца уже давно не имеет того значения, которое имеет фигура матери. Она остаётся ограниченной производителем; остальное возлагается на мать.

Мария, как мать, является святой. И в какой-то момент Иосиф просто перестаёт появляться. Именно Мария сопровождает своего сына в его жизни и смерти и оплакивает его.

Поэтому, когда вся история культуры не принимает во внимание биологического отца, не стоит удивляться тому, что отсутствие отца считается нормальным.

Это сопровождается почти невозможной деградацией значимости биологического отца. Фигура матери возвышается в лице Девы Марии, а Иосиф низводится до простого приёмного отца.

Но именно это отсутствие позиции отца оставило у многих людей психологические раны на протяжении поколений и зачастую стало причиной трудной жизни.

С помощью семейных пар и бесед с пострадавшими, Виктор Чу смог правдоподобно показать, что отцовская любовь необходима человеку, чтобы найти своё место в жизни и в обществе.

Ведь отцовская любовь — это тоже нечто несомненное, и её нельзя заменить ни материнской любовью, ни любовью партнёра. Потеря этой любви формирует и влияет на человека во всех его действиях и поступках.

Когда у пары появляется ребёнок, позиции мужа и жены меняются местами. Мать уже с первого момента биологически связана с ребёнком, в то время как отец остаётся свободным и непривязанным. Если он уходит, значит, он действительно не связан с ребёнком. Таково общее мнение. Мать не может уйти.

Однако при рождении ребёнок находится прямо в центре. Если отец бросает мать и ребёнка или мать решает воспитывать ребёнка одна, этот совершенный и необратимый синтез разрушается. Ребёнка нельзя разделять на отцовскую и материнскую половину. Природа позволяет ребёнку появиться как совершенный синтез матери и отца.

И нередко, когда отец потерян, будь то смерть или разлука, ребёнок всегда будет стремиться найти эту часть не только в себе, но и вне себя. Для каждого ребёнка существует естественная потребность ощущать мать и отца вместе.

Даже те, кто не знает своего отца, снова и снова подтверждают, что этот отец остаётся знакомым незнакомцем.

Если после расставания супругам не удаётся договориться о совместной опеке и правах на посещение, прежде всего, в соответствии с интересами ребёнка, отсутствие отцовской любви ощущается как огромный пробел на протяжении всей жизни ребёнка. А разлука с отцом оставляет в большинстве детей рану на всю жизнь.

Взгляд отца на ребёнка

«Помимо идентификации с отцом, именно взгляд, которым отец смотрит на своего ребёнка, формирует его самовосприятие. Это относится как к его самооценке, так и к академическим и профессиональным достижениям». (стр.152)

Потеря отца военного поколения

Геродот уже писал:

«Ни один человек не настолько глуп, чтобы желать войны, а не мира; ибо в мире сыновья хоронят своих отцов, а в войне отцы хоронят своих сыновей».

В частности, Германия с её двумя мировыми войнами оглядывается на давно прерванную отцовскую традицию. Таким образом, две мировые войны привели к разрушительным отношениям между отцом и сыном.

Если на рубеже веков отец всё ещё считался непререкаемым авторитетом, патриархом семьи, то после Первой мировой войны многим детям пришлось расти без отца. Те отцы, которые вернулись калеками или эмоционально израненными, так и не нашли своего места в обществе, зачастую даже в своей собственной семье.

Стыд за поражение в Первой мировой войне не зря сформировал новый образ общества. Женщины завоевали улицы и общественное пространство во время войны, больше не желая подчиняться прежней патриархальной системе.

Юноши искали в себе вечное женское начало, женщины придали себе бодрости, отрезали длинные косы, и не зря возник «танец на вулкане». Но эта эпоха длилась очень недолго.

В эпоху национал-социализма вновь появилась чёткая позиция отца-матери-ребёнка в семье. Эта структура разрушилась с началом Второй мировой войны. Не только отец, но и взрослые сыновья ушли на войну.

Мальчики были приучены умирать за свою родину. Эта любовь к нации перевешивала всё. Те, кто пережил войну, нередко оставались травмированными на всю жизнь и, будучи отцами, бессознательно передавали эти травмы следующему поколению.

Почти треть детей росли без отца после Второй мировой войны. Для этих мальчиков, в частности, не хватало важного примера для подражания.

Даже если это звучит как шаблон, за этим, похоже, кроется большая доля правды: мальчику нужен отцовский пример для подражания, чтобы стать мужчиной.

Ему нужен настоящий мужской аналог, с которым можно было бы потягаться, помериться силами и с которым он мог бы идентифицировать себя. Виктор Чу видит в фигуре отца возможность научить сыновей мужеству и уверенности в себе.

Нередко после войны у мальчиков, оставшихся без отца, возникали проблемы в отношениях с матерью, потому что-либо их отец постоянно идеализировался, либо его жизнь замалчивалась.

Защитная рука отца, за которую они могли бы держаться, когда им было страшно, создавала огромную пустоту, особенно в период полового созревания и в подростковом возрасте.

Мужчины нередко говорят, что это пустое чувство отсутствия необходимой защиты, сопровождало их всю жизнь.

Сыновья испытали на себе, как их матерям приходится брать на себя обе роли. Нередко эти мужчины описывают своих матерей как жёстких людей, и нередко им приходилось терпеть побои. И, будучи отсутствующим, этот отец, тем не менее казался наиболее присутствующим.

А дочери без отцов часто описывают своих матерей как не очень любящих. Их тоже нередко воспитывали со всей суровостью. Этот женский космос, который нередко развивался, оставлял многих дочерей без возможности строить свою собственную жизнь.

Многие оставались со своими матерями, чтобы помочь. И никогда не было места, чтобы оплакивать потерю отца.

Не зря говорят, что с семилетнего возраста именно отец выводит ребёнка из защищённой домашней среды в мир. Этот выход в мир может быть болезненным процессом, если отсутствует защитная рука отца.

Что также всегда с удовольствием отрицается, не только ребёнок нуждался бы в отце, но и мать хотела бы иметь рядом с собой мужчину. Во многих интервью мужчины могли сообщить, что им часто приходилось каким-то образом замещать эту позицию.

Эмансипация и гендерное движение

75 лет мира в Европе также привели к упадку патриархального общественного строя. Поэтому, можно сказать, что потребовались десятилетия, чтобы пересмотреть положение отца, а также осознать, насколько важен отец.

Но какой образ мужчины сложился после двух мировых войн, волны эмансипации и теперь нового гендерного движения, в котором, очевидно, пропагандируется бесполое?

Виктор Чу явно пытается показать, что его волнует не старая патриархальная система, а то, что особенно сегодня мужчины переживают особый кризис, потому что им приходится пересматривать свои взгляды.

Не только в их роли в отношениях пары, но и в семье, а также в обществе. С одной стороны, мужская сила востребована и нужна, но с другой стороны, они не должны доминировать в определённых ситуациях.

Сохранение баланса в современном обществе, с одной стороны, выполнение роли родителя, а с другой — профессиональная свобода, всегда является проблемой не только для женщин, но и для мужчин.

На протяжении десятилетий различия между полами становились все более и более смешанными. Нередко наблюдается отсутствие ориентации в этом отношении, особенно у молодых людей. Мужчины часто уже не знают, для чего они нужны обществу. Они теряют смысл и порядок. Он должен переопределить себя в своей мужской сущности.

Сегодня мужчина подвергается критике со всех сторон, а его положение в семье и обществе ставится под сомнение. Современный мужчина знает только то, каким он не должен быть. Однако для новых мужчин уже не существует реальных новых образцов для подражания, им приходится создавать их заново.

Когда молодой человек становится отцом, он автоматически присоединяется к традиции своей семьи. То есть он вдруг вспоминает собственное детство и свои отношения с отцом. То же самое относится и к женщине, здесь большую роль играет её собственная мать.

Нередко можно обнаружить, что человек делает многое из того, чему его научили родители. Часто именно с этого момента начинается переоценка собственного детства. Если отец отсутствовал, Виктор Чу часто сталкивается с тем, что именно отцам трудно брать на себя действительно напряжённую роль отца.

И нередко на поверхность всплывают неразрешённые конфликты и травмы прошлых поколений, которые могут передаться потомству и тяжким бременем лечь на плечи одного из них.

Отцы и дочери

Во взгляде отца дочь находит подтверждение тому, что она может вырасти замечательной женщиной. Дочери, не пережившие отца, на протяжении всей своей жизни испытывают определённую стеснительность и стыд по отношению к противоположному полу.

«Без необходимости осознавать это, именно мужественность отца очаровывает и притягивает её одновременно, но и пугает. Для неё он — мужчина высшего ранга. Она сразу же чувствует, что он видит в ней женщину и относится к ней как к существу женского пола. Будучи первым мужчиной в её жизни, он производит глубокое впечатление на её душу. Как будто он ставит свою печать на белом лепестке».

Виктор Чу приходит к выводу: отцовская любовь — основа успешного отцовства. Она незаменима для каждого ребёнка и является важным спутником на протяжении всей его жизни.

В своей книге он пытается ответить на вопрос: чтобы я сказал сегодня, будучи старым отцом, мальчику из тех времён? О чём бы я его предупредил? Какие надежды подтвердились, какие оказались иллюзиями? И прежде всего: что бы я сделал также, а что по-другому?

Важная книга, которая даст возможность сегодняшним и завтрашним детям найти свой путь в нашем обществе.

Виктор Чу, доктор медицины, врач и психолог, работает психотерапевтом, преподавателем тайцзи и тренером в Гештальт-институте в Гейдельберге. У него и его жены четверо детей, и они ведут психотерапевтическую клинику недалеко от Гейдельберга.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА