Воспоминания детства и факты истории: 19 мая в СССР отмечался как день рождения пионерии

The Epoch Times19.05.2009 Обновлено: 06.09.2021 13:39

Фото: Википедия


Фото: Википедия
От пионерского детства остались противоречивые воспоминания: от самых светлых и хороших до самых неприятных, подчас просто гнетущих. У меня возникло желание разобраться, откуда же родилась такая амплитуда чувств и эмоций.

Помню, как я с гордостью носила в детстве свой красный пионерский галстук и была просто счастлива, что стала пионеркой. Помню, что очень любила «пионерские зарницы» в школе и «пионерские костры» в пионерском лагере. Мы выезжали всем классом за город, где проводилось много интересных спортивных соревнований, где мы все вместе очень дружно общались, пели песни, шутили, смеялись.

С меньшим восторгом вспоминаются сборы макулатуры и металлолома. Родители всегда ворчали, что вместо того, чтобы сдавать макулатуру и получать талоны на ценные книги (если вы помните, в те времена достать любую хорошую книгу было большой проблемой, а на талоны за сданную макулатуру их можно было приобрести), я без пользы для дома уносила ее в школу.

С еще меньшим восторгом вспоминаю обязательные политинформации, которые мы должны были еженедельно проводить. Подготовка к ним, когда подходила моя очередь, для меня была сплошной мукой, хотя я с большим удовольствием могла делать доклады на любые другие темы. На политинформации надо было делать обзор или по ситуации в мире, или по какой-то отдельной стране, но не просто обзор, а давать оценку ситуации с учетом ценностей тех времен (что у нас, как всегда, все хорошо, а у них, как всегда, все плохо).

Пионерские линейки и сборы мы в основном любили за атмосферу праздника и за отмену уроков, которые на них выпадали. Девочки и мальчики в белых фирменных рубашечках с позолоченными пуговичками были все такие нарядные и красивые, в будни детские комбинезоны нашего отряда, тоже казались необычными.

Помню и совсем парадоксальный случай из детства. Я училась в английской школе, и к нам по обмену приезжали учителя из англоговорящих стран. А так как я всегда превосходно танцевала, однажды меня попросили продемонстрировать русские танцы учителю из Шотландии, который очень интересовался русской культурой. Учителю так понравилось мое исполнение, что он предложил мне приехать в Шотландию, дал свой адрес и записал мои данные, чтобы потом выслать приглашение.

А на следующий день моих родителей вызвали в школу «на ковер» к директору, где шел разговор о том, что «советская пионерка» не может вступать в доверительные отношения с человеком из капиталистической страны, а тем более обмениваться с ним адресами без соответствующих на то разрешений парторганизации и руководства школы. Надо сказать, что демонстрация русских танцев шла под пристальным наблюдением школьного партактива, где все мило улыбались во время процедуры обмена адресами и поощрительно кивали, и никто не возражал против этого процесса.

Именно тогда я серьезно начала задумываться над тем, какой смысл стоит за словосочетанием «советская пионерка». Но в те времена ответа на этот вопрос найти так и не смогла. Как же родилось пионерское движение, и кто они такие – «советские пионеры»?

По материалам из свободной энциклопедии «Википедия»: «пионерское движение – деятельность детских коммунистических организаций в СССР и в других социалистических странах. Происходя от скаутского движения, пионерское движение отличалось от него по существенным аспектам: система носила всеохватывающий государственный характер и ставила своей целью идеологическую индоктринацию детей и их воспитание в качестве граждан, полностью преданных коммунистической партии и государству.

При этом следует отметить, что, по мере эволюции движения, роль наследия скаутинга в нём падала. В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его имя».

В России в 1917 г. была достаточно разветвленная сеть скаутов общей численностью около 50 тысяч. Образец того, чем занимались скауты, мы видим на примере поведения героев книги А. Гайдара «Тимур и его команда». Скауты оказывали конкретную социальную помощь нуждающимся, что в условиях начавшейся гражданской войны было очень актуально. Они помогали разыскивать беспризорных детишек, организовывали отряды детской милиции и т. д.

Однако представители комсомола видели в скаутском движении своих прямых конкурентов. Поэтому началась борьба со скаутизмом. Основным аргументом в этой борьбе было то, что скауты не проводят реального коммунистического воспитания детей. И на съезде РКСМ в 1919 г. было принято решение о роспуске скаутских отрядов.

Однако одновременно с этим процессом явно ощущалась потребность в создании альтернативной организации для работы с детьми, которая могла бы при этом прививать им коммунистические идеи и взгляды. В 1921 г. Крупская неоднократно выступала с докладом о создании такой организации, который позднее был опубликован в виде брошюры «РКСМ и бойскаутизм». Основной идеей этого доклада было создание детской организации «скаутской по форме и коммунистической по содержанию».

После чего руководство комсомола создало специальную комиссию по изучению этого вопроса. В итоге работы комиссии было принято решение о создании детского коммунистического движения. Возглавляющий работу этой комиссии И. Жуков предложил в соответствии с рекомендациями Крупской название для новой организации, заимствованное из скаутской практики – это и было всем сегодня известное название «пионеры».

От скаутов же была заимствована и форма одежды: зеленый скаутский галстук был заменен красным, зеленая скаутская блуза – белой, три лепестка лилии на скаутском значке – тремя языками пламени на пионерском значке (что вместе с тремя уголками пионерского галстука символизировало единство пионерии, комсомола и партии).

А скаутский девиз «Будь готов!» и ответ на него «Всегда готов!» были заимствованы без изменений, но в них был заложен другой идеологический смысл – теперь этот лозунг символизировал ежеминутную готовность на борьбу за освобождение рабочих и крестьян всего мира. И позднее он зазвучал так: на призыв: «Пионер, к борьбе за дело коммунистической партии Советского Союза будь готов!» следовал ответ: «Всегда готов!»

Из скаутизма были привнесены в пионерскую организацию и игровые формы воспитательной работы с детьми, и структура построения: организация детей по отрядам, институт вожатых, сборы у костра и прочее.

2 февраля 1922 г. бюро ЦК РКСМ разослало всем местным организациям циркулярное письмо о создании детских групп при комсомольских ячейках на предприятиях, учреждениях и в деревнях. Пионерские организации в школах, то есть независимо от места жительства, стали создаваться в 1923 г. Фактически они предназначались для установления партийного контроля над школами, в равной мере, как над учащимися, так и над учителями.

Руководство пионерской организацией осуществлял Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи, который сам в свою очередь был подотчетен КПСС.

В сталинскую эпоху на пионеров возлагались функции по борьбе с антисоветскими элементами. Такая борьба пропагандировалась как гражданский долг пионера. Пионеров призывали доносить на лиц, нарушающих нормы коммунистической «морали». Именно тогда появился культ Павлика Морозова, который, по официальной версии, донес на своего отца, укрывавшего хлеб. Советская литература и история тех времен полна красочных историй на эту тему: сын или дочь доносили на мать, собиравшую упавшие колоски на колхозном поле, чтобы накормить этого же самого доносчика-ребенка, после чего мать отправляли в «лагеря», а ребенок награждался путевкой в другой самый престижный детский лагерь страны – «Артек».

В 1990 г. на Х всесоюзном слёте в Артеке Всесоюзная пионерская организация имени Ленина была преобразована в международный Союз пионерских организаций – Федерацию детских организаций. На практике эта трансформация, а также запрет в 1991 г. КПСС, роспуск ВЛКСМ и распад СССР подорвали мощь пионерской организации и привели к фактической ликвидации большинства пионерских дружин.

По-настоящему ответить на свой детский вопрос о смысле словосочетания «советский пионер» я смогла только уже после начала «перестройки» с открытием архивов и появлением свободного доступа в Интернет. Тогда я познакомилась с историей создания «пионерии» и смогла со свежим взглядом оценить свои детские ощущения и воспоминания.

И поняла, что все мои приятные и светлые воспоминания, связанные с пионерской юностью, базируются на тех элементах и моментах, которые были взяты в пионерскую организацию из скаутского движения. А все, что вспоминается тяжело, если не сказать с отвращением, было привнесено коммунистической идеологической обработкой и наполнением.

В России по отмашке Д. Медведева хотят воссоздать пионерию. Новая пионерская организация будет носить название «Юность России». Какой станет новая организация, и будут ли учтены ошибки прошлых лет, пока сказать трудно.

Главными пунктами критики бывшей организации являются её идеологизированность и формализм. Лидер современных петербургских скаутов Кирилл Алексеев считает бывшую пионерскую организацию «монстром формализма, равнодушия и бюрократии».

Конечно, всегда хорошо, когда есть организация, которая берет на себя хотя бы частично функции по воспитанию молодого поколения, прививает им нравственные нормы и ценности, учит быть достойными гражданами общества. Но, прежде всего, она должна воспитывать свободных граждан, а не фанатиков, которые готовы выполнять все указания по отмашке свыше. Нельзя смешивать воспитание детей с их политизацией. Прежде всего, ребенок должен вырасти хорошим, добрым и честным человеком, и тогда он непременно сможет стать достойным гражданином своей страны.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА