Дезоморфиновая эпидемия – насытится ли смертями молодых российский аптечный бизнес?

The Epoch Times19.05.2011 Обновлено: 06.09.2021 13:51
Фото: Максим Кочетков/Великая Эпоха (The Epoch Times)
Фото: Максим Кочетков/Великая Эпоха (The Epoch Times)
Россию накрыла смертельная дезоморфиновая волна. Этот наркотик называют в народе «крокодилом». Такое название не случайно — после нескольких уколов кожа становится чешуйчатой, а потом тело начинает разлагаться, что приводит сначала к ампутации рук и ног, а потом к быстрой смерти. Молодые наркоманы уходят из жизни из-за дезоморфиновой эпидемии по тысяче каждый месяц. Составляющие для изготовления этого наркотика вполне доступны и дёшевы, их можно купить в любой аптеке. Связанные с аптечным бизнесом госструктуры не торопятся бороться с эпидемией.
Красноярский край входит в число тех 60 регионов (всего их 80), где, по статистике Госнаркоконтроля, употребление дезоморфина вышло на первое место среди других наркотиков, что привело к лавинообразному увеличению числа наркозависимых. Более 70% наркоманов – это молодые люди в возрасте от 15 до 27 лет. Особенно тревожная ситуация сложилась в городе Норильске Красноярского края, где уже в 2009 г. более 50% вновь зарегистрированных потребителей наркотических средств были «крокодильщиками».

«Крокодил» – это «наркотик для бедных», так как стоимость дозы не превышает трёхсот рублей. Очевидным преимуществом для потребителей перед другими наркотиками является доступность необходимых для его изготовления составляющих, которые свободно продаются в аптеках. Это, прежде всего, кодеиносодержащие препараты: парацерамол, нурофен плюс, каффетин, кофекс, седалгин, солпадеин, пенталгин, коделак, кодтерпин, терпинкод, коделмикст, сантопералгин, сантотитралгин, теркодин, пиралгин, ношпалгин, тедеин, юниспаз, пентабуфен и ряд других.

Примечательно, что проблема дезоморфина вышла на поверхность в 2006 году в Норильском промышленном районе после того, как благодаря совместным усилиям силовых структур удалось практически полностью перекрыть каналы поставки в Норильск героина. Добились, казалось бы, положительного результата. Однако героиновый голод побудил наркоманов к изготовлению наркотиков с использованием кодеиносодержащих препаратов. Ситуация в Красноярске напоминает норильскую – в прошлом году в Красноярске наркополицейские изъяли 30% всего количества изъятого героина в СФО. Поэтому бум распространения дезоморфина в краевом центре также можно связать с эффективным выявлением и пресечением каналов поставки и распространения героина. Так, в соседней Кемеровской области, которая не может похвастаться подобными результатами, нет и дезоморфиновой эпидемии. Это обстоятельство лишний раз актуализирует борьбу с наркоманией путем принятия системных, объединяющих все здоровые структуры общества мер, направленных не столько на пресечение распространения и употребления наркотиков, сколько на реабилитацию наркоманов, профилактику этого бедствия, пропаганду и реализацию здорового и нравственного образа жизни.

Дезоморфин является наркотическим анальгетиком, который в девять раз активнее и в пять раз токсичнее морфина. В России он включен в Список 1 Перечня наркотических и психотропных средств ПККН. Дезоморфин является одной из модификаций морфина. Он был впервые синтезирован при поиске заменителей морфина путем соединения кодеина с тионилхлоридом и последующим восстановлением полученного промежуточного продукта. Дезоморфин не получил широкого распространения в медицинской практике. В кустарных условиях дезоморфин получают в результате взаимодействия кодеина, выделенного из лекарственных форм, со смесью кристаллического йода и красного фосфора.

Дезоморфин гораздо токсичнее героина по своему воздействию на организм. Он гораздо быстрее вызывает привыкание – уже после двух-трех доз. Избавиться от этой зависимости, признают медики, практически невозможно. У дезоморфинового наркомана разрушаются иммунная система, печень, сосуды. Через три-четыре месяца на теле появляются глубокие гноящиеся язвы, закупориваются вены, поэтому руки и ноги таким больным приходится ампутировать. Добиться ремиссии у больных невозможно. Если средняя продолжительность жизни героинового наркомана составляет пять-семь лет, то дезоморфинового – около года.

Дезоморфиновая эпидемия распространилась на большинство российских регионов. При этом два года назад она громко о себе заявляла лишь в 21 субъекте Федерации. Количество наркозаболеваний увеличивается пропорционально расширению производства и продажи обезболивающих препаратов на основе кодеина.

Сегодня мировой фармацевтический рынок предлагает массу препаратов без кодеина, но обладающих подобным обезболивающим действием и сходных по цене. Иными словами, имеются все возможности для применения препаратов со схожими фармакологическими свойствами, но с более безопасными для организма человека составляющими. Следует отметить, что кодеиносодержащие препараты в качестве лекарств российскими гражданами, преимущественно пожилыми, стали широко употребляться лишь в 21 столетии, по существу, превратив этих людей в скрытый наркоконтингент. В своё время и кокаин, и героин также были лекарствами, но когда наносимый вред превысил предполагаемую пользу, они попали сначала в списки лекарств, которые продаются по рецептам, а потом вообще покинули лекарственное поле. Увы, плюсы и минусы кодеиносодержащих препаратов не обсуждаются в СМИ, доступных для пожилого контингента россиян. Наблюдается только их активная реклама.

Как правило, наркоманами молодые россияне, и красноярцы здесь не исключение, становятся вследствие разнообразных причин, в основном социального характера. Это негативное влияние друзей, «стадный инстинкт» (в большинстве случаев молодые люди впервые пробуют наркотические средства именно
в группе); неблагоприятные условия жизни; непонимание со стороны родных и знакомых; желание испытать новые ощущения; стремление к удовольствиям на фоне потребительского отношения к окружающим; безразличие к ценностям здорового, осмысленного, продуктивного образа жизни и т.д.

В связи с вышесказанным, к каждому случаю наркозависимости необходимо подходить индивидуально. Только так можно выявить наиболее значимые причины и условия, подталкивающие человека к употреблению наркотических средств, и предпринять эффективные меры по оказанию помощи. Однако борьба с наркоманией – это борьба одновременно и со спросом, и с предложением. Ситуация с распространением «крокодила» такова, что его доступность поддерживается имеющимися уже почти на каждой улице аптеками.

Первоочередная мера здесь очевидна – в комплексе с иными профилактическими и запретительными мерами надо срочно ограничить доступ граждан к кодеиносодержащим препаратам путем ужесточения санкций (вплоть до уголовной ответственности) за продажу работниками аптек вышеназванных препаратов без рецепта соответствующего врача. Параллельно необходимы срочные меры по замещению кодеиносодержащих препаратов их безопасными аналогами.

С открытым призывом запретить свободную реализацию кодеиносодержащих лекарств недавно выступил Госнаркоконтроль, к этому неоднократно призывали журналисты, отдельные специалисты и даже губернаторы. Однако Минздрав продолжает демонстрировать равнодушие к проблеме, отказывая во введении рецептурного отпуска со строгим журнальным учётом. По оценкам эксперта Юрия Крупнова, цена бездействия – минимум по 1000 убитых дезоморфином в месяц! Очевидно, что безнравственным интересам различных структур и чиновников, зависимых от сверхприбылей от наркотиков и их составляющих, может быть противопоставлена только гражданская активность населения, мобилизация всех здоровых сил общества.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА