Паломничество в Лхасу. Потала-дворец Далай-ламы и его окрестности

The Epoch Times05.04.2013 Обновлено: 06.09.2021 14:15
Продолжение, начало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5

Дворец Потала. Фото с сайта stranymira.com


Дворец Потала. Фото с сайта stranymira.com
Потала является самым замечательным зданием не только Лхасы, но и всего Тибета, куда мечтают попасть все паломники. Полное его название — «Потала, дворец второго кормчего».

Основанный царем Сронцзангамбо в 7 веке н.э. как замок, в середине 17 столетия он становится резиденцией знаменитого пятого далай-ламы Лобсана, захватившего при помощи монгольского Гуши-хана верховную власть в Тибете. К этому времени относится постройка главных частей дворца.

Народное предание вспоминает о том тяжелом времени, когда люди, как рабы, строили в Лхасе этот дворец в течение десятков лет. Для воодушевления изнемогавших под тяжким трудом рабочих находчивый далай-лама сочинил песню, которую поют рабочие до сих пор. Смерть застала пятого далай-ламу, когда дворец еще не был закончен, и правитель дел Санчжай-чжямцо скрывал от народа его смерть в течение 16 лет, якобы для того, чтобы тибетцы не бросили постройку. Построенный таким образом дворец занимает целый квартал и имеет в длину почти 430 метров. Лицевая сторона окружена стеной, которая в нескольких местах заменена постройками.
Дворец построен в центре Лхасы на вершине горки, именуемой Мирабо-ри, то есть «Красной горой». Основание заложено сообразно с расположением скал, не затрагивая выступов и заполняя пустоты.Построенный в тибетском стиле, красивый спереди, дворец простоват с боков, и совсем непригляден с задней стороны, где к тому же из стен зияют отверстия для стока нечистот.

С лицевой стороны во дворец ведут три каменные лестницы для паломников, и две лестницы с боковых сторон — для деловых встреч, по которым можно подняться на транспорте до середины дворца, и, оставив лошадей, пройти коротким путем в покои дворца.

Внутренность дворца делится на множество комнат, число которых доходит до 999. Главные святыни и апартаменты далай-ламы находятся в центральной части дворца, выкрашенной в красный цвет и называемым «Красным дворцом», здесь же находится зал для духовенства дворцового дацана, которое, числом до 500 человек, постоянно живет во дворце. Выше его — субурганы умерших далай-лам, начиная с пятого, чей субурган самый роскошный, сделанный из кованого золота. Говорят, что на него ушло все золото и драгоценности тибетского казначейства ( неизвестно, находится ли он там и теперь, после китайского завоевания Тибета в 1956г., так как тогда происходило массовое разграбление всех монастырей).

Дворец-музей Потала. Фото с сайта communiti.livejournal.com


Дворец-музей Потала. Фото с сайта communiti.livejournal.com

Покои далай-ламы расположены в самом верхнем этаже. Цыбикову удалось побывать на поклонении, внеся значительную сумму денег. Вместе с другими поклоняющимися он поднялся по многочисленным лестницам и очутился в приемной зале, где не было вообще никакой мебели. После длительного ожидания (стоя), перед закатом солнца всех пригласили подняться на самый верхний этаж, и паломники очутились под открытым небом перед покоями далай-ламы. Вся Лхаса была перед ними, как на ладони.

Паломников поставили гуськом и ввели в покои. Прямо против двери стоял высокий трон, на котором по-восточному восседал далай-лама, завернувшись желтой материей с богато отделанным воротом, голова его-была покрыта желтой остроконечной шапкой. Его престол представлял собой простое кубическое возвышение примерно 1 м высотой над полом, наподобие сундука, украшенное замысловатой резьбой с изображением двух львов, поддерживающих верхнюю доску. Остальное пространство было заполнено рисунками цветов и прочих узоров. Сверху престола наложены тюфячки, покрытые шелковым платком. По обе стороны престола стояла свита из пяти человек. Половина зала была занята низкими скамейками, на которых сидели знатные ламы и высшие сановники.

Лишь только паломники вошли в зал, стоявшие там ламы заставили их как можно скорее двигаться вперед, а отстающих немилосердно подталкивали. Паломники, приблизившись к далай-ламе, сделали поспешно три земных поклона. Тут один из прислужников поставил перед далай-ламой четыре вещи — мандал, Будду, книгу и субурган. Далай-лама дотронулся до них, как бы принимая подношения, и их поспешно убрали. После этого далай-лама благословил Цыбикова приложением своей правой руки к его темени. В это время ему подали шелковый шнурок, он связал узел, дунул на него и положил паломнику на темя. Этот охранительный узел после дуновения и произнесения заклинания считается талисманом, предохраняющим от несчастий.

Затем всех посадили на тоненький коврик недалеко от престола боком к далай-ламе и лицом к голой стене. Внесли в кувшине чай, всем налили по глоточку. Паломники выпили и сделали три земных поклона. Тогда налили чай далай-ламе, он сделал один глоток и громко скороговоркой спросил: «Хорошо ли вы совершили путь и все ли благополучно на вашей родине?» Отвечать было нельзя, но следовало поклониться. Тут принесли вареный рис. Далай-лама отведал немного, паломникам же отвалили рису очень щедро, но не успели они его и попробовать, как им сказали, что церемония закончена и нужно поспешно удаляться. Конец вышел не особенно гостеприимный. Два громадных телохранителя с бичами в руках выталкивали их и кричали в присутствии самого далай-ламы: «убирайтесь поскорее». Паломники в некотором смятении выбежали вон и ушли домой. Вся церемония не тянулась и десяти минут.
В прочих частях здания, именуемых «Белым дворцом», помещаются квартиры придворного штата, кладовые и хозяйственные постройки. На левом от дворца углу на скале помещается главная тюрьма Тибета, во дворе под горою — монетный двор и прочие казенные заведения. На заднем дворе — конюшни, и там же живут слон и слоненок, доставленные из Непала. Весь дворец построен с таким замыслом, чтобы он мог служить крепостью при осаде. Ворота внутри защищены особою стеной, и только обогнув этот стенной щит, можно войти во двор. Под дворцом устроены тайные подземные ходы.

Зал дворца Потала. Фото с сайта tibet.ru


Зал дворца Потала. Фото с сайта tibet.ru Недалеко от Поталы стоит большой субурган, называемый «Промежуточный портик» (проходной дом), соединяющий вершину Марбо-ри с вершиной Чогбо-ри (на которой находится знаменитый на весь Тибет медицинский дацан). По этому месту лежит главная и самая удобная дорога из Лхасы на запад и для удобства путников здесь вырыли проход. Затем над ним поставили субурган, соединенный проволокой с двумя небольшими субурганами на выступах соседних скал, а на проволоку повесили колокольчики, издающие при слабом ветре мелодичный звон. Легенда же гласит, что эта цепь скалистых гор представляет собой дракона, который олицетворяет собой Китай и является одновременно владыкой водной стихии. Поэтому, чтобы парализовать его силу, а точнее, убить его, рассекли гору на две части и на этом месте поставили субурган.

Паломник, совершающий «лин-хор» всех святынь Лхасы, проходит мимо него и выходит к берегу реки Уй-чу. Здесь он встречает много высеченных на природной скале изображений божеств разной величины, многие из них раскрашены в разные цвета. Ощущение, будто попадаешь в магазин икон. Тут же в пещерах сидят мастера-каменотесы. Они изготовляют на плитах иконы и желающий тут же может её купить и, выбрав местечко, ставит свою икону на скалу. От множества таких приношений скала представляет собой один большой иконостас.

В Лхасе также имеется множество дворцов светской и духовной знати, построенных в тибетском стиле. Об общественных и благотворительных заведениях в городе не может быть и речи. Нет и увеселительных заведений. Существует единственная открытая сцена, принадлежащая китайцам. Несколько ресторанов также принадлежат китайцам, в них подаются чай, кушанья и китайские лепешки. Горячительных напитков нет, но допускается игра в китайские карты. Пара неприметных кабачков торгует китайской водкой (ара), несколько больше тибетских кабачков с местной водкой (чан).

По всему городу прорыто для защиты от наводнений множество канав. При пересечении их с дорогами и улицами устроены каменные или деревянные мосты, один из которых -«бирюзовый мост» — поставлен на главной дороге из Поталы к храму Большого Чжу. Это род галереи, покрытой зеленой черепицей. Тибетцы очень гордятся этим мостом и считают его «чудом» своей столицы.

Все эти прелести находятся внутри круговой дороги «лин-хор», а с северной и восточной части города к нему подходят возделанные поля. На самом берегу реки Уй расположен и летний дворец далай-ламы Норбу-линха, где далай-лама проводит большую часть года. Богатые люди имеют вне города дома и отгороженные сады, которыми может пользоваться всякий, не портя его и не срубая деревьев. Тибетцы очень любят деревья и охотно пьют вино в их тени.

Окончание следует

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА