Сжигать Нельзя Перерабатывать

The Epoch Times08.04.2008 Обновлено: 06.09.2021 13:38

Главный конструктор ЗАО «Турмалин» профессор Дмитрий Исаакович Кофман. Фото: turmalin.ru


Главный конструктор ЗАО «Турмалин» профессор Дмитрий Исаакович Кофман. Фото: turmalin.ru
Интервью с Главным конструктором ЗАО «Турмалин» профессором Дмитрием Исааковичем Кофманом.

— Уважаемый Дмитрий Исаакович, в то время, когда все СМИ страны забиты тревожными материалами о вреде сжигания отходов и чуть ли не любой эколог как дважды два докажет, что безопаснее и выгоднее их перерабатывать, Вы один, если не считать Мэра Лужкова, который ничего и никому не доказывает, а просто строит добрую дюжину новых мусоросжигательных заводов в Москве, говорите прямо противоположные вещи. Что это, такая реклама Вашей фирмы, производящей установки для термического уничтожения отходов или дело в другом?     

— Нет, это не реклама, с заказами у нас всё в порядке. Это элементарный здравый смысл. Давайте рассуждать вместе. Итак, ещё раз об отходах — сжигать, перерабатывать или захоранивать?

Согласитесь, что для выбора метода и технологического процесса,  определяющего оптимальные экологические потребности общества, необходимо ответить всего на два вопроса:

Какие отрасли жизнедеятельности человека наносят наибольший вред окружающей среде?

Каким образом и какими средствами их уменьшить?

— Пожалуй, соглашусь. И какими же?

— В первую очередь целесообразно рассмотреть деятельность трех наиболее массовых и значимых для экологической жизни общества отраслей: транспорт, энергетика и отходы.

— Начнем с экологических аспектов?

— Да, с них. Рассмотрим в качестве примера Европейскую часть нашей планеты, исходя из того, что она является наиболее перегруженной промышленными, транспортными и людскими ресурсами и статистические данные по этому региону наиболее достоверны. Что является наибольшим загрязнителем окружающей среды?

Оксид углерода СО (угарный газ) — при вдыхании связывается с гемоглобином крови, вытесняя кислород, его высокая концентрация даже при кратковременном воздействии может привести к смерти.

Диоксид серы SO2 — с парами воды в атмосфере образует аэрозоль сернистой кислоты.

Сажа С (углерод) — действует на органы дыхания.

Оксиды азота NOX — в присутствии водяных паров образуют азотистую и азотную кислоту.

В качестве сравнительного эталона примем выбросы окиси углерода СО и окислов азота NOX как наиболее представительных и массовых токсикантов, сопровождающих теплотехнические процессы, протекающие в энергетике, на транспорте и в быту. Воздействие этих газов на человека столь велико, что накопление их в организме около 0,1 г приводит к летальному исходу. Такую дозу получает человек, находясь в закрытом гараже при работающем двигателе в течение 10 минут. Либо — на пожаре в задымленном помещении в течение 25-30 минут.

Заметную долю в выбросе дымовых газах составляет также SO2 и пыль, хотя они не столь губительны для человека, как СО и NOX. Однако их большое количество и способность пыли концентрировать в себе тяжелые металлы и радиацию требуют их учета при сравнительной экологической оценке воздействия на окружающую среду. В общем, отрицательно на здоровье человека воздействуют практически все элементы таблицы Менделеева, однако их концентрация в дымовых газах в сотни раз меньше, чем концентрация первой четверки.

При этом никак нельзя оставить без внимания проблему «пресловутых» диоксинов. Диоксины — это побочные продукты окисления сложных галогенорганических соединений, они присутствуют в незначительных дозах в окружающей среде практически везде. Их влияние на здоровье человека и определение предельных значений впервые были установлены американскими исследователями в результате использования диоксина (оранжевого вещества) во вьетнамской войне. В результате был определен эквивалент токсичности — 210 молекул диоксинов. Нормы токсичности за прошедшие 40 лет варьировались от 1 до 0,001 частей от этих 210 молекул. Сейчас эквивалент безопасного воздействия принят равным 0,1нг/м3. В первом приближении 0,1 нг/м3 имеет кратность 10-13 и для того чтобы учитывать данный замер, порядок чувствительности метода должен быть 10-16. Пока это принятые нормы, однако измерить их достоверно практически невозможно.

В связи с этим недопустимо на каждом перекрестке повторять: диоксины — это смертельный яд, сопровождающий практически все процессы сжигания галогенорганических соединений.

Таким образом, за сравнительный эталон экологической безопасности целесообразно принять четыре ингредиента, оказывающих наибольшее влияние на загрязнение окружающей среды: NOX, CO, SO2 и пыль (взвешенные вещества).

— Дмитрий Исаакович, а можете привести по этому поводу какие-нибудь убедительные примеры?

— Пожалуйста. В Европе эксплуатируется 80 млн. легковых автомобилей и 1,5 млн. автобусов и грузовых автомобилей. Если принять, что пробег каждого из легковых автомобилей составит 20 тыс. км/год, а каждого грузовика-150 тыс. км/год, и, что мощность первых составляет 100 л.с, а мощность вторых — 300 л.с, то годовой выброс с выхлопными газами СО может достигать  5,25 млн. тонн, NOX-1,34 млн. тонн.

В Европе с дымовыми газами от всех теплоэнергетических объектов, за исключением атомных, гидравлических и ветряных электростанций, ежегодно выбрасывается 2,66 млн. тонн NOX, 6,254 млн. тонн SO2, 483 тыс. тонн пыли и 3,450 млн. тонн СО. Аналогичная картина наблюдается также в США. Предприятия, сжигающие уголь, выбрасывают: SO2 — 8,54 млн. тонн, NOX — 3,66 млн. тонн, НС1 — 320 тыс. тонн, пыли — 566 тыс. тонн, СО — (нет данных).

В настоящее время в Европе сжигается около 20% бытовых отходов, общий вес которых составляет 200 млн. т. Можно подсчитать, что в случае сжигания 100% бытовых отходов величина выбросов составит СО — 50 тыс. тонн, NOX — 200 тыс. тонн, SO2 — 50 тыс. тонн, НС1 -10 тыс. тонн, пыль — 10 тыс. тонн.

Выполненные расчеты и анализ статистических данных (см. рисунок) убедительно показывают, что основным источником загрязнения являются теплоэнергетические предприятия, на втором месте за ними автомобильный транспорт, который по выбросам СО и NOX даже превосходит их. Мусоросжигательные заводы в десятки, а по некоторым показателям и в сотни раз меньше загрязняют атмосферу планеты, чем промышленные теплотехнические предприятия и автотранспорт.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА