ЕС финансирует исследования медитации

The Epoch Times22.08.2017 Обновлено: 06.09.2021 14:37
Профессор Дитер Вайтль, председатель научного совета конгресса и директор института нейро-сканирования Бендера при университете Гиссен. Фото: Jason Wang /The Epoch Times
Профессор Дитер Вайтль, председатель научного совета конгресса и директор института нейро-сканирования Бендера при университете Гиссен. Фото: Jason Wang /The Epoch Times
На конгрессе «Медитация и наука», проходившем в Берлине под девизом «Новые перспективы нашего знания о себе», мы поговорили с профессором Дитером Вайтлем. Конгресс проходил в оптимистическом настрое, так как на 2011 год Европейский Союз предоставил большие суммы на исследования в этой области.

Мы узнали о вашей многолетней практике медитации. Расскажите об этом, пожалуйста.

Проф. Вайтль: Я начинал с трансцендентальной медитации. Потом я разработал комплекс упражнений продвинутого уровня аутогенного тренинга и самогипноза. Все эти методы снятия напряжения и самовнушения, представленные в обучении, я применял лично.

Вы упражняетесь ежедневно?

Проф. Вайтль: Нет, я выполняю упражнения не каждый день, а смотря по обстоятельствам: я использую эти методы для выхода из стрессовых ситуаций, так сказать, в зависимости от ситуации, когда я в них нуждаюсь. Это и есть цель создания этой методики. Но если говорить о фазе обучения, тогда нужно тренироваться ежедневно.


Когда вы начали медитировать?

Проф. Вайтль: Трудно сказать точно. Это было в семидесятые, во время возникновения трансцендентной медитации; потом добавился аутогенный тренинг, и после этого другие методы, потом я сделал перерыв. Теперь я медитирую только время от времени.

Как у директора Института пограничных областей психологии и психогигиены (IGPP) во Фрайбурге и научного советника, наверное, у вас напряженный распорядок дня. Но вы производите впечатление спокойного человека. Связано ли это с медитацией?

Проф. Вайтль: Нет. Думаю, это больше связано с хорошим распорядком дня и моим замечательным окружением, чем с медитацией. Возможно, при этом я получаю больше радостных моментов в контактах с людьми, чем я бы получил при погружении в медитацию, занимаясь собой. Получается, я больше нахожусь в контакте с другими людьми, чем с собой внутри.

Нечасто случается поговорить с таким признанным экспертом, поэтому я хотел бы попросить вас дать определение медитации — что значит медитация?

Проф. Вайтль: Определение очень, очень многогранное. Изначально, в переводе с латыни это значит «двигаться к центру». Этот перевод уже достаточно пригоден — во время медитации можно подойти, так сказать, к собственному центру. Хотя в настоящее время это стало очень неоднозначным термином, когда все, что, например, связано с ментальным тренингом или осознанностью, сразу называют медитацией. Если рассмотреть практики медитации Востока, там это школы жизни и методы самовоспитания, полностью интегрированные в жизнь. На Западе, однако, они используются вне жизненного контекста. У меня возникают своего рода опасения, что мы так избалованы, следуя своим мыслям о потреблении, мы просто потребляем. Это значит, мы хотим только что-то получить там, где мы, собственно, должны что-нибудь отдать для того, чтобы справиться с жизнью.


Вчера вы рассказывали об истории медитации в Европе — какова ситуация сейчас?

Проф. Вайтль: В настоящее время, кажется, что очень многие люди в Европе заинтересованы медитацией. По сравнению с Америкой, мы далеко позади. У нас интерес только начинает пробуждаться. И, как это часто бывает, то, что делают американцы, понравится нам некоторое время спустя — и через два, три года мы решаемся это принять. В европейской истории можно найти и аутогенный тренинг, и исследования гипноза. Это совместимые вещи, но вот область самовнушения мало развита. Не хватает институтов, систематически занимающихся этими методиками и применяющих их в клинических условиях, также проводя исследования. Этот конгресс и есть начало этого процесса.


Когда вы начали проводить эти исследования в вашем институте?

Проф. Вайтль: Наш Институт существует 10 лет. С самого начала мы работали над методами графической съемки в исследованиях мозга, в основном, при медитации, преодолении боли и контроле эмоций.

Десять лет — это большой срок. Вчера были представлены исследования, проводимые вашим институтом. Можете ли вы назвать несколько значительных результатов этих исследований?

Проф. Вайтль: Мы установили морфологические изменения структуры мозга. Это результат, которого мы не ожидали: у людей, продолжительное время применяющих такой тренинг, изменяется структура мозга. Там появляются сильно выраженные ареалы. Эти ареалы мозга играют роль при регуляции эмоций. Это нам известно из исследований психотерапии. Если человек продолжительное время систематически медитировал, от 5000 до 7000 часов, проведенных в медитации, в этих ареалах, отвечающих за контроль поведения, можно увидеть прирост так называемого серого вещества. Это один из существенных результатов.

Есть ли другие эффекты? Вы описывали такие результаты медитации, как внутренняя ясность или повышение социальной компетентности. Как можно подтвердить такой результат на деле?

Проф. Вайтль: Для ответов на такие вопросы существуют анкеты для опроса людей об их переживаниях и состоянии. Или же проводятся тесты для определения ментальных функций, как, например, концентрация и внимательность. У нас есть целый арсенал психологических методов, позволяющих нам выяснить происходящие изменения.

Еще раз о морфологических переменах: приносят ли они также общее улучшение самочувствия?

Проф. Вайтль: О такой взаимосвязи нам не известно. Испытуемые сообщают о таких изменениях, как улучшение общего состояния, невозмутимости и контроле, что является комплексным практическим опытом. В связи с нашими сегодняшними представлениями о мозге, однако, мы не исходим больше из изолированных локализаций определенных ментальных функций или эмоций. Сегодня исходят из того, что мозг находится в диалоге с самим собой посредством различных ареалов мозга, взаимодействующих между собой. Структура этого диалога или же его профиль создает, в итоге, переживаемые эмоции.

Не могли бы вы рассказать нашим читателям простым языком о приросте серого вещества?

Проф. Вайтль: Серое вещество состоит из тел нервных клеток в мозгу, в которых находятся синапсы. Там и происходит обработка — мышление и переживание; белая субстанция — это волокна в своих слоях изоляции.

Подойдем к практике медитации с практической точки зрения: как она может влиять на человека и на общество?

Проф. Вайтль: На мой взгляд, есть большая цель, которую можно достичь, практикуя медитацию: уменьшение нашего эксцентричного эгоцентризма. У нас в центре стоит личность. Так не должно быть. Не всегда только моя биография должна быть наиважнейшей, но я должен знать, что всегда нахожусь в большом жизненном контексте, который меня питает. При этом я нуждаюсь в определенном соответствии людям вокруг меня. Я думаю, можно сделать человека немного более чувствительным и немного освободить от эгоцентризма. Это, конечно, не значит растворение «Я», а способность отступить в определенных ситуациях и воспринимать информацию окружающей среды. Это также включает осуществление контактов с другими людьми с любовью и вниманием.

Можно ли применять медитацию на производстве?

Проф. Вайтль: Да, безусловно. Само собой разумеется, можно во время работы делать короткие перерывы, когда происходит ментальная регенерация. Сегодня делают перерывы, во время которых снова общаются с другими людьми, курят сигарету или пьют кофе — при этом тема разговора, все-таки, касается работы.

Интересно, что мозг для регенерации зачастую нуждается только в коротком перерыве. Если на предприятии позволяется, тогда короткие перерывы, в которые можно уйти в себя, с точки зрения психологии — замечательное дело. Уже известны такие эффекты медитации. Теперь дело только в организации, медитацию нужно ввести в режим дня.

Система здравоохранения в Германии стоит дорого государству и гражданам — может ли применение медитации тут оказать пользу?

Проф. Вайтль: Мне не очень известны финансовые детали медицинского страхования. Но было уже много разных методов, о которых говорили, что они помогут сэкономить средства. В конце концов, оказывалось, что это не так. Поэтому я исхожу из того, что медитация, по крайней мере, в настоящей начальной стадии распространения в обществе, пока не принесет перемен с финансами.

Большое сердечное спасибо за интервью!

Версия на немецком

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА