Паломничество в Лхасу. Монастырь Гумбум

The Epoch Times27.11.2010 Обновлено: 06.09.2021 13:46
Продолжение, начало здесь
Монаcтырь Лабран. Фото с сайта probud.narod.ru
Монаcтырь Лабран. Фото с сайта probud.narod.ru
Этот монастырь, носящий у китайцев название Та-сы (монастырь ступы), имеет более полное название Гумбум Чжамбалин, т.е. «Мир Майтреи со 100 тысячами изображений», и находится на краю глубокого оврага Цзонха (падь дикого лука), и ни один паломник в Лхасу (Тибет) не проедет мимо него.

Основание монастыря связано с именем великого тибетского реформатора буддизма Цзонхавы (1357 -1419г.г.) На том самом месте, где ныне стоит главное святилище монастыря – большой субурган – родился сам Цзонхава и здесь была пролита кровь от его пупка. Через три года на этом месте стало расти сандаловое дерево «цан-дан», на листьях которого были видны изображения божеств: Львиноголосого, Манджушри, Ямантаки и других.

Когда Цзонхава находился уже в центральном Тибете в Лхасе, его мать, скучая по сыну, просила его приехать, на что Цзонхава ответил, что если она построит над деревом ступу со ста тысячами изображений Львиноголосого (отсюда и название Гумбум), то это будет равносильно их свиданию и принесет пользу всем живым существам. Мать исполнила желание сына. В 1577 году при императоре Вань-ли династии Мин недалеко от ступы был построен храм, в который поставили статую 12-летнего Будды Майтреи (по-тибетски – Чжамбагонбо), что дало вторую часть названию монастыря, а в 1583 г. по совету третьего Далай-ламы здесь был построен монастырь.

Главной святыней монастыря считается субурган над деревом «цан-дан». Дерево, именуемое «большое золотое дерево», находится внутри субургана, сам субурган облицован кованым серебром и в верхней его части вставлена золотая статуя Цзонхавы. Над субурганом построено красивое здание с золоченой крышей. У здания три двери, обращенные на восток, и над ними устроен навес, под которым на гладком деревянном полу паломники-богомольцы совершают земные поклоны, вытягиваясь во всю длину тела. В нескольких метрах от дверей находится другое дерево, которое, как говорят, имеет один корень с заключенным в субургане. На коре этого дерева видны тибетские буквы желтого цвета. Европейцы не могут дать этому явлению никакого объяснения, а верующие считают их самовоспроизводящимися.

Ниже по оврагу в отдельном дворе монастыря растут такие же деревья, выросшие из семян «цан-дана», и также с «самобытными» буквами. Листья этих деревьев после спада собираются ламами и продаются паломникам, верующим, что они обладают целительной силой.

В монастыре хранится череп матери Цзонхавы, на котором само по себе явилось слово «хум». Череп отделан золотом и, обращенный к верху, содержит в себе зерна риса, которые раздаются паломникам и богомольцам, как священные и исцеляющие болезни. Кроме того, как говорят монахи, они сами собой размножаются.

Занимая положение на пути караванов, ходящих между Тибетом и Монголией, монастырь Гумбум с давних пор извлекает большие выгоды от такого положения, как по отношению к торговле, так и по пропаганде ламаистских идей среди монголов, привлекая большое количество паломников и заметно обогащаясь.

Улицы монастыря в начале 20 века были кривые и довольно узкие. Чистота их поддерживалась лишь бродячими собаками и китайскими земледельцами, которые собирали человеческие нечистоты для удобрения полей в особые плетеные корзины, носимые на спине. (В настоящее время чистота в монастыре, конечно, поддерживается).

Гумбум, как монастырь, не отличался в то время особой строгостью дисциплины, как учебной, так и нравственной. Масса монахов не умела даже читать. Женщины свободно допускались в монастырь и оставались там на ночь. В домах можно было застать попойку и курение табака.

От Гумбума до Лабрана

Следующий монастырь, который посетил Цыбиков во время вынужденного ожидания открытия пути в Тибет, был Лабран. Переход до него занял около недели, паломникам пришлось преодолеть несколько перевалов и горных рек, чтобы добраться до него. Недалеко от города Баянь (ныне Баян-Гол) переправились через реку Хуан-хэ. Монгольское название этой реки — Хатунай-Гол, то есть «река царицы». С этим названием связана легенда о кончине Чингиз-хана от коварной мести пленной царицы — она ночью смертельно ранила Чингиз-хана в детородный член, а сама утопилась в этой реке.

Местность, по которой проходит путь до монастыря Лабран, населена тунгутами, которые не прочь пограбить паломников, поэтому проводники татары-салары вооружились кремневыми ружьями. После мусульманского восстания только на этом участке пути мусульманам разрешено было иметь оружие, которое затем оставлялось в мирной китайской деревне.
Наконец, преодолев высокий перевал, паломники спустились в долину реки Сан-чу (чистая река), и амдосский монастырь Лабран открылся перед ними. Полное название монастыря- «Ламский дворец- круговорот благ». Основателем его считается знаменитый философ своего времени Агван-цзондуй, который родился в Амдо в 1648 году. Повзрослев, он отправился учиться в Тибет, где обнаружил незаурядные способности и был в близких отношениях с пятым «Великим» Далай-ламой. В 1700 году он составил свои знаменитые толкования по богословию, которыми и сейчас руководствуются почти все богословские факультеты в Амдо, Монголии и Забайкалье. В 1708 году Агван из Лхасы возвратился в Амдо и основал монастырь, ныне известный как Лабран.

Монастырь находится на берегу реки Сан-чу у подножья высокой горы. При въезде в монастырскую улицу все, паломники и монахи, должны спешиться и идти далее пешком. Приятно поражает чистота улиц, хотя также узких и кривых. Дома простых монахов низенькие, одноэтажные, среди которых возвышаются дворцы перерожденцев.

Самой чтимой святыней этого монастыря является медная вызолоченная статуя восьмидесятифутового Майтреи. Она стоит в высоком каменном здании с золоченой крышей, над дверями надпись на четырех языках – благословеннорадостный храм. По верованиям ламаистов, Майтрея – Будда будущего мирового периода, будет иметь 80-футовый рост (24, 38м), поэтому статуи называются 80-футовыми. Статуи Будды на самом деле меньшего размера. Для оправдания меньших размеров статуй говорят, что это Майтрея такого-то возраста, часто детского – 8 или 12 лет.

Монастырь отличается строгостью дисциплины, касающейся всей жизни монахов, включая и их домашнюю обстановку. Каждый монах имеет отдельную келью, состоящую из двух комнат: кухни и спальни. Спальня находится над каном, под которым проходит дымовая труба из кухни и обогревает спальню. Топливом для печи может служить только овечий помет. В перегородке между кухней и спальней проделаны дверцы, и монах, сидя в спальне, может доставать из котла чай или пищу. В каждом дворе обязательно находятся колодец и клозет.

Существует поверье, что когда-нибудь центр буддийской религии перейдет из Тибета в Амдо и будет помещаться рядом с монастырем, где сейчас находится большой субурган, в связи с чем ежегодно в 13 день белой (первой) луны происходит церемония встречи самых высокопоставленных монахов Тибета, состоящая в выезде монахов в нарядных костюмах на 5 верст на запад и чтении соответствующих молитв. Это поверье сильно способствует популярности монастыря, хотя пока никто к ним не приехал и центром религии остается Лхаса.

На севере от монастыря находится монастырское кладбище, где тела умерших отдаются на съедение грифам. На определенную площадку кладут труп, разрезанный на мелкие куски, и тотчас же прилетают громадные грифы и ягнятники и начинают быстро уничтожать труп. Только трупы совершенно безродных людей бросаются сюда целиком и от них остаются одни обглоданные скелеты. Так же обстоит дело и в других монастырях.

Продолжение следует.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА