Может ли Россия стать успешным государством

Автор: 17.10.2015 Обновлено: 05.11.2021 17:56

/epochtimes.ru/ Вопросы успешности развития социальных систем и государственной политики обсуждались 28 ноября на прошедшем в Москве пленарном заседании Всероссийской научной конференции. Председатель оргкомитета конференции — генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии, доктор физ.-мат. н., доктор полит. н., профессор Степан Сулакшин выступил с докладом «Успешность страны: теория и практика». Далее будут изложены основные концепции его выступления.

Учёный сравнивает успешность государства с успешностью индивида. Несмотря на то, что ответ на вопрос, успешен ли конкретный человек или нет, много проще, чем ответ на аналогичный вопрос в отношении государства, определять параметры успешной страны, её желаемый облик вполне возможно.

«Страна — это большой объект управления. Она сложнее, чем ракета, атомная станция или корабль. Для корабля прокладывается курс, вперёдсмотрящий отслеживает отклонения от наилучшего курса. А как прокладывать курс для страны и фиксировать от него отклонения? Обычно говорят о конкурентоспособности страны, но такой может быть фирма. Для страны нужно другое понятие, другая методология и использование её в государственном управлении», — считает Степан Сулакшин.

С этой целью эксперт предлагает использовать новый авторский индекс — индекс успешности, который позволит вычислить оптимальные значения всех параметров государственного управления, а также диагностировать и прогнозировать состояние такого сложного механизма, как государство.

Участники Всероссийской научной конферении

Участники Всероссийской научной конференции. Фото: Ульяна Ким/Великая Эпоха

Индекс успешности

Данный индекс, разработанный в Центре научной политической мысли и идеологии, показывает, какие значения количественных характеристик объектов госуправления обеспечивают максимальную степень достижения целей страны.

Озвученные высшим руководством страны предложения фокусируются на идее вывода России на конкурентоспособный уровень. Однако как это собираются сделать, из документов понять очень трудно. Заявление президента о конкурентоспособности можно отнести и к человеку, и к отрасли, и к населению, и к стране, и к государству, что по мнению учёного фактически уничтожает логическое осмысление содержания категории.

Как страна может быть приравнена к предприятию? Без агрегированного показателя она не может проложить свой путь, устанавливать для себя цели. А без цели какие же ценности могут быть установлены?

«Конкурентоспособность — это экономический термин, который характеризует способность производителя товаров и услуг на рынке продать этот товар себе не в убыток. Это понятие применительно фирмы, товара, рынка, но как соотнести это с понятием страны?» — рассуждает учёный.

На каком рынке и чем государство торгует? Нам представляют это как институт оказания услуг населению, но государство является специфической социальной оболочкой, созданной обществом для достижения всеобщего блага. Всем понятно, что общее — благо это не общая сумма индивидуальных доходностей, представлений о среднем классе, который живёт хорошо, а, значит, и страна живёт хорошо, и государство в таком случае успешно. Такой подход отличается от понятия «всеобщее благо». Поэтому возникает необходимость вместо неуместной, контрпродуктивной идеи о государственной конкурентоспособности научиться измерять успешность страны по её целям.

«Успешность страны — это не прибыльность, не рентабельность, не конкурентоспособность, а степень достижения целей страны», — убеждает учёный.

Надо понимать, что представление о социальной системе у нас не однородны, существует много групп, интересов, все из которых необходимо учитывать. Руководитель Центра убеждён в результативности, возможной реализации и легализации обозначенных ценностей, потому что политический, ценностный, социальный подход, разработанный в Центре научной политической мысли и идеологии, включает всю эту цепочку.

Администрирование и подмена понятия «всеобщее благо» частным, индивидуальным является источником коррупционных явлений и неуспешности работы государства. Степан Сулакшин уверен, что эти два подхода влияют на методологию построения методов оценки эффективности или успешности: эффективность тяготеет к управленческой тематике, успешность — более к политической.

«Если государство — это машина, которая продаёт услуги населению, то всегда можно увидеть, что выигрывает богатое меньшинство, коррумпированный администратор, а в проигрыше всегда оказывается большинство и социум. Ключевая ошибка догматиков либерально рыночного подхода к социальной материи, каковой является государство, именно в том, что нельзя применять одинаковую схему как для государства, так и для предприятия», — считает руководитель Центра.

Какие цели у государства?

Со времён правления Горбачёва, Ельцина и Путина страна в своём развитии спускается вниз по многим показателям. Сегодня можно говорить о реальной угрозе государственности в России. Для нашей страны имеется закономерность отставания между моментом государственного управления и результатом развития примерно в шесть лет. И если сегодня принимаются разрушительные решения по санкциям, плавающему курсу рубля, по инфляции, то через шесть лет можно ждать очень неприятных последствий.

Степан Сулакшин говорит, что мы можем задать иную модель развития, принять такие управленческие решения, которые переведут нас на поверхность другой модели и начнут двигать вверх, а не вниз: «Мы сейчас ползём вниз несмотря на уверения некоторых, и будем ползти до 2020 года, после чего пойдём вверх. Это оптимистический прогноз, но без усилий и трагедий прорыва обычно не происходит».

Это не только вызов руководству страны, но и народу. Оздоровление страны может наступить и раньше на основе понимания и уважения настоящей науки, а не болтовни о постиндустриальной экономике и т. д.
Государство — это принципиально нерыночная категория, оно управляется по другим законам, которые надо понимать и применять. Успешность государства состоит в достижении публичных целей, здесь нет места рентабельности и конкурентоспособности.

Изменение движения государства возможно с использованием предлагаемой модели индекса. Это реальная величина, которая иллюстрирует, что «человеческое сообщество, государственная конгломерация есть форма жизни, объективный объект нашего мироздания», — сказал он в заключение.

Непонимание важнейших базовых вещей, ориентация на ошибочные догматичные рыночные теории представляет огромную опасность для России. Её успешность снижается к порогу устойчивости государства и грозит тем, что случилось с СССР в 1991 году. (epochtimes.ru)

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА